Марина Зиновьева
Перспективный план по теме «Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной аппликативной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию по теме :
«Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной аппликативной деятельности»
План работы по самообразованию.
Тема: «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов аппликации».
Сроки реализации: 2019- 2021 учебный год.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, при помощи нетрадиционных видов аппликаций.
Задачи:
1. Развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
Публикация «Перспективный план по теме „Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционной аппликативной деятельности“» размещена в разделах
2. Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес;
3. Обогащать сенсорные впечатления дошкольников (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально;
5. Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.
6. Развивать самостоятельность и инициативность, желание творческого созидания художественных образов из бумаги; развивать эстетическое и эмоциональное восприятие результатов своего труда;
7. Обучать различным приёмам работы с бумагой (обрывать, сминать, скатывать, а также способу прикрепления их к основе (приклеивание);
8. Учить приклеивать готовые шаблоны по образцу.
Актуальность:
Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач. Во-первых, способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма в дальнейшем. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребенка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта малыша, а также для овладения письмом в будущем. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций : выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.
Формы работы:
• совместная деятельность детей с воспитателем;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к нетрадиционной аппликации и развитие мелкой моторики рук.
Аппликация – один из самых простых, увлекательных и эффективных
видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей
нетрадиционные техники работы с бумагой и с нетрадиционным материалом : древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей
работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт
возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную
умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.
Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Для развития у детей мелкой моторики, речевых навыков, творческой
фантазии, эстетического и цветового восприятия мной был разработан перспективный план на 2020 – 2021 учебный год.
Цель: Развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики.
Задачи:
развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
учить создавать коллективные работы.
Программа предполагает проведение одного занятия в две недели во второй половине дня.
Продолжительность занятия в подготовительной группе – 30 минут.
План работы по самообразованию на 2019-2020уч. /год
СЕНТЯБРЬ 1. Подбор литературы по нетрадиционной технике аппликаций.
2. Подготовить изображения выполненные в разных техниках для проведения дидактической игры «Угадай – ка из чего сделано?»
ОКТЯБРЬ Подготовить различные виды бумаги для знакомства детей: газетная, обойная, фольга, гофрированная, бархатная и т. д.
НОЯБРЬ Подбор материалов для экспериментирования: крупа, макароны, вата, ватные диски, салфетка, бумага, листья и т. д.
ДЕКАБРЬ Подготовить консультацию для родителей: «Ножницы – это легко»
ЯНВАРЬ Подготовить материалы и образцы для изготовления мозаик: яичная скорлупа, крупы, салфетки, шерстяные нитки.
ФЕВРАЛЬ Подготовить консультацию для воспитателей на тему: «Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития детей»
МАРТ Консультация для родителей «Салфеточная аппликация как один из приемов развития мелкой моторики дошкольника»
АПРЕЛЬ Подготовить папку – передвижку для родителей: «Развиваем мелкую моторику рук»
МАЙ Оформить выставку с детскими работами для родителей: «Волшебные картинки»
План работы по самообразованию на 2020-2021 уч. /год
СЕНТЯБРЬ Знакомство с видами нетрадиционной техники аппликации : оригами, обрывная аппликация, аппликация из листьев, аппликация из макарон, круп, аппликация из скорлупы яиц, аппликация из ниток.
ОКТЯБРЬ Знакомство детей с различными видами бумаги и их свойствами: газетная, обойная, гофрированная, фольга, картонная, салфетки.
НОЯБРЬ Экспериментирование с материалами необходимыми для работы в нетрадиционной техники аппликации :
Знакомство со способами крепления из различного материала: крупа, листья, макароны, вата, салфетки, ватные диски, бумага, картон.
ДЕКАБРЬ Консультация для родителей: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие мелкой моторики рук»
ЯНВАРЬ Мозаика из различных материалов.
• Мозаика из яичной скорлупы
• Мозаика из крупы (рис, пшено, гречка, макароны и др)
• Мозаика из салфеток
• Мозаика из шерстяных ниток
ФЕВРАЛЬ Консультация для воспитателей: «Техника аппликации с использованием нетрадиционных материалов»
МАРТ Мастер класс : «Нетрадиционные техники аппликации»
АПРЕЛЬ Папка передвижка для родителей: «Вот такая скорлупа»
МАЙ Оформление выставки для родителей.
Перспективное планирование работы с детьми по теме самообразования на 2019-2020 учебный год
Сроки проведения
Тема Вид нетрадиционной техники
Сентябрь «Зонтик»
Задачи: знакомство с обрывной техникой при создании аппликации, развитие мелкой моторики, учить сочетать основные цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный).
«Ёжик»
Задачи: способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем, развивать воображение, внимание, мышление, мелкую и общую моторику.
