Валентина Дмитриева
Консультация для родителей «Первые шаги в грамоте. Что говорят специалисты»
▼ Скачать
Многие родители задают учителю-логопеду вопрос: «Можно ли учить ребенка читать до его поступления в школу?». Логопед и психолог отвечают единогласно: «Да, можно».
Специалисты рекомендуют начинать подготовку к обучению грамоте, чтению с пяти лет.
Следует ребенка знакомить со звуковой стороной речи, научить детей выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом; различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие; находить сходство и различие в звучании разных слов. Следует добиваться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слов.
Публикация «Консультация для родителей „Первые шаги в грамоте, Что говорят специалисты“» размещена в разделах
Такой способ обучения чтению направлен на развитие умственных способностей ребенка, т. к. связан со звуковым анализом, дифференциацией звуков, изучением некоторых грамматических правил и чтением.
Занятия нужно проводить не менее 1 – 2 раз в неделю по 30 минут. Дети любят играть со звуками, начинать нужно с выделения отдельных звуков в слове. Гласные звуки выделять легче, т. к. их можно петь (аааа, ииии).
Труднее выделять согласные. Некоторые согласные поддаются длительному произношению [ш, ж, р, з, с]. Лучше начинать выделение согласных именно с таких звуков: (жжжук, мммак). Другие согласные (к, д, п, т, б) – долго тянуть нельзя. Надо произносить такие звуки в словах громко, отчетливо (дом, кот).
Взрослые сами должны уметь выделять звук, чтобы учить этому ребенка. Ребенку надо научиться управлять своей артикуляцией. Взрослый должен проявлять терпение, когда ребенок приобретает это умение.
Дети учатся интонационно подчеркивать, выделять звуки в слове, когда взрослые с детьми разучивают потешки, скороговорки, стихи, играют с игрушками, предметными картинками. В играх учить детей находить в окружающих предметах заданный звук (в начале, середине, конце слова). За правильные ответы ребенок должен получать награду (маленькую фишку). Главное правило: учить выделять звуки в словах так, как они слышатся: в слове «рррак» первый звук звучит твердо [р], а в слове «рьрьрьепка» звучит мягко [рь].
Произнося согласные звуки, нельзя их подменять названиями букв (не «рэ», не «эр», р [р] или [рь]. При выделении звука слово не разрываем, а произносим целиком. Звук подчеркивается голосом интонационно (шшшум, мышшшь). Работая с картинками, взрослые помогают отдельно выделять отдельные звуки в словах, сравнивают пары звуков [р - рь], [л – ль]. Это песенка большого мотора [р], маленького – [р’] или их называем «старший братец» и «младший братец».
Дальше учим ребенка устанавливать последовательность звуков в слове. Это предупреждает пропуск букв при написании.
У начинающих писать, ошибкой является «съедание» гласных после согласных или согласных при их стечении (дрга (вместо дорога, ран (вместо кран).
С первых занятий надо учить детей вести указкой под клеточками схемы в таком же ритме, как говорите. Объяснить: в каждом домике (клеточке) живет свой звук.
Детям это можно объяснить так: «звук произносим быстро, не тянем, мы не можем задерживаться в этом домике, переходим в другой».
Взрослый может взять руку ребенка (с указкой) и, придерживая и направляя, двигать ее вместе с ним.
Начинать работу со слогов, а потом трехзвуковых слов (мак, дом, дым) каждый звук обозначается фишкой. В каждой клеточке по одной фишке – звуку.
Следующий этап, где знакомят детей с твердыми и мягкими согласными. Нельзя гласные 6 звуков путать с гласными 10 буквами.
Не работайте без картинок, они нужны для работы дошкольнику. Дети узнают «секрет» о гласных звуках – они особенные «волшебные», их можно громко крикнуть, спеть. Пусть дети отгадают сами в словах гласные звуки (мак, дом, лук и т. д.).
О согласных звуках дети узнают после того, как познакомятся с гласными. Знакомить сразу и с твердыми, и с мягкими.
Предложить ребенку слова для анализа: ЛУНА, ЛИСА. Ребенок сразу выделит звуки [Л], [Л’]. Это звуки – «братцы». Один звук звучит твердо [Л] – он старший «братец» твердый согласный, будет обозначаться синей фишкой; другой звучит мягко- [Ль] – он младший «братец» мягкий согласный, будет обозначаться зеленой фишкой.
Игра с фишками:
Слово ЛУНА (синяя, красная, синяя, красная).
ЛИСА (зеленая, красная, синяя, красная).
Потом уже можно отметить картинки, это не будет создавать трудности. Можно поиграть в «живые» звуки. Детям раздать фишки, назвать их звуком, а потом нужно «построить» слово, всем фишкам стать слева направо, чтобы можно было прочитать слово (лист).
В играх со звуками можно вначале подбирать слова на определенный звук, а потом усложнить, подбирать слова со звуком в начале, в середине или в конце слова.
Взрослый должен твердо усвоить, в каком случае речь идет о звуках, а в каком – о буквах.
Звуки мы слышим и произносим, буквы – видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем. Научить дошкольника, что гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я смягчают тот согласный, за которым они стоят. Нужно вырабатывать способ, который исключает побуквенное чтение слов. Он должен читать слова по слогам. Постепенно подвести ребенка к тому, что после твердых согласных пишутся гласные (А, О, У, Ы, Э, а после мягких согласных (Я, Ё, Ю, И, Е). Не надо требовать от ребенка заучивания правил, главное, чтобы с помощью взрослых он научился применять.
Слушать ребенка надо внимательно, терпеливо и доброжелательно.
Заниматься с ребенком чтением лучше ежедневно не менее 10 минут. Но не переусердствуйте, не допускайте, чтобы ребёнок уставал, следите, чтобы книга находилась на расстоянии 30 – 40 см от глаз, а ребенок сидел удобно; чтобы освещенность помещения была достаточной от того, как взрослые организуют обучение чтению, зависит многое: полюбит ли ребенок книги, будет ли успешно учиться в школе, будет ли грамотен.