Ирина Карабчукова
Первые шаги в инклюзивном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
В мире накоплен большой опыт помощи дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.
В нашем ДОУ «Лекотека» была организована сравнительно недавно. Причиной ее открытия послужил ряд факторов: социальных – запрос родителей, нехватка мест в специализированные дошкольные учреждения; медицинских –показания состояния здоровья детей, психолого –педагогических. Основная форма работы с ребенком и родителями в нашей «Лекотеке» - индивидуальная: консультации, тренинги, беседы.
В работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, мы решаем следующие задачи:
Публикация «Первые шаги в инклюзивном образовании» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
1. Достижение максимально возможной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с тяжелыми нарушениями речи – три ребенка, неврозами и логоневрозами- три ребенка, ЗПР – два ребенка, умеренно выраженной энцефалопатией –два ребенка, тугоухостью – один ребенок.
2. Оказание благотворного влияния на развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие у них игровой, продуктивной и познавательной деятельности.
3. Оказание психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья в подборе адекватных средств общения с ребенком.
Задачи деятельности «Лекотеки» определяются: индивидуально - образовательным маршрутом ребенка, разрабатываемым специалистами, на основе существующих методов и техник коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Игра - основной метод ««Лекотеки»». Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы.
Участниками образовательного процесса в «Лекотеке» являются дети с ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра. Для эффективности работы «Лекотеки» нами разработана комплексная система взаимодействия специалистов. Специалистами реализуется инновационный проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ «Комиссурики». Проект «Комиссурики» представляет собой комплекс интегрированных занятий (физо, совместные коррекционно-развивающие занятия психолога и логопеда, позволяющий учесть психосоматические индивидуальные особенности детей, способствующий раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, привлечению родителей в качестве партнеров образовательного процесса. Это успешный шаг к овладению практическими способами оздоровления и синхронизации работы полушарий головного мозга, что улучшает как общее самочувствие ребенка, так и психосоматическое.
Уникальность проекта:
Процесс психического развития происходит при условии высокой двигательной активности детей. При регулярном выполнении кинезиологических упражнений и комплексном санологическом воздействии на весь организм ребенка образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, в том числе и речи.
Цель проекта:
Коррекция минимальных мозговых дисфункций у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, в частности, с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
- дать практические знания участникам проекта о пользе применения кинезиологии в оздоровлении ребенка;
- развивать тонкую и общую моторику, эмоционально-волевую сферу;
- воспитывать бережное отношение к своему телу.
Вероятность успеха проекта: При системном комплексном воздействии методами кинезиологии на организм ребенка возможен успех оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом наблюдается снижение проявлений ММД (минимальных мозговых дисфункций, улучшение межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Детям предлагается следующий алгоритм выполнения кинезиологических технологий по программе Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое развитие и коррекция детей с ОВЗ».
1) Межполушарное взаимодействие;
2) Моторная сфера (общая моторика и развитие саматогностических функций, самомассаж, перекрестные движения, артикуляционная моторика, мимические движения, мелкая моторика, тактильный гнозис, зеркальное рисование, симметричное рисование);
3) Зрительное восприятие и глазодвигательные упражнения.
4) Дыхательные упражнения.
Особое место в реализации проекта «Комиссурики» отводится психогимнастике. Подобран специальный комплекс соответствующих упражнений, игр, этюдов на развитие эмоционально-личностной сферы, психомышечную тренировку, на реакции напряжения и расслабления. Методика разучивания упражнений психогимнастики проста: от простого к сложному. Задания обязательно чередуются в плане напряжения и расслабления мышц и эмоций. Во время разучивания и выполнения обязательно привлекаются родители.
