Юлия Долгих
Перспективный план сюжетно — ролевой игры «Школа». Для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 296» г. Перми
МАДОУ «Детский сад № 296»
Бригадных В. А., Долгих Ю. А
2019 г
Перспективный план сюжетно – ролевой игры «Школа».
Для детей 6-7 лет.
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Школа».
Задачи:
Публикация «Перспективный план сюжетно — ролевой игры „Школа“, Для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Планирование
- Школа. Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
- развивать и обогащать сюжет игры.
- развивать творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
- развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; доводить игру до логического завершения, оценивать результат игры, свое отношение к реализации игрового замысла и игру партнера по игровому взаимодействию,
- формировать умение договариваться, планировать, обсуждать действия всех играющих.
- Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;
- формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
Сроки Этапы Задачи Методы и формы Наполняемость предметно-развивающей среды
1 неделя Диагности-ческий Выявить у детей уровень знаний и представлений о школе, ее значении; работе и специфике школьных профессий.
Беседы «Что такое школа»? «Для чего нужна школа?», «Школьные профессии», «Школьные принадлежности».
Наблюдение за игровой деятельностью детей. Картинки: «Школа, профессии людей, работающих в школе, форма, школьные принадлежности» (Приложение № 11 Тематический альбом «Школа».)
Организация игрового пространства для различных сюжетно - ролевых игр : «Школа» : Магнитные доски, ширмы, мел, указка, магнитные цифры, буквы, школьная форма, карты - задания
2 - 3 неделя Подготови-тельный этап Побуждать детей к широкому и творческому использованию знаний о работе взрослых в с/р игре.
Вызвать желание у детей играть в игру "Школа".
Уточнять и расширять знания детей о школьной жизни, школьных профессиях.
Учить анализировать, группировать предметы; классифицировать предметы труда по общему существенному признаку, сопровождать свое решение аргументированным высказыванием
Учить передавать в рисунке впечатления, полученные во время экскурсии, в беседах; передавать форму здания и другие характерные особенности сюжета
Развивать умения детей воспроизводить в играх ролевое взаимодействие в соответствии с нормами этикета
Рассматривание иллюстраций и картин на тему "Школа".
Экскурсия с детьми в школу «День открытых дверей»
Беседы: «Урок и перемена», «Профессия – учитель», «Мы почти ученики», «Школьные профессии», «Чем школа отличается от детского сада», «Школьные принадлежности».
Конструирование из деревянных блоков «В нашем классе», «Школьная столовая».
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Иллюстрации с разными помещениями школы, сюжетные картинки «Школьные дни». (Приложение № 11 Тематический альбом «Школа»)
Картотека бесед. (Приложение № 3)
Алгоритмы трудовых процессов людей, работающих в школе (Приложение № 1.2)
Фотографии, рисунки, изображающие людей этих профессий (Приложение № 11)
организация рабочего места – столы, парты, бейджики, специальная одежда, форма, детские игровые ноутбуки, школьные принадлежности
Чтение художественной литературы:
Просмотр мультфильмов " Вовка в Тридевятом царстве ", «Остров ошибок», «В стране невыученных уроков».
Создание игровых сюжетных ситуаций по теме «Школа», игровые ситуации «Школьная столовая», «Урок физкультуры», «В библиотеке», «Урок математики», «Я на уроке», «Перемена».
Д/ и: «Кому что надо для работы», «Что нужно учителю на уроке», «Школьные кабинеты», «Назови картинки», «Отыщи предметы», «Школьные предметы», «Логические пары», «Режим для дошкольника», «Можно, нельзя», «Замочная скважина», «Дорога в школу», «Собери портфель в школу»
Картотека художественных произведений, видео- и аудио - записи.
(Приложение № 10)
Иллюстрации о профессиях. Сюжетные картинки.
Картотека вариативных сюжетных линий (Приложение №5)
Игровые обучающие ситуации (Приложение №6)
Карточки с изображением профессий людей, которые работают в школе (учитель, охранник, повар, директор, завуч и др.)
Атрибуты для с/р игры «Школа»
Картотека дидактических игр (Приложение №2)
Сюжетное рисование «Школа» Сюжетные картинки по теме «Школа» (Приложение №11)
Загадывание и отгадывание загадок о профессиях. (В загадке главное функция).
Картотека загадок. (Приложение №10)
Разучивание пословиц и поговорок о труде. Картотека пословиц и поговорок о труде (Приложение № 10)
Обсуждение и зарисовка правил поведения в школе (на уроках и перемене) для учеников и сотрудников школы.
Д/ у: «Вежливые слова».
Карточки - правила поведения для учеников и сотрудников школы.
(Приложение № 4.2)
Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей, работающих в школе, развивать диалоговую речь.
Познакомить с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров друг к другу)
Парные игры с детьми
( обыгрывание действий: взаимоотношений:
Учитель - ученик, директор – учитель,
Ученик – повар, учитель – учитель,
учитель - родитель и т. д.
Игровая сюжетная ситуация «Перемена» (обсуждение возможных действий учеников во время перемены)
Ролевые диалоги : директор-родитель, директор-учитель, директор-ученик и т. д.
Создание и обсуждение проблемной ситуации: потерялась ручка на уроке, забыл тетрадь дома, не выполнил домашнее задание, сломался простой карандаш Картотека диалогов (Приложение №7)
Сюжетные картинки (приложение № 11)
Маркеры профессий
Атрибуты для с/р игры
Картотека диалогов (Приложение №7)
Карточки «Правила поведения в школе» (на уроке и перемене) Ролевые диалоги : директор-родитель, директор-учитель, директор-ученик (приложение №7)
Картотека проблемных ситуаций (Приложение №9)
Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых. Д/и «Кто больше назовет действий».
Рассматривание иллюстраций «Профессии».
Беседы с детьми: «Кто, что делает в школе».
Дидактическая игра: «Подбери правильную одежду» Тематический альбом «Профессии» (Приложение № 11)
Картотека дидактических игр (Приложение № 2)
Вызвать интерес к изменениям и дополнениям развивающей предметно-пространственной среды.
Совместный ручной труд:
-изготовление альбомов для учеников на уроки рисования, пеналов из картона или картонных коробок
-оформить обложки на тетрадях для занятий,
-аппликация «Табличка» (с названием и оформлением вывески. Например: «Школа № 296 Звездочки»)
Придумать отличительные знаки, соответствующие названию школы,
названия профессий, бейджики для обозначения профессии (директор, учитель, охранник, повар)
Совместная деятельность воспитателя и детей по размещению атрибутов для игры. Рисунки детей, бейджики, фирменные знаки.
- рюкзаки, школьная карта – пропуск, школьные принадлежности (пеналы, ручки, линейки, блокноты, подставки для книг, краски, кисточки)
4-5 неделя Обучающий этап
Учить создавать общий и согласованный замысел игры.
Совместное с детьми обсуждение игрового замысла предстоящей с/р игры (Что будет происходить в школе? Какое событие) ( событие: уроки по расписанию, поиск литературы в школьной библиотеке, дежурство в школьной столовой, физкультура на свежем воздухе)
Сюжетные картинки, иллюстрации, (Приложение № 11)
Маркеры событий (Приложение № 9, 7)
Учить детей совместному планированию на длительную перспективу
(Что сначала, дальше, что потом, согласовывать свои идеи или предложения (как можно это сделать)
Составление и обсуждение плана. Беседа о ходе (планирование игры) :
Варианты вопросов:
Как называется школа? Какие события в ней будут происходить?
Зарисовка плана игры, что сначала, что потом.
Выбор способа договора для обсуждения плана игры : жребий, считалка и т. д. Создание сюжетной линии ( какие игровые ситуации можно использовать: конкурс на название «Школа для девочек, мальчиков, воскресная», открытие школы (ДО ИГРЫ)
Приложение № (рисунки детей, модель игрового пространства, Организация игровой среды происходит из предложенного сюжета и дополнительных сюжетных линий – оформление школы, дополнительно продумать досуговую деятельность во время уроков и перемен: (Приложение № (модели веера ролей)
Продолжать учить детей распределять роли до игры (введение правил). Выбор роли по считалке, введение правила очередности, по игре Фанты, по принципу Поле чудес, бутылочка и т. д. (Приложение №)
Разработка последовательности игры, изготовление карточек «Правила игры» (Приложение №4.1)
Продолжать учить вести ролевые диалоги в соответствии с нормой речевого развития.
Диалоги с вопросами (учитель – учитель, учитель – ученик, ученик – охранник, учитель – родитель и т. д.)
Беседы, обсуждение проблемных ситуаций: потерялся пропуск, школьная карта, опоздание на урок, двойка в дневнике…
Построение НОД в виде сюжета игры «Школа» (Урок физкультуры, урок музыки, урок труда, математики) с последующим обсуждением итога «игры»
Совместная игра ребенка и воспитателя, «веер ролей». Зрительные подсказки для диалогов (Приложение №7)
Картотека проблемных ситуаций (Приложение № 9)
Карточки «веер ролей» (Приложение №)
Учить правилам этикета (поведения) в игре. Д/и «Веселый этикет» : правила поведения в школе.
Дидактическая игра: «Вежливые слова»
Картотека дидактических игр (Приложение №2)
Карточки «Правила поведения в школе» (Приложение № 4.1)
Картотека диалогов (Приложение № 7)
Учить выполнять игровые действия в соответствии с выбранной ролью. Загадывание и отгадывание загадок по профессиям; действий людей.