Аппликация из бумажных комочков
Аппликация из семечек
Октябрь «Осеннее дерево»
Задачи: совершенствование обрывной техники создания аппликации, развитие навыков ручного труда, учить заполнять кусочками бумаги, определённую область изображения (крона дерева); продолжать учить правильно пользоваться кисточкой, клеем.
«Осенний ковер»
Задачи: коллективная аппликация из сухих кленовых листьев. Создание коллективной работы в жанре флористики, наклеивание сухих листьев на основу.
Аппликация из бумажных комочков
Аппликация из листьев
Ноябрь «Бурый мишка»
Задачи: продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (гречка); продолжать учить брать небольшую щепотку гречи и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения; продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.
«Зайчик»
Задачи: знакомить детей с аппликацией из ваты; воспитывать заботливое отношение к диким животным. Материалы для нашей ватной поделки: — вата, клей ПВА, кисточки.
Аппликация из крупы (гречка)
Аппликация из ваты
Декабрь «Снеговик»
Задачи: учить детей обмакивать ватные диски в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности.
«Зима»
Задачи: учить детей создавать несложную сюжетную композицию, изображать картину зимней природы, используя салфетки; развивать мелкую моторику.
Аппликация из ватных дисков
Аппликация из бумажных комочков.
Январь «Ёлочка нарядная»
Задачи: познакомить детей с аппликацией из фантиков, фольги, салфетки; учить украшать ёлочку, кусочками материалов, предварительно скатывая их в шарики; продолжать вызывать интерес к данной деятельности. Материалы: изображение ёлочки, фантики, фольга, салфетки, клей, кисточки.
«Цветик - разноцветик»
Задачи: учить скатыванию и наклеиванию комочков из бумажных салфеток; формировать навыки работы с двусторонним скотчем; закрепить знание о цвете; развивать чувство ритма, мелкую моторику пальцев, творческого воображения, внимания; воспитывать усидчивость. Материалы: лист плотной бумаги А4; двухсторонний скотч; скотч цветной, клей, цветная бумага, салфетки цветные, влажные салфетки. Аппликация из фольги и фантиков
Аппликация из салфеток и разноцветного скотча
Февраль «Вот какие у нас цыплятки»
Задачи: учить детей в сотворчестве с педагогом и другими детьми создавать образ цыплят. Уточнить представление о внешнем виде цыплёнка (туловище и голова - круги разной величины, тонкие ножки, на голове - клюв и глаза). Развивать чувство формы и цвета. Воспитывать интерес к природе, желание отображать свои представления и впечатления в своей работе.
«Весёлый барашек»
Задачи: познакомить детей с аппликацией из макарон; учить промазывать клеем всю поверхность изображения (шубка барашка) и заполнять её макаронами; учить аккуратно, пользоваться клеем, прижимать макароны пальчиками, чтобы они крепко держались. Материалы: изображение барашка, макароны, клей, кисточки.
Аппликация из ватных дисков
Аппликация из макарон
Март «Подарим маме веточку мимозы»
Задачи: продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки; учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик; продолжать промазывать необходимую область клеем (гроздь мимозы) и заполнять её шариками. Материалы: шаблон мимозы, жёлтая салфетка, клей, кисточки.
«Веточка вербы»
Задачи: продолжать знакомить детей с аппликацией из ваты, салфетки; продолжать учить скатывать вату, салфетку в шарик и приклеивать в определённое место; обращать внимание на аккуратность при работе с клеем. Материалы: силуэт веточки, вата, салфетка, клей, кисточки.
Аппликация из салфеток
Аппликация из ваты и салфеток
Апрель «Красивая открытка»
Задачи: продолжать знакомить детей с аппликацией из фольги; учить украшать открытку фольгой, предварительно скатывая её в шарики; продолжать вызывать интерес к данной деятельности. Материалы: фольга, салфетки, клей, кисточки.
«Ракета»
Задачи: учить детей аккуратно разрывать бумагу и катать на кусочки и приклеивать в определённое место; обращать внимание на аккуратность при работе с клеем. Материалы: силуэт ракеты, бумага голубого цвета, клей, кисточки.
Аппликация из фольги
Аппликация из крепированной бумаги
Май «Салют»
Задачи: закреплять умение правильно наклеивать на фон кусочки рваной бумаги. Материалы: бумага разного цвета, клей, кисточки.
«Цветочная полянка»
коллективная работа
Задачи: способствовать развитию воображения, мышления, восприятия, мелкой моторики рук, творческих способностей, усидчивости. Материалы: разноцветные цветочки, клей, кисточки.
Аппликация из рваной бумаги
Выбор техники по желанию детей
Перспективное планирование работы с детьми по теме самообразования на 2020-2021 учебный год
Сроки проведения Тема Вид нетрадиционной техники
Сентябрь
«Лист осенний»
Задачи: закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; совершенствовать приемы надавливания и размазывания; поддерживать желание доводить начатое дело до конца; развивать мелкую моторику.
