Ксения Абраменкова
Песочная терапия как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Вспоминая свое детство, каждый взрослый может вспомнить свои игры с песком. Как сидя на берегу озера, возводил замки из песка, строил дороги.
Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит. Но именно это простое действие хранит удивительную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, ребенок достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.
Публикация «Песочная терапия как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Еще одно важнейшее свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра – это создание сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения любой ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений.
Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти простые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.
Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Игры с песком разнообразны:
• обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
• познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, историю своего города, и т. д. ;
• проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика.
В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на многообразные приёмы работы, песочницу я использую для обогащения словарного запаса, развития связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия, пространственных представлений у детей младшего возраста. Занятия проходят в более интересной, увлекательной и продуктивной форме.