Колпакова Наталья
Перспективный план мероприятий по преодолению затруднений детей в освоении содержания программы «Радуга».
▼ Скачать +Заказ
Перспективный план мероприятий по преодолению затруднений детей в освоении содержания программы «Радуга».
Цель:
оказание помощи детям дошкольного возраста в преодолении трудностей эмоционального и интеллектуального развития.
Задачи:
1. Развитие познавательных процессов: мышление, память, внимание, воображение, восприятие, речь.
2. Формирование навыков учебной деятельности.
3. Формирование коммуникативных навыков.
Публикация «Перспективный план мероприятий по преодолению затруднений детей в освоении содержания программы „Радуга“,» размещена в разделах
Содержание:
упражнения для развития психических процессов, расширение кругозора детей представлениями о человеческом обществе, формирование учебных навыков и познавательного интереса, игры-инсценировки для формирования коммуникативных навыков и преодоления страхов, беседы по воспитанию положительных черт характера, упражнения для развития саморегуляции поведения, формирование этических представлений и совершенствование творческих способностей дошкольников 5-7 лет.
Данные мероприятия проводятся в течение учебного года и используются в индивидуальной работе с детьми, испытывающими затруднения в освоении содержания образовательной программы.
1. Развитие познавательных процессов.
Задачи: Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи дошкольников; формирование способности слышать педагога, воспринимать задание и действовать в соответствии с инструкцией, планировать свою деятельность, начинать и заканчивать свою деятельность одновременно со всеми, оценивать себя и других и контролировать выполнение задания, готовить своё рабочее место и подбирать необходимые материалы.
Упражнения, игры, логические и творческие задания, пальчиковые и подвижные игры.
Комплекс 1.
Логическое задание: сказка Д. Биссета «Лягушка в зеркале». Игра «Живое-неживое». Задание на классификацию (транспорт, посуда, мебель, одежда).
Комплекс 2.
Упражнение для развития целостного восприятия формы предметов. Задание для развития цветовосприятия «Назови правильный цвет». Пальчиковая игра.
Комплекс 3.
Упражнение на развитие способности к переключению внимания. Чтение сказки Д. Биссета «Туман», рисование по содержанию сказки.
Комплекс 4.
Упражнение для развития способности к фонематическому различению. Загадки о временах года. Чтение сказки Д. Родари «Голубой светофор», логическое задание.
Комплекс 5.
Упражнение «Точки» для развития пространственных представлений. Пальчиковая игра. Чтение и обсуждение сказки С. Юцзунь «Как светлячок друга искал».
Комплекс 6.
Игра «Как это можно использовать» - развитие словесно-логического мышления. Чтение сказки Д. Хармса «Храбрый ёж».
Комплекс 7.
Игра «Я положил в мешок…» - развитие произвольного запоминания. Упражнение для развития воображения «Дорисуй». Подвижная игра для развития произвольного внимания.
Комплекс 8.
Упражнение «Раскрась фигуры» - развитие мелкой моторики и произвольности поведения. Пальчиковая игра.
Комплекс 9.
Придумывание сказок. Игра для развития умения ориентироваться в пространстве.
Комплекс 10.
Упражнение для развития способности к переключению внимания. Задание для развития понятийного мышления «Закончи предложение».
Комплекс 11.
Чтение сказки Д. Хармса «Семь кошек». Игра «Запретное движение». Упражнение для развития слухового сосредоточения.
Комплекс 12. упражнение «Мячик-соединитель» - развитие внимания, быстроты мышления, речи. Задание с конструктором «Лего» для развития мышления.
Комплекс 13.
Упражнение для развития объёма внимания. Пальчиковая игра. Чтение сказки Д. Родари «Шоколадная дорога».
Комплекс 14.
Упражнение «сравнение предметов» - развитие мыслительных операций. Задание «Много-один» - развитие внимания и быстроты мышления. Упражнение для развития произвольности поведения.
Комплекс 15.
Упражнение для развития устойчивости внимания «Кодирование». Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом». Игра для развития представления о частях суток.
Комплекс 16.
Упражнение для развития пространственных представлений. Речевая игра. Задание для развития произвольности внимания.
Комплекс 17.
Упражнение «Слушай и исполняй» - развитие внимания и памяти. Чтение сказки А. Линдгрен «Как Пеппи ищет кукарямбу».
Комплекс 18.
Чтение сказки О. Пройслера «Неприятности». Игра для развития произвольного внимания «Зеваки». Задание для развития способности к дефферинцированному восприятию.
Комплекс 19. пальчиковая игра. Чтение сказки О. Пройслера «Буря». Упражнение для развития произвольности внимания.
Комплекс 20.
Чтение сказки б. Гримм «Госпожа Метелица». Речевая игра. Упражнение для развития способности к узнаванию.
Комплекс 21.
Упражнение для развития речи. Графический диктант. Пальчиковая игра.
Комплекс 22.
Чтение сказки Л. Кеннера «Три медвежонка». Упражнение «Нелепицы» - для развития образно-логического мышления. Игра для развития зрительного запоминания.
2. «Мир людей»
Задачи: Расширение кругозора детей представлениями о человеческом обществе. Развитие способности учиться. Оказание помощи детям в создании образа своего места в мире людей. Развитие устойчивого интереса к учёбе, формирование привычки к регулярным занятиям. Формирование умения самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия. Формирование мотивации учения.
Беседы, игры, упражнения.
1. Руки людей. Чтение стихотворении Д. Родари «Всеобщая история». Беседа о рукотворном мире. