Батраева Гулия
Песочная арт-терапия как метод развития мелкой моторики рук у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики рук является важнейшей задачей в воспитании ребёнка дошкольника.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики? На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Она
Публикация «Песочная арт-терапия как метод развития мелкой моторики рук у младших дошкольников» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
влияет на развитие речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Развивать мелкую моторику можно разными способами.
Но мы с вами остановимся на песочной терапии
«Песочная арт-терапия» - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.
Песочная терапия замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев).
Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу проводя развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Песочная терапия позволяет добиться у детей устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия, обучение становится осознанным. Пластические свойства песка способствуют тактильной стимуляции и развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Игры с песком разнообразны:
Творческие игры с песком, которые развивают воображение, эмоциональную отзывчивость.
Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.
Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию.
Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.
Песочная терапия сегодня это одно из наиболее популярных направлений.
Одна из причин такой популярности кроется в простоте метода и минимальном количестве реквизита, необходимого для нее.
Как правило, для проведения занятия достаточно ящика, наполненного песком. Важным инструментом терапии являются разнообразные игрушки и предметы: пуговицы, камушки, шишки, бусины — словом, любые объекты, которые можно использовать в игре.
Оборудование для «песочной терапии»
1) Песочница – деревянный или пластиковый ящик, окрашенный в синий цвет;
2) Пластиковые прямоугольные подносы;
3) Обычный песок;
4) Кинетический песок (разных цветов);
5) Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах) :
* лопатки, стеки; разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
*миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и
возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. ;
* бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.
Игровые занятия с песком могут проходить как индивидуально, так и в малых группах (2 – 4 человека). Периодичность занятий 1- 2 раза в неделю
7 слайд
В младшем дошкольном возрасте детей начинаем знакомить с самыми простыми играми с песком, которые направлены на развитие мелкой моторики. Рассмотрим некоторые из них.
«Знакомство с песочницей». Детям предлагается «поздороваться» с песком, порисовать на нем, чтобы дети почувствовали, какой он на ощупь: холодный или теплый, шершавый или гладкий, приятный – неприятный. Попросить выполнить следующие действия: дотронутся до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки. Одновременно всеми пальцами сначала легко, затем с нажимом. Сжать кулачки с песком, а потом медленно высыпать его в песочницу. Дотронуться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной. Перетереть песок между пальцев, ладоней. Затем намочить песок и обратить внимание детей на то, что песок изменился, он не сыплется, похож на кашу. Теперь из него можно лепить, перемешивать его руками, черпать совком или формочкой, делать горки, пещеры, дороги, прятать в него игрушки.
8 слайд
«Необыкновенные следы или песчаные отпечатки». Дети оставляют отпечатки своих рук на песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками или другими мелкими игрушками.
9 слайд
Кинетический песок - живой песок, представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей.
В игре с таким песком ребенок получает новые тактильные ощущения. Возникает желание экспериментировать. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.
Игра «Я пеку, пеку». Первые творения малышей — это, конечно же, куличики. Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Пирожки можно "выпекать" руками, перекладывая песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.
«Угадай-ка».На кинетическом песке любой предмет или штампик оставляет отличный, хорошо различимый след и из этого также получается отличная развивающая игра. Возьмите несколько разнообразных предметов, разровняйте песок на столе. Попробуйте оставить следы этими предметами на песке.
10 слайд
Использование песочной терапии на занятиях и в индивидуальной работе с детьми дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
значительно повышается общий эмоциональный фон;
снижается уровень тревожности;
повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика;
более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции восприятие, внимание, память и мышление.