елена малайкова
Перспективный план работы по развитию фонематического восприяия
▼ Скачать +Заказ
Был разработан план развивающей работы по фонематическому восприятию,который был апробирован в ходе формирующего эксперимента. План разработан на 4 месяца. В основу положены разнообразные дидактические игры и игровые упражнения. Перспективный план развивающей работы представлен в таблицах №1,2,3,4.
Таблица №1.
План развивающей работы по развитию фонематического восприятия
у детей 6-7 лет.
ОКТЯБРЬ
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
понедельник «Надуем мяч»
Публикация «Перспективный план работы по развитию фонематического восприяия» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Цель:развивать
речевое внимание.
Материал:мяч.
«Весёлый мяч»
Цель:развивать речевое внимание.
Материал:мяч. Упражнение 11
Цель:развивать фонематическое внимание.
Материал:2 кружка-красный и зелёный. «Ветер ветерок»
Цель:развивать голосовой аппарат.
Вторник «Оркестр»
Цель: развивать фонематический слух.
Материал: белые и чёрные полоски(1.5х4) Упражнение 16
Цель: развивать фонематическое восприятие. «Какой звук в слове»
Цель: развивать речевое внимание.
Материал: картинки со звуком «С» и «Сь». «Назови слова»
Цель: развивать
фонематический слух.
Материалы: фишки-игрушки.
Продолжение таблицы №2
Среда «Падают листья»
Цель: развивать фонематическое
восприятие.
«Найди братцев»
Цель: развивать фонематический слух.
Материалы: картинки со звуком К, цветные кружки. «Скажи как я»
Цель: развивать речевой аппарат.
Материалы: мяч. «Насос»
Цель: развивать речевое внимание.
Материалы: предметные картинки, синий и зелёный круги.
Четверг Упражнение 12
Цель: развивать фонематическое восприятие. «Назови слова»
Цель: развивать речевое внимание.
Материалы: фишки-игрушки.
«Пляшут наши ножки»
Цель: развивать речевое внимание.
«Разговор синичек»
Цель: развивать фонематический слух.
Материалы: большие и маленькие кружки.
Пятница «Маятник»
Цель: развивать
артикуляционный аппарат.
«Телефон»
Цель: развивать речевое внимание.
Материалы:
сюжетные картинки. «Послушный язычок»
Цель: развивать артикуляционный аппарат. Упражнение 15
Цель: развивать фонематическое внимание.
Материалы: схема—тические картинки.
Таблица №3
Развивающая работа по формированию фонематического восприятия НОЯБРЬ
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Понедельник
«Весёлый мяч»
Цель: развивать речевое внимание.
Материалы: мяч.
Упражнение 11
Цель: развивать
фонематическое восприятие.
Материалы:
предметные
картинки, цветные кружки.
«Какой звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух.
Материалы: цветные кружки, предметные картинки.
Упражнение 32
Цель: развивать фонематический слух.
Вторник Упражнение 15
Цель: развивать фонематическое восприятие.
Материалы:
схематические картинки.
«Колокольчики»
Цель: речевое внимание.
Материалы: большой и маленький кружки разного цвета.
Це Упражнение 16
Цель: развивать фонематическое восприятие. «Какой звук заблудился»
Цель: развивать фонематический слух.
Среда «Назови слово»
Цель: развивать
речевое внимание.
Материалы:
фишки-
игрушки. Упражнение 33
Цель: развивать
фонематическое
внимание.
Материалы:
схематические картинки. «Чистим зубы»
Цель: развивать артикуляционный аппарат. «Маятник»
Цель: развивать речевой аппарат.
Четверг Упражнение 30
Цель: развивать
фонематическое
восприятие.
Материалы:
схематические
картинки. «Какой звук заблудился»
Цель: развивать фонематический слух.
Материалы: игрушки-заменители. «Волшебные барабаны»
Цель: развивать фонематический слух.
Материалы:
фланелеграф,
предметные картинки. Упражнение 11
Цель: развивать
фонематическое
восприятие.
Материалы:
схематические
картинки.
Пятница «Назови первый звук в слове»
Цель: развивать фонематический слух.
Упражнение 31
Цель: развивать
фонематическое
восприятие.
«Пчёлы»
Цель: развивать речевое внимание.
«Назови последний звук в слове»
Цель: развивать
фонематический слух.
Таблица №3
Развивающая работа по формированию фонематического восприятия
ДЕКАБРЬ
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Понедельник
Цель: развивать
артикуляционный аппарат детей. «Оркестр».
«Разговор
синичек».
«Большие и маленькие
волны».
«Послушный
язычок». «Заморозим
руки».
«Маятник».
«Сделай желобок».
«Ветер-ветерок» .
Вторник
Цель: развивать
фонематический
слух детей. «Какой звук в
слове»
«Найди братцев». «Пчёлы».
«Самолёты».
«Птицы».
«Какой колокольчик звенит».
«Найди братцев».
«Поймай жука».
Среда
Цель: развивать
фонематическое восприятие детей. Упражнение 30.
Упражнение 11. Упражнение 31
Упражнение 15 Упражнение 32
Упражнение 16
Упражнение 33
Упражнение12
Четверг
Цель: развивать
речевое
внимание детей. «Колокольчики».
«Скажи как «Я» «Песенка чайника».
«Весёлый мяч». «Будь
внимательным».
«Телефон».
«Назови первый звук слова».
«Назови первый звук своего имени».
Пятница
Цель: Развивать
речевое внимание и фонематический
слух. «Насос»
«Самолёты»
«Телефон».
Чтение скороговорки. «Кто придумает конец,тот и будет молодец».
«Ветер-ветерок».
Чтение считалочки.
«Кубики».
Таблица №4.
Развивающая работа по формированию фонематического восприятия
ЯНВАРЬ
. 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Понедельник
Цель: развивать фонематический слух. Упражнение32
«Оркестр».
.
Упражнение 33
«Назови слова». Упражнение 34
«Найди братцев».
Упражнение 52
«Разговор синичек».
Вторник
Цель: развивать речевое внимание. Упражнение 50
«Падают листья».
Упражнение 51
«Телефон.» Упражнение 53
«Весёлый мяч».
Упражнение18
«Насос».
Среда
Цель: развивать речевой аппарат Упражнение 19
«Скажи как Я». Упражнение 20
«Ветер-ветерок». Упражнение 21
«Послушный язычок».
Упражнение 22
«Чистим зубы».
Четверг
Цель: развивать фонематическое восприятие Упражнение 29
«Собери букет». Упражнение 30
«Отгадай букву». Упражнение 31
«Придумай слово».
Упражнение 37
«Найди ошибку»
Пятница
Цель: Развивать фонематическое восприятие и речевое внимание. Упражнение 36
«Построй домики». Упражнение 38
«Кубики». Упражнение 39
«Придумай слово».
Упражнение 40
«Скажи как Я».
В процессе развивающей работы в течении 4 месяцев, проводились дидактически игры и игровые упражнения по плану. Работа по плану охватывает не только развитие фонематического восприятие, но так же и фонематического слуха, развитие речевого внимания и развитие голосового и артикуляционного аппарата. Дидактические игры и игровые упражнения в начале плана направлены на закрепление знакомых игр, затем переходят к обучению новым играм и упражнениям, по принципу: от простого к сложному. В течении дня дети разучивают одну дидактическую игру или упражнение, как в индивидуальной работе, так все дети. Дидактические игры проводились во всех режимных моментах: утром при приеме детей воспитатель проводил индивидуальную работу (работа в логопедических тетрадях «Развитие фонематического восприятия у детей подготовительной к школе группе»,Миронова. С. А.).На прогулке воспитатель проводил игры с мячом "Веселый мяч», «Скажи как я»,так же дети самостоятельно проводили игры на развитие фонематического слуха «Телефон», «Угадай, что звенит».При проведении занятий воспитатель так же использовал дидактические игры и игровые упражнения, используя их как физ. Минутки и для закрепления пройденного «Собери букет». «Скажи как я», «Насос».Дидактические игры и упражнения проводились на занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой (разучивание чистоговорок, скороговорок,на занятиях по экологическому воспитанию (Падают листья, Ветер-ветерок). Во второй половине дня воспитатель с детьми проводил артикуляционную и пальчиковую гимнастику. На вечерней прогулке воспитатель проводил индивидуальную работу с детьми которые не смогли правильно выполнить задания в логопедических тетрадях, или с детьми которые испытывают затруднения при разучивании новой дидактической игры. Дома с родителями дети выполняют задания в логопедической тетради по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа (Ткаченко. Т. А.).Таким образом, в течении всего дня дети развивают фонематическое внимание.
План был реализован полностью, затем был проведён контрольный эксперимент. Результаты эксперимента представлены в приложениях№3. В контрольном эксперименте использовались те же методики, что и в ходе констатирующего эксперимента.