СТАДНИКОВА ЮЛИЯ
Песенный фольклор в сфере личной и общественной жизни казачества
▼ Скачать + Заказать документы
Песенный фольклор в сфере личной и общественной жизни казачества
Важную роль в общественно – культурной жизни терских казаков играл фольклор. Терский фольклор представляет специфическое самостоятельное образование, истоки которого восходят к тем районам Южной или Средней России, откуда пришли на Терек первые русские обитатели северокавказских гребней, а затем украинские.
Публикация «Песенный фольклор в сфере личной и общественной жизни казачества» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Народная культура, фольклор
- Песни. Все материалы на тему песен
- Темочки
Если в терско – гребенских станицах бытовал преимущественно великорусский фольклор, то в других можно было встретить украинский. Некоторая часть русских и украинских народных песен составляла общеказачий северокавказский репертуар.
Одним из любимых и широко распространенных жанров казачьего фольклора на Тереке были исторические, военные и бытовые песни, репертуар которых отличался большим богатством и разнообразием. Популярны были на Тереке казачьи лирические песни, исполнявшиеся дома, на различных работах, в походах. Этот песенный жанр был самым разнообразным и широко распространенным в казачьей среде, а это – хороводные, плясовые, протяжные и другие песни. Наибольшей популярностью пользовались военно – бытовые лирические песни, отражавшие тяжелую казачью судьбу, безвременную смерть где - нибудь на чужбине, трудную долю казачьих вдов и сирот. Сюда же можно отнести так называемую пейзажную лирику о Тереке, связывающую казачество со своей новой родиной и отражавшую любовь казаков к родному краю и верность ему. В качестве примера может служить песня «Между серыми камнями», ставшая гимном казачества [4, c.56-57].
Основной почвой и материалом для фольклора оказывались такие явления традиционно – бытовой культуры, которые в совокупности образуют сложный по составу мир первичных обобщений, относящихся к различным сторонам действительности: обряды, обычаи, нормы быта, семейное отношения, отражаясь и трансформируясь в фольклоре, формировали определенные художественные обобщения и сохраняли, таким образом, в сфере личной и общественной жизни свод первичных ценностей, оттеснявшихся в ходе стадиального развития на периферию сознания. Так сохранялись в казачьей семье традиционные ориентиры для формирования специфического психотипа, характерного для данного общества. Таким образом, фольклор в его различных составляющих началах генетически связан с традиционным бытом, с отношениями в семье, между ее членами, а значит, воздействовал на формирование у подрастающего поколения казачьих традиций [5, c.6].
Первой ступенью в фольклоре можно считать колыбельную песню. Она пелась в станицах до недавнего времени почти без изменений, и это может свидетельствовать о том, что народное творчество очень точно передавало фольклорный образец. Нарисованный идеал казака – мужчина – воин, «богатырь», который может отличиться, завоевать почет, уважение своими делами на поле брани. Идеал женщины – казачки – мать, верная жена – труженица, которая ждет домой мужа и сына. В колыбельной в простой форме представлен своеобразный курс жизниведения, где показаны основные социальные роли: отца, матери, их сына [2, c.39 – 40].
Судьба Терских казаков сложилась так, что они часто становились активной силой во всех наиболее значимых событиях для народа и государства. Неслучайно в богатом фольклорно – поэтическом материале, бытующем в казачьей среде, ведущее место занимает историческая тема. Поэтической задушевностью, цельностью и полнотой чувств отличаются казачьи песни о Доне, Тереке, Кубани. Смысловой акцент часто ставится в этих песнях на образе «осиротевшей реки», потерявшей своих «удалых сыновей». В песнях славят казаки и любимых атаманов : Ермака, Черкашина, и др. Одновременно воспеваются принципы братства, равенства, долга, чести, составлявшие основу бытования казачьей общности. Значительный пласт песенного творчества посвящен казакам – некрасовцам, проживавших в свое время на территории Грузии, Краснодарского и Ставропольского краев. Цикл этих песен повествует об исторических судьбах казачества, которых жизнь разметала по чужбине.
Можно сказать, что все этапы семьи и казачьей общности или отражены в песнях, или сопровождали их. Так, с рабочим процессом в семье связаны трудовые песни, определенные комплексом производственных задач и набором повторяющихся движений, ситуаций. Функции трудовых песен многозначны : они признаны облегчить трудовой процесс, способствовать созданию единого ритма, сплочению трудового коллектива, созданию благоприятной эмоциональной обстановки семьи. За трудовой песней на определенной стадии могла закрепиться магическая функция: стремление обеспечить успех семейного дела, воздействовать на сверхъестественные силы, устранить возможные опасности. Трудовые песни включали в себя серию рабочих команд, призывов, эмоциональных возгласов. Нередко в них описывались трудовые процессы, взаимоотношения работающих в семье (матери и отца, родителей и детей и т. д.) [6, c.3-7].
Также песенный жанр являлся одним из немаловажных вспомогательных средств в семейном воспитании, поэтически обобщая взгляд народа на жизнь. Песенный фольклор, формируя представления о далеком прошлом, о ярких героических страницах казачества дает тот необходимый пафос, посредством которого в сознании ребенка закрепляются установки на восприятие общепринятых положительных качеств [1, c.116].
В жанровом отношении песенный фольклор терских казаков можно разделить на обрядовые календарные песни, былины или героические песни на былинные сюжеты, исторические и лирические песни. К календарной обрядовой поэзии относились известные на Руси и на Украине «колядки», «щедривки» или «маланки», исполяемые во время святок, хоровые пасхальные песни, гадальные песни, различные свадебные, венчальные и другие [4, c.58].
С песнями – благопожелания тесно связаны заклинания, с которыми в праздники обходили дворы. Первоначально им придавалось магическое значение – они должны были обеспечить тому, кому пелись, всяческое благополучие: счастливый брак, здоровых детей, хороший урожай и прочее. Некоторые из песен, особенно колядки, звучали как заклинание. Первоначально казаки обходили дворы с заклинаниями, при этом производились и магические действия. Они постепенно усложнялись, превращаясь в песни. Заклинательный, иногда благожелательный тон сохраняли долго, даже тогда, когда заклинания перешли в детский фольклор [1, c.117].
В песнях на равнее с темой патриотизма, любви к Родине, тема борьбы с классовыми врагами, причем видное место в них занимают образы Степана Разина и других вождей крестьянских восстаний 16 -18вв. Фольклор казаков Северного Кавказа являлся продолжением и органической частью общерусского и украинского фольклора, но он имел и своеобразные черты в рамках общеказачьего фольклора. Соседство и общение с горцами сопровождались у казаков заимствованием некоторых обрядов, обычаев, бытовых элементов, танцев. Это сказалось и в песнях [7, c.72].
Во второй половине 19 века в результате того, что часть казацкой бедноты иногда отправлялась на заработки в город, в станицах возникают так называемые фабричные песни. Песни эти разнились по содержанию и мелодиям от казацких, но изменившаяся социальная среда создавала условия для их усвоения и распространения.
В казачьем песенном фольклоре одно из ведущих мест продолжала занимать военно – патриотическая тематика. В ней отражалось горькое положение оставшихся при доме стариков – родителей или беспомощных жен с малыми детьми. В песнях рассказывалось о героизме казаков. Много исторических песен привносили в среду казаков служивые казаки, возвращающиеся в родные края с дальних походов, а еще больше – «иногородние» - русские переселенцы в казачью область. Отличались разнообразием и свадебные песни. На свадьбах и других празднествах исполняли общерусские песни : «Ой вы, сени, мои сени», «По Дону гуляет казак молодой», «Вниз по матушке по Волге», и другие [4, c.59].
Наиболее яркое отражение истории в исторических песнях. В. И. Игнатов в хрестоматии «Русские исторические песни» подчеркивая значимость этого жанра, пишет, что в отличие от других жанров устного поэтического творчества они отражают в основном внутриполитические столкновения различных общественных групп и классов, внешнюю политику государства. «Количество исторических песен и их качественные изменения полностью зависели от событий в общественной жизни в тот или иной период истории» [3, c.3].
Таким образом, песенность терского казачества является неотъемлемой частью системы диалектов русской песни. При исследовании южнорусских песенных сталей она становится важным стилевым показателем южного региона. Любые события происходящие в жизни казака находили отражение в народных произведениях. Почти в каждой песни выражалось и настроение, и боевая обстановка. Так на Кавказе, во время войны с горцами, боевые сражения шли почти непрерывно и сложенные в то время песни живо рисуют картину происходящего: штык стал товарищем, конь – братом, шашка – подругой. Более разнообразными являлись те песни, которые слагались на события, участниками или свидетелями которых являлись казаки. Песенный фольклор Терека в целом несет на себе сильнейший отпечаток традиционно складывающегося многими десятилетиями, во многом своеобразного казачьего образа жизни – способов бытования, бытовых основ, социальных и семейных взаимоотношений, общего характера культуры.
Библиография
1. Боднева Н. А. Содержание и формы семейного воспитания в Терском казачестве : история и современность (монография). - Пятигорск 2008,с - 185.
2. Виноградов А. В., Ростунов Е. В. Казачья колыбельная песня : колорит 1836 – 1837г. // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы Второй международной Кубанско – Терской научно – просветительской конференции. – Армавир, 2000, с. 39 – 40.
3. Игнатов В. И. Русские исторические песни. Хрестоматия – М., 1985, с. 3.
4. Коломиец В. Г. Очерки истории и культуры терских казаков. – Нальчик: Эльбрус, 1994, 88с.
5. Пропп В. Я. Специфика фольклора. – Л., 1946. С. 6.
6. Путилов Б. Н. Основные аспекты связей фольклора с традиционно – бытовой культурой // Советская этнография, 1975, №2, с. 3-7.
7. Фарфоровкий С. Из фольклор терских казаков. Записки Терского общества любителей казачьей старины. 1914 № 3, с. 72.