Екатерина Ботова
Перспективный план работы в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективный план работы в группах раннего возраста.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
С 1 – 2 лет
- создавать условия для благоприятной адаптации ребёнка к ДОО;
- поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику;
- формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении;
- создавать условия для получения опыта применения правил социального взаимодействия.
С 2 – 3 лет
- поддерживать эмоционально-положительное состояние детей в период адаптации к ДОО;
- развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
- поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия;
- формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети, их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть, о семье и ДОО;
- формировать первичные представления ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Ранний возраст 1-2 года
1. Сенсорные эталоны и познавательные действия
- поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного действенного способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию;
2. Окружающий мир
- формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова;
- формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
- развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам;
3. Природа
- развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
С 2до3 лет
1. Сенсорные эталоны и познавательные действия
- развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
- развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач;
2. Математические представления
- совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;
- формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания;
3. Окружающий мир
- развивать первоначальные представления о себе и близких людях, эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых;
- расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребёнок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО;
4. Природа
- организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы;
- развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.
Образовательная область «Речевое развитие»
с 1 до 2 лет
от 1 года до 1 года 6 месяцев:
развитие понимания речи:
-расширять запас понимаемых слов;
- закреплять умения понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов;
-понимать простые по конструкции фразы взрослого;
развитие активной речи:
-продолжать формировать у детей умение произносить несложные звукоподражания, простые слова;
-развивать речевое общение со взрослым;
-стимулировать детей подражать речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребёнку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия;
-добиваться от детей коротких фраз; воспитывать у детей потребность в общении;
- привлекать малышей к слушанию произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушками;
- реагировать улыбкой и движениями на эмоциональные реакции малыша при чтении и пропевании фольклорных текстов;
- побуждать к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении;
- рассматривать вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках-картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении;
от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
развитие понимания речи:
- закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение;
- понимать речь взрослого и выполнять его просьбы;
- выполнять несложные поручения;
развитие активной речи:
- побуждать детей использовать накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов общеупотребительными;
- способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за взрослым отдельные слова и короткие фразы;
- побуждать детей употреблять несложные для произношения слова и простые предложения;
- развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки-игрушки, книжки-картинки);
- развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок;
- поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений;
- формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия;
- воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений;
- побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребёнку песенок и стихов.
с 2 до 3 лет
1. Формирование словаря
- развивать понимание речи и активизировать словарь.
- формировать у детей умение по словесному указанию педагога находить предметы, различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных.
- обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи.
2. Звуковая культура речи
- упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов.
- формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса.
3. Грамматический строй речи
- формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.
4. Связная речь
- продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы;
-рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях
5. Интерес к художественной литературе
- формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него);
- побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей;
- поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек;
- формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты;
- развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное, отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений;
- побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно;
- развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
С 1 до 2 лет
1) от 1 года до 1 года 6 месяцев:
- формировать у детей эмоциональный отклик на музыку (жестом, мимикой, подпеванием, движениями, желание слушать музыкальные произведения;
создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку;
2) от 1 года 6 месяцев до 2 лет:
- развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание;
- обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывать к ним интерес;
- поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, предоставляя возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями;
- развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации;
- развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.
С 2 - 3 лет
1. Приобщение к искусству
- развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой;
- интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности;
- развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки, изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства);
- познакомить детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой и другими);
- поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички, прибаутки);
- поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями;
2. Изобразительная деятельность (рисование, лепка)
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке) совместно со взрослым и самостоятельно;
- развивать положительные эмоции на предложение нарисовать, слепить;
- научить правильно держать карандаш, кисть;
- развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предмета разной формы, цвета (начиная с контрастных цветов);
- включать движение рук по предмету при знакомстве с его формой;
- познакомить со свойствами глины, пластилина, пластической массы;
- развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства;
3. Конструктивная деятельность
- знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости;
- развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самостоятельно;
4. Музыкальная деятельность
(Слушание, пение, музыкально-ритмические движения)
- воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;
- приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать;
5. Театрализованная деятельность
- пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт, расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор);
- побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);
- способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
- развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них;
- способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев;
- создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).
6. Культурно-досуговая деятельность
- создавать эмоционально-положительный климат в группе и ДОО, обеспечение у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;
- формировать умение самостоятельной работы детей с художественными материалами;
- привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках;
- развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них;
- формировать навык перевоплощения детей в образы сказочных героев.
Образовательная область «Физическое развитие»
С 1 до 2 года
Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения)
Основные движения: бросание, катание, ловля, метание, ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, упражнения на равновесие
- создавать условия для последовательного становления первых основных движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребёнком;
- создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
- поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом;
Подвижные игры
- привлекать к участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к самостоятельным действиям;
Формирование основ здорового образа жизни:
- укреплять здоровье ребёнка средствами физического воспитания,
-способствовать усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.
С 2 до 3 лет
Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения). Основные движения: бросание, катание, ловля, метание, ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, упражнения на равновесие.
- обогащать двигательный опыт детей, помогая осваивать упражнения основной гимнастики: основные движения (бросание, катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения;
- развивать психофизические качества, равновесие и ориентировку в пространстве;
- формировать интерес и положительное отношение к выполнению физических упражнений, совместным двигательным действиям;
Подвижные игры
- поддерживать у детей желание играть в подвижные игры вместе с педагогом в небольших подгруппах;
Формирование основ здорового образа жизни:
- укреплять здоровье детей средствами физического воспитания,
-формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, приобщая к здоровому образу жизни.
Комплекс утренней гимнастики (два на месяц)
Комплекс гимнастики после сна (два на месяц)
Работа по группе
Работа с родителями