Светлана Белюкова
Перспективный план по формированию временных представлений (старшая группа)
Месяц Дидактическая игра Задачи
Сентябрь
1 неделя
Д/и «Когда это бывает»
Д/и «Разноцветная неделька»
Д/и «Назови пропущенное слово» (игра с мячом) Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Дать представление о цветах радуги и правильном их чередовании, подготовить к изучению дней недели
Активизировать словарь за счет названий времен года
2 неделя Интерактивно- дидактическая игра «Когда мы это делаем»
Д/и «Круглый год»
Д/и «Логические цепочки»
Публикация «Перспективный план по формированию временных представлений (старшая группа)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Игры с лэпбуком «Осень» Упражнять в умении определять часть суток по расположению солнца на небосводе.
Закрепить знания детей о последовательности времен года.
Упражнять в определении последовательности частей суток
Закреплять представления детей о приметах осени.
3 неделя Д/и «Когда это было»
Д/и «12 месяцев»
Д/и «Назови соседей!
Д/и «Бывает-не бывает» Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.
Познакомить детей с новой настольной игрой; развивать познавательный интерес, закрепить название месяцев.
Закрепить знания детей о последовательности частей суток.
Развить логическое мышление, закреплять знание признаков осени.
4 неделя Игры с лэпбуком «Время и часы»
Д/и «Найди пару»
Д/и «Гномик, где твой домик»
Д/и «Вчера, сегодня, завтра» Закреплять временные представления детей, Развивать познавательный интерес
Развивать логическое мышление; учить соотносить время года с изменениями в природе.
Закреплять названия дней недели.
Закреплять понятия: вчера, сегодня, завтра
Октябрь
1 неделя Игра-путешествие «Вслед за солнышком»
Загадки про части суток Показзва разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток.
2 неделя Д/и "Назови соседей»
«Картинная галерея» (интерактивно) Закреплять знания детей о последовательности частей суток.
Рассматривание картин Н. Рериха "Гонец"- ночь, "Святой остров" - утро, "Три радости" - день, "Беда проводник"-вечер.
3неделя Интерактивная игра "Когда мы это делаем?" Упражнять в определении частей суток по разнообразной деятельности взрослых и детей.
4 неделя НОД ФЭМП Занятие 4
Д/и «Логические цепочки» Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.
Ноябрь
1 неделя Игра с мячом "Назови пропущенное слово " Активизации словаря за счет названий частей суток.
2 неделя Организовать на прогулках наблюдения за природными явлениями обратить внимание детей на положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба в разное время суток.
3неделя Д/и «Продолжи» Закреплять последовательность частей суток.
4неделя НОД ФЭМП Занятие 4 Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
Декабрь
1неделя Интерактивная игра " Помоги Незнайке " Упражнять детей в умении различать приметы времен года
2 неделя Рисование «Радуга-дуга», заучивание считалки «Каждый охотник» Дать представление о цветах радуги и правильном их чередовании (подготовка к изучению дней недели)
3 неделя НОД ФЭМП Занятие 3
Заселение гномиков в дома. (Начиная с понедельника) Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
4 неделя НОД ФЭМП Занятие 4
Интерактивная игра «Паровозик НЕДЕЛЬКА» Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Январь
1 неделя Заучивание стихотворения «Вот неделя в ней семь дней.» Помочь лучше запомнить название дней недели.
2 неделя НОД ФЭМП Занятие 2
Игра с мячом «Бывает - не бывает» Упражнять в последовательном назывании дней недели
Цель-развитие вербально-логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
3 неделя Д/и «Я скажу, а ты продолжи»
Просмотр диафильма «Емелина неделя» Упражнять в умении последовательно называть дни недели.
4 неделя Д/ и «Вчера, сегодня, завтра»,
Чтение Е. Ильиной «Про вчерашний день» Закрепить понятия вчера, сегодня, завтра.
Февраль1неделя НОД ФЭМП Занятие 1
Чтение стихов о времени. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
2 неделя П/и "Неделя, стройся!", Упражнять в умении находить своё место в ряду «Неделя»
3 неделя Д/и «Что сначала. Что потом» Упражнять в умении раскладывать дни недели по порядку (пособие «Неделя»)
4 неделя Игра «Придумай предложение со словом, которое я назову». Упражнять в придумывании предложений с названиями времени года, частями суток и днями недели.
Март
1неделя Викторина «В гостях у ВРЕМЕНИ» Закреплять временные преставления.
2неделя НОД ФЭМП Занятие 2 Закреплять умение последовательно называть дни недели.
3неделя Игры с Лэпбуком. Закреплять временные преставления.
4 неделя «Экскурсия» в мини-музей часов
Беседа «Как люди раньше узнавали время» Развивать познавательный интерес.
Апрель
1неделя Д/и «Почемучка»
П/и «Быстро-медленно» Упражнять логически мыслить, раскладывать картинки по порядку (что сначала, что потом).Упражнять в умении выполнять задания в разном темпе.
2неделя Вечер с Бабушкой-загадушкой. Закреплять временные преставления через отгадывание загадок.
3неделя Беседа «История вещей» (Интерактивно)
Д/и «Найди пару» Развивать познавательный интерес детей к тому, как выглядели некоторые вещи в старину.
4неделя НОД ФЭМП Занятие 4
Игра-задание «Незнайкина неделя» Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Комплексно – перспективный план работы с детьми и родителями по теме:
«Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов моделирования» на 2016-2017 уч. год
Подготовил:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №67»
Докукина Наталья Евгеньевна
Дзержинск 2016 г.
