Нурия Шайхелисламова
Консультация для родителей «Первичная адаптация в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «ПЕРВИЧНАЯ АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ».
Сколько бы не было информации про адаптацию детей в детском саду, все равно тема не перестает быть актуальной. Это связанно, как с очередным экономическим кризисом в стране – что бы как то поддержать семейный бюджет, в связи с увеличивающимися расходами, родители решают выйти на работу. Так и с принятием новых законов и положений, когда уже в стаж трудовой деятельности не входит отпуск по уходу за ребенком. Причин может быть много, но рано или поздно все равно нужно посещать детский сад- это необходимое условия для социализации ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Первичная адаптация в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Решение, отдать в детский сад в ближайшем ли будущем или чуть позже, приходиться принимать сразу после рождения ребенка. Планируя примерно, когда ребенок начнет ходить в детский сад, нужно начать подготовку как минимум за пол года. Если подходить к этому вопросу организованно и поэтапно, то тогда ребенок вполне гармонично и безболезненно вольется в атмосферу детского сада. Что касается возраста, с которого вы хотите отдать ребенка в садик, то тут есть ряд нюансов. Кроме навыков самообслуживания (в идеале ребенок должен уметь сам ходить на горшок, мыть руки, сам кушать, пытаться одеваться сам и т. д., которые должны быть привиты, ребенок должен созреть как физиологически, так и психологически. Хотя педагоги- психологи утверждают, что сейчас наблюдается тенденция более раннего развития, как бы вам не хотелось, что ваш ребенок тоже попадает в их число. Это может быть и не так. Поэтому родителям нужно быть очень внимательным к своему чаду – высшие психические процессы, такие как ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание, воля, эмоции, развиваются поэтапно. Например активно развивать логическое мышление, свойственное старшему дошкольнику, не целесообразно, если ребенок в возрасте наглядно образного мышления. Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Любая возрастная стадия вносит свой неповторимый вклад, а потому имеет свое непреходящее значение для психического развития ребенка, имеет собственную ценность.
Большинство психолог не рекомендуют раньше трех лет отдавать в садик не только потому, что он должен «созреть» и обладать самыми элементарными умениями - уметь объяснять доступными способами свои желания, держать ложку, проситься на горшок, узнавать и показывать свои вещи и т. д. Но самое главное – до трех лет формируются та взаимосвязь между мамой ребенком, которые будут существовать на протяжении всей жизни или их не будет никогда! И здесь речь идет не о симбиозных отношениях. Конечно много формируются компенсирующих взаимоотношений, но нужно десять раз подумать.
И так постепенно начинайте подготовку к садику. Первое важное условие – максимально приближенный режим дня к режиму садика, режим сна и бодрствования. Имеете ввиду, если ваше поведение и поступки будут отличаться от предыдущих ребенок почувствует и как реакция на происходящее будет повышение тревожности – теребит пальцы, руки согнуты в локтях, напряжен, глаза бегают в тревоге, палец во рту (если это не была привычка, ногти начинает кусать, руку в карманах держит и т. д. Разговаривайте с ребенком больше. Звучит глупо, но практика показывает – такое имеет место быть. Когда спрашиваю маму ребенка, что вы делаете вместе или о чём разговаривать любит ребенок, обычно говорят, что ходят в кинотеатр, в кафе. Получается пассивное присутствие в жизни ребенка. Нужно научиться с ребенком делать что- то вместе, во время прогулки можно говорить о погоде, отмечать красоту окружающей природы, замечать удивительное в простых вещах, комментировать все что вы делаете – одеваете, купаете, играете, важно, что бы это был диалог. Разумеется не должно быть спешки ни в чём, не торопите ребенка- одевается ли он с вашим участием, идете ли куда, все должно бы размеренно и с удовольствием. На этом же этапе учимся рассуждать, договариваться с ребенком и находить компромисс.
На следующем этапе, за месяц, можно договориться с воспитателями и приходить на прогулку на территорию детского сада во время прогулки детей. Затем приводить ребенка на 1-2 часа. Имеет смысл посещать группу кратковременного пребывания, но нужно выяснить сколько новеньких детей начали на днях посещать группу, потому что их число не должно превышать трех. В некоторых детских садах практикуется такой подход - как только получили путевку договариваются, когда могут начать посещение- кто то начинает в августе, а кто то только в октябре. Даже если вы ребенка привели на пару часов, если в группе много плачущих детей - для ребенка стрессовая ситуация усиливается. А стресс, как правило, сильно снижает иммунитет. Вот тут на помощь вам придут все, что вы делали раньше – источники положительных эмоций- ваши совместные виды деятельности. Например: «Сейчас мы с тобой пойдем домой и знаешь, что нас ждет? Я обещала тебе, что мы сможем сегодня продолжить. В прошлый раз мы рисовали ладошками солнышко, а сейчас я предлагаю рисовать ножками. Что мы будем рисовать?» Ребенку очень сложно переключиться и с концентрировать внимание на чем то, у него стресс. Вам нужно ему помочь – «ловить» его внимание, отвлечь и заниматься тем, чем ему нравиться, и от чего он получает удовольствие. Ни в коем случае нельзя формировать пагубные зависимости – «пойдем, я тебе что-нибудь куплю- сладенькое, крутую игрушку и т. д.». Задача стоит- нужно помочь преодолеть стрессовое состояние Прогулки и игры на свежем воздухе и ваше активное участие в них, водные процедуры и полноценный сон - все это поможет преодолеть тревогу и напряжение и самое главное не болеть. Я, как воспитатель с образованием психолога, глубоко убежденна большинство болезней воспитанников из-за повышенной тревоги и состояния напряжения и даже агрессии, которая не нашла выход (здесь не идет речь о злости и жестокости).
Есть еще несколько факторов, которые могут создавать сложности в адаптации детей- стили воспитания и насколько жесткие «внешние границы семьи». И в том и в другом случае отсутствуют какие либо требования к ребенку. Ребенок не знает слово нельзя– он конечно периодически активно исследует границы дозволенного, пока это безопасно и сильно «не усложняет» жизнь окружающим, мы многое позволяем. Но границы должны быть! Причем ребенок должен понимать почему, не применяя авторитарные подходы, так как во главе угла такие ценности, как индивидуальность и сознательность. Когда на пороге детского сада появляется ребенок, жестко проявляющий свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования, как правило он бьется в истерике, потому что сломали всю «конструкцию»-в его планы не входило и он не собирается в садик. Он не слышит, не собирается никого слушать. Это так же может быть признаком кризиса трех лет, но в любом случае нужно набраться колоссального терпения, невозмутимости и настойчиво вывести ребенка на плоскость, где можно договориться и найти компромисс – это самое главное. Если ребенок ни готов к диалогу, нужно ждать, но ни в коем случае не уступать.
Напоследок хочу обратить ваше внимание на то, что адаптация очень важный процесс в жизни ребенка. В зависимости от того на сколько он успешно его преодолеет, на столько он успешнее научится адаптироваться в любых других ситуациях – адаптация в школе, адаптация в учебном заведении, профессиональная адаптация и т. д. Помните, самый главный человек в жизни вашего ребенка это вы– родители. Насколько вы будете организованны и последовательны, зависит только от вас, а воспитатели конечно же всегда готовы помочь и поддержать. Желаю вам успеха!