Обсуждение ролевых действий согласно выбранной роли до начала игры и после игры (Что должен делать учитель? Какие действия он выполняет? Как ты будешь проводить урок? Какие атрибуты тебе понадобятся для этой роли? Какие правила в данной роли)
Алгоритмы трудовых процессов.
(Приложение № 1.2)
Правила в роли (Приложение №4.2)
Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика). Разговоры по телефону (Скажи строго, скажи ласково, скажи так, что б к тебе захотели зайти, скажи так, что бы тебя послушали.)
Разучивание считалок. Картотека считалок (Приложение № 10)
Формирование дружеских взаимоотношений в игре. Напоминания о взаимоотношениях
-Направление на внимание друг к другу
-Поощрение вежливости
Правила игры (Приложение № 4.1)
Учить подбирать и вариативно использовать предметы заместители.
Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования:
Совместный с детьми подбор предметов-заместителей для создания школы.
Обсуждение, какие предметы будут (могут) замещать реальные предметы. Коробка с предметами – заместителями.
Учить создавать и изменять игровую среду.
Изготовление атрибутов для школы.
Мастер-класс для родителей и детей «продукты в школьную столовую из бросового материала».
Образцы, варианты школьной формы (может быть только отличительная деталь – галстук, значок) для мальчиков, девочек.
Образцы разных оформлений обложки дневника, сервировки стола «Школьная столовая» (Приложение № 11)
Минусовки «….», танцы связанные с конкретным сюжетом игры. Например: школьный бал, карнавал, урок музыки, серии сюжетных картин : «Как играют дети», серии сюжетных картин или фото «Школьные дни»
Учить прогнозировать дальнейшее развитие игры.
- Участие педагога во второстепенных ролях
-Внесение дополнительных атрибутов
-Напоминание, вопросы
-Введение новых игровых ситуаций
- Оценка
Беседа: А вы хотите дальше играть? А что можно придумать, чтобы игра стала интереснее? Карточки с сюжетными картинками, ситуациями (Приложение №9, 11)
Варианты сюжетных линий (Приложение №5)
Учить детей адекватно оценивать себя и других, радоваться совместной игре. Беседа с детьми после игры.
-вам понравилось, как вы играли?
-почему (было интересно, играли дружно, я смог эту роль сыграть хорошо)
- у вас получилась дружная игра? (все выполняли свои роли)
- кто кем был в вашей игре?
- а ты как ученик, учитель, директор какой был
(ребенок должен пояснить в соответствии с ролью, что значит «Я БЫЛ ХОРОШИМ»)
- а вам удобно было играть, вы не мешали друг другу?
-а все ли у вас получилось?
-что можно изменить (придумать) в следующий раз, чтобы игра стала еще интереснее? Экран успеха, смайлики.
6 неделя Самостоятельная игра. Стимулировать детей к самостоятельной организации игры. Наблюдение за игрой детей.
Беседа до и после игры.
Беседа "Кем ты был? Каким ты в этой роли был? И почему ты был таким?"
Организация сюрпризных моментов для возобновления игры, предложение каких – либо новых сюжетных линий, которые можно обыграть.
Включение воспитателя в игру по просьбе детей (новое событие – новая роль)
Чтение и слушание литературных произведений, рассматривание картин, фото, иллюстраций. Просмотр мультфильмов, презентаций и т. д.
Картотеки для воспитателя,
где прописываются варианты новых сюжетов, новых игровых событий и новых ролей.
Развивать самопознание, способствовать становлению положительной самооценки.
Оценка игровых действий.
Участие детей в обсуждении проведенной игры, оценка умений играть вместе. Экран успеха.
Учить детей прогнозировать дальнейшее развитие игры, придумывать новые сюжеты.
- Участие педагога во второстепенных ролях
-Внесение дополнительных атрибутов
-Напоминание, вопросы
-Введение новых игровых ситуаций
БЕСЕДЫ с детьми типа «что будет, если…», «что произойдет дальше»
- как ты поступишь в этой ситуации
- что делать, как исправить ситуацию
Дети самостоятельно создают игровую среду в зависимости от игровых действий и сюжетных линий, используя любые атрибуты, находящиеся в группе
7 неделя Мониторинг Выявление особенностей овладения игровыми навыками сотрудничества в данной игре.
Создание условий для дальнейшего развития самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей Наблюдение за самостоятельной игрой детей.
Объединение с другими сюжетами.
Беседа: Где тебе больше нравится играть? В какие игры ты любишь играть с другими детьми? Кем ты бываешь в играх? Активное использование всех имеющихся в группе атрибутов и предметов – заместителей. При необходимости изготовление дополнительных атрибутов.