Раздел плана Содержание Задачи Оборудование и материалы Сроки
Работа с детьми
Работа с родителями Игра «Мой день»
Игра «Цвета радуги»
Игровое упражнение «Временная модель»
Построение модели недели (месяца, сезона)
Консультация «Формирование временных представлений у детей старшего возраста». Совершенствование имеющихся представлений о частях суток, днях недели и их последовательности.
Познакомить с новой «временной моделью» в виде овалов, умение использовать в речи слова: позавчера, послезавтра.
Повышение педагогической компетентности родителей по данной теме Картинки с изображением поведения детей в быту, их игр и забав, карандаши, фломастеры.
Модели дней недели (в соответствии с цветами радуги,
«Временная модель» в виде овалов разных размеров.
Крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого, черного, красного, оранжевого, зеленого, синего и фиолетового цветов, прокладки из плотного картона. сентябрь
Работа с детьми
Работа с родителями Задачи на сообразительность
Методические рекомендации «Игры для развития и уточнения временных представлений» Умение решать простейшие задачи о времени.
Умение использовать наглядную модель недели (в соответствии с цветами радуги, календаря, «временную модель», использовать в речи слова: позавчера, послезавтра, умение ориентироваться в днях недели, развивать мышление, смекалку. Понимание необходимости календаря.
Овладение необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни «Временная модель» в виде овалов разных размеров, модель недели, календарь, наборы цифр от 1 до 7. октябрь
Работа с детьми
Работа с родителями Игра-занятие «Секундомер»
Игра-опыт
«Секундомер»
Информационный лист «Значимость развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» Познакомить детей со словом «секундомер», выявить представления детей об 1 минуте, познакомить с длительностью 1 минуты.
Конкретизировать временные ориентировки, упражнять в умении анализировать свои впечатления.
Способствовать педагогической грамотности родителей и их заинтересованности по данной теме Песочные часы,секундомер.
Секундомер (или песочные часы, парные картинки, листы бумаги в клетку, образец выполнения задания, карандаши на каждого. ноябрь
Работа с детьми
Работа с родителями Игра-занятие «Минутка»
Работа с иллюстрациями пейзажей
Информационный лист «Комплекс упражнений формирования у детей представления о времени» Учить контролировать время по песочным часам (в течении 1 минуты) в процессе выполнения разнообразной деятельности, умение регулировать темп работы.
Обогащать словарный запас детей эстетическими, искусствоведческими терминами; развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и личным опытом.
Овладение необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни Песочные часы, счетные палочки, бумага в клетку, карандаши, ножницы, кукла в одежде. декабрь
Работа с детьми
Работа с родителями Игра-занятие
«Три минутки»
Практические советы: «Как научить ребенка понимать время» Познакомить детей с длительностью
3-минутного интервала; учить контролировать время по песочным часам в процессе выполнения разнообразной деятельности; формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задания на время.
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме Песочные часы, секундомер, листы бумаги, листы бумаги в клетку, карандаши. январь
Работа с детьми
Работа с родителями Игра-занятие
«Тик – так»
Лента времени «История семьи», Лента времени «Я расту»
Подбор фотографий для
«Лент времени» Знакомить детей со строением часов, систематизировать представления о часах и их использовании
Развивать умение соотносить увиденное с собственными чувствами и личным опытом,
Осознание изменений возраста человека на основе старше – моложе (малышка, школьница, девушка, женщина, бабушка, умение определять возраст в будущем, прошлом.
Привлечение родителей к активному участию в развитии своего ребенка. Разные модели часов (будильник, песочные, секундомер, наручные механические и электронные);картинки с изображением башенных, уличных, настольных, каминных часов.
Семейные фотографии, фотографии детей по годам февраль
Работа с детьми
Работа с родителями Игра-занятие «Определи время»
Игра «Определи время»
Выставка «Часы и часики» Познакомить детей с определением времени по часам.
Упражнять детей в определении времени по часам.
Привлечение родителей к активному участию в развитии своего ребенка. Изготовление разных видов часов Демонстрационная модель часов – циферблат с вращающимися стрелками, часы с крупными цифрами.
Демонстрационная модель часов – циферблат с вращающимися стрелками, модели часов для каждого, часы с крупными цифрами. март
Работа с детьми
Работа с родителями Игра «Золушка»
Игра «Грустный гном»
Информационный лист :
«Учим время по часам» Упражнять детей в определении времени по часам.
Упражнять детей в определении времени по часам.
Предоставление родителям педагогической информации по данной теме 2 модели часов для каждого, нарисованных на листе без стрелок, иллюстрации из сказки «Золушка».
2 модели часов для каждого (одни часы квадратные, вторые – круглые, нарисованных на листе без стрелок, модель года (в виде круга с 12 секторами) на каждого, цветные карандаши апрель
Работа с детьми
Работа с родителями Игра «Сутки»
Игра «Цветик – семицветик»
Построение модели недели (месяца, сезона)
КВН по теме «Дети и временные понятия» Закрепить части суток, упражнять детей в определении времени по часам в соответствии с частями суток.
Совершенствование имеющихся представлений о частях суток, днях недели, месяцах, сезонах года и их последовательности.
Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования совместно с родителями.
Закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить представления о необратимости времени. Развивать чувство времени : учить различать длительности временных интервалов. Таблицы с изображением часов, карточки-модели частей суток, предметные картинки (тарелка, подушка, полотенце, зубная щетка, книга и т. д.).
Крышечки из сухого бассейна голубого, желтого, серого, черного, красного, оранжевого, зеленого, синего и фиолетового цветов, прокладки из плотного картона. май