«Осенний пейзаж»
Задачи: познакомить с новым видом работы – закрашивание солью;
обучать технологическим приемам закрашивания солью; развивать творческие способности, самостоятельность, аккуратность;
развивать мелкую моторику рук.
Пластилинография
Аппликация окрашенной солью
Октябрь
«Ежик»
Задачи: продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (гречка); продолжать учить брать небольшую щепотку риса и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения; способствовать развитию мелкой моторики рук.
«Корзина овощей»
Задачи: закреплять знания детей о дарах осени, полученные в процессе наблюдений; совершенствовать приемы надавливания и размазывания; поддерживать желание доводить начатое дело до конца; развивать мелкую моторику.
Аппликация крупами
Пластилинография
Ноябрь
«Зайчик-листопадничек»
Задачи: знакомить детей с аппликацией из ваты; воспитывать заботливое отношение к диким животным. Материалы для нашей ватной поделки: — вата, клей ПВА, кисточки.
«Ветка рябины»
Задачи: Вызвать интерес к изготовлению ягодок рябины для снегирей. Упражнять в скатывании шариков из обрывков бумаги. Воспитывать заботливое
Аппликация ватой
Аппликация из скатанных в шарики салфеток
Декабрь
«Зимний пейзаж»
Задачи: учить детей обмакивать ватные диски в клей и прикладывать к силуэту снеговика в пределах нарисованного контура. Дать наглядное представление о части и целом (снеговик-целое, снежки-части). Развивать чувство формы. Воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к продуктивной деятельности.
«Снежный шар» (новогодняя открытка)
Задачи: продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы и ваты; продолжать учить брать небольшую щепотку крупы и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения; продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.
Аппликация из ватных дисков
Аппликация ватой и манной крупой
Январь
«Черепаха»
Задачи: учить использованию нового материала яичной скорлупы и техники работы с ней; способствовать формированию навыка у создавать выразительный образ, используя бросовый материал (яичную скорлупу); развивать эстетические чувства, мелкую моторику, координацию движений.
воспитывать бережное отношение животным.
«Снегирь на ветке»
Задачи: способствовать формированию умения детей выполнять аппликацию с помощью нарезанных шерстяных ниток; совершенствовать умение детей обводить предметы по контуру;
Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации шерстяными нитками;
развивать мелкую моторику рук.
Аппликация яичной скорлупой
Аппликация нитками
Февраль
«Золотая рыбка»
Задачи: расширить знания о мозаичной технике; познакомить с особенностями мозаики из бумаги; учить выполнять мозаику из бумаги, формировать знания о мозаике, о различных видах мозаичной аппликации, закрепить умения разметки по шаблону;
развивать моторику пальцев.
«Танк» (открытка папе)
Задачи: закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями; учить размазывать пластилин на плоскости основы; способствовать развитию образного восприятия;воспитывать патриотические чувства. Модульная аппликация (мозаика)
Аппликация шариками пластилина
Март «Цветы в вазе»
Задачи: вызвать интерес к созданию красивого букета в сотворчестве с педагогом и другими детьми. Учить составлять композицию из макарон, выбирать их по своему желанию и размещать на сложной форме (силуэте букета). Развивать чувство формы и композиции.
«Светофор – наш друг»
Задачи: познакомить с техникой выполнения объёмного торцевания, способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, фантазии; совершенствовать мелкую моторику рук.
Аппликация макаронными изделиями
Торцевание
Апрель
«Полет в космос»
Задачи: способствовать формированию умения следовать устным инструкциям; учить различным приемам работы с бумагой; развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение; способствовать развитию мелкой моторику рук и глазомер.
«Пасхальный кулич»
Задачи: учить детей аккуратно разрывать бумагу и катать на кусочки и приклеивать в определённое место; обращать внимание на аккуратность при работе с клеем. Материалы: силуэт ракеты, бумага голубого цвета, клей, кисточки. Оригами
Обрывная аппликация
Май «Подсолнух»
Задачи: продолжать знакомить детей с аппликацией из крупы (гречка, пшено); продолжать учить брать небольшую щепотку крупы и аккуратно распределять её на определённую поверхность изображения; продолжать обращать внимание на правильность и аккуратность при работе с кисточкой и клеем.
«Здравствуй, лето!»
Задачи: способствовать созданию условий для развития художественного творчества и познавательных интересов на основе работы с фетром; обобщить знания детей о временах года; упражнять в вырезывании простых форм из фетра; закреплять у детей умение работать с ножницами; развивать у детей умение подбирать цветовую гамму фетровых лоскутков; развивать умение создавать сюжетные картины из фетра; воспитывать художественный вкус.
Аппликация крупами
Аппликация из фетра