Комплексное диагностическое обследование включает в себя следующие разделы: показатели динамики формирования физических качеств; показатели динамики сформированности мелкомоторных движений, куда входят такие критерии, как - собирание матрешки, застегивание и расстегивание пуговиц, копирование прямых, изогнутых, замкнутых линий, и более высокий уровень – дифференциация правой и левой руки, срисовывание фигур, вырезывание по контуру. Педагог-психолог определяет степень эмоционального комфорта и безопасности каждого ребенка, уровень психического развития. Этот показатель анализируется на основании проведенной психологом углубленной оценки психического развития ребенка по таким сферам, как – регуляторной, когнитивной, аффективно-эмоциональной. При этом каждая из сфер, помимо углубленного содержательного анализа, непосредственно входящего в функционал деятельности психолога в данном аспекте, оценивается по уровню соответствия возрастным показателям, выраженному в баллах от 0 (оценить показатель развития не представляется возможным) до 3 (соответствует возрастным показателям).
Оценка речевого и коммуникативного развития ребенка проводится логопедом как, естественно, основным специалистом по следующим показателям:
1) фонетико-фонематическая сторона речи;
2) лексико-семантическая сторона речи;
3) грамматическая сторона речи;
4)связная речь;
5) средства коммуникации
составляется индивидуальное планирование коррекционно-развивающей работы с ребенком, на основании диагностики специалистов. Индивидуальный образовательный маршрут заполняется специалистами, работающими с каждым ребенком, утверждается на заседаниях ПМПК ДОУ раз в два месяца. Каждые два месяца оценивается динамика развития детей. Полученные результаты служат основанием для коррекции индивидуальных образовательных маршрутов.
Лекотека реализует психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В психолого-педагогическое сопровождение входят такие направления работы, как:
- психолого-педагогическое изучение особенностей развития ребенка с целью определения его возможностей и способностей;
- проведение психопрофилактики, психотерапии и психокоррекции средствами игры;
- воспитание, развитие и обучение ребенка по специально для него разработанной программе;
- подбор индивидуальных техник при формировании у ребенка средств коммуникации, игровой и познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности;
- оказание психологической помощи семье, гармонизация детско-родительских отношений;
- обучение родителей методам игрового взаимодействия с ребенком и методам общения с ним;
- поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия семей.
Дети посещают лекотеку по индивидуальным графикам. Продолжительность индивидуального занятия с ребенком до 30 минут. Время активной фазы занятия рассчитывается по нормам СанПиН 2.4.1.2660-10 и в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Структура индивидуального занятия состоит из активной фазы (коррекция, обучение, общения с ребенком и специальных упражнений, способствующих активизации интеллектуальной деятельности ребенка или снятию психоэмоционального и физического напряжения.
Общая продолжительность занятий составляет от 1 часа до 2 часов в день в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья и сложности нарушения развития. Работу с ребёнком или группой могут проводить одновременно два разных специалиста.
Как правило, занятия проводятся при непосредственном участии в них родителей ребенка. На занятиях они не только помогают своим детям, но и сами обучаются методам взаимодействия с ребенком. В некоторых случаях, например, когда при решении педагогической задачи от ребенка требуется проявление самостоятельности, отдельные занятия могут проводиться без присутствия родителей.
Ежегодно в нашу лекотеку может быть зачислено 12 детей в возрасте от 2,5 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья. Дети зачисляются на основании решения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и с согласия родителей (законных представителей) ребенка, сроком на один год.
В конце года проводится итоговое заседание ПМПК, на основании решения которой может быть продлен срок пребывания ребенка в лекотеке или выбран иной образовательный маршрут.
Для решения задачи постоянного мониторинга эффективности создания инклюзивной среды образовательного учреждения предполагается оценивать состояния инклюзивных процессов с точки зрения выделяемых критериев эффективности четыре раза в год: в конце сентября –начале октября (после начального периода адаптации, в конце декабря (перед зимними каникулами); в феврале-марте учебного года и в конце учебного года (в апреле-мае).
Таким образом, мы поставили перед собой дополнительную, но очень важную задачу – включение ребенка с ОВЗ и его родителей в образовательный процесс,
включение ребенка в социальную среду образовательного учреждения, что подразумевает улучшение качества жизни детей с ОВЗ.