Марина Рябова
Перспективный план работы наставника-педагога с молодым специалистом
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА –
ПЕДАГОГА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ
на 2022 -2023 уч. год
Цель моей работы в качестве наставника : создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно – образовательной деятельности;
Публикация «Перспективный план работы наставника-педагога с молодым специалистом» размещена в разделах
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развивать потребности и мотивации в непрерывном самообразовании,
- совместно планировать работу с молодым педагогом.
Предполагаемые результаты деятельности по наставничеству :
• Познание молодым воспитателем себя и его ориентация на ценности саморазвития.
• Изменение отношений к молодому воспитателю в коллективе.
• Рост профессиональной и методической компетенции молодого воспитателя, повышение уровня готовности к профессиональной, личностно-значимой деятельности.
Работа с молодыми специалистами – это довольно кропотливый труд, который проходит в нашем ДОУ в несколько этапов:
Этапы становления молодого специалиста включают :
• Адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности).
• Стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности).
• Преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности).
На основании вышеизложенных этапов, были выделены основные направления и содержание деятельности.
Направления деятельности наставника и наставляемого :
• Проведение первичной стажировки молодого воспитателя (один месяц);
• Вхождение в профессию, (формирование у молодого педагога профессиональных умений, накопление опыта, формирование своего стиля в работе, освоение методического инструментария для организации взаимодействия с детьми, родителями, коллегами) (один год);
• Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога, повышение его квалификации (освоение воспитателем новых педагогических методик, активное освоение приёмов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы) (на протяжении первых 3 лет);
• промежуточный анализ работы (примерно через год).
I направление. Стажировка.
Стажировка самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться наставнику.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Работа включает в себя :
• Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы, изучение нормативно-правовой базы, ведение документации;
• Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
• Создание базы данных о начинающих педагогических работниках ДОУ;
• Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
• Диагностика изучения методических потребностей педагогов;
• Стажировка в группе у наставника, т. е. наставник и наставляемый работают вместе с группой детей наставника; демонстрация режимных моментов, занятий, прогулки детей и т. д. ;
• Подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;
Учитывая итоги анкетирования, я намечаю план совместной индивидуальной работы на учебный год, куда включаются консультации по организации и проведению педагогической диагностики, организации развивающей предметно – пространственной среды, консультацию психолога по организации взаимодействия с родителями, обязательное посещение занятий у опытных воспитателей и др.
II направление. Вхождение в профессию.
Вхождение в профессию – это процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, родителями и коллегами.
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада.
Именно на этом этапе и важна оценка наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь нужно обращать внимание, а, заметив педагогические успехи новичка, я непременно отмечаю их вслух.
Так же, на этапе «Вхождения в профессию», мы постепенно привлекаем молодых специалистов к посещению открытых районных мероприятий: методических объединений воспитателей, конкурсов профессионального мастерства; приобщаем их к подготовке и посильному участию в проведение педагогических семинаров, педагогических советов и т. п.
III направление. Самосовершенствование и саморазвитие молодого педагога.
В этот период происходит процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, родителями и коллегами.
Здесь молодой педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе я предлагаю определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно.
Наставник в этот период выполняет роль подсказчика, советчика. Своими действиями, идеями и творчеством мотивирует наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовит к скорой предстоящей аттестации.
На этом этапе молодой воспитатель готов к созданию своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, т. д. Это даёт возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого воспитателя в процессе наставнической деятельности.
IV Направление. Анализ результатов работы.
План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год
№ Содержание работы Форма проведения Сроки Отметка о выполнении
1. Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС ДО, санитарно-эпидемиоло-гических правил и нормативов для ДОУ
Оформление документации группы
Мониторинг детского развития. Консультации и ответы на интересующие вопросы.
Подбор диагностического материала. Сентябрь
Выполнено
2. Оказание помощи в организации качественной работы с документацией : изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. Родительское собрание Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. Октябрь
Выполнено
+
3. Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника. Ноябрь
Выполнено
4. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников.
Подготовка к новогодним мероприятиям. Посещения НОД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми и родителями. Декабрь
5. Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ. Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Январь
6. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста. Использование современных технологий в воспитательном процессе. Использование в работе проектов. Проект «Защитники Отечества», «Милая мама» Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника.
Консультация и ответы на интересующие +вопросы. Февраль
7. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов для родителей. Март
8. Самостоятельная организа-ция и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников.
Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности. Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста (совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Апрель
9. Работа с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. Подготовка к летне-оздоровительному периоду.
Проведение итогов работы. Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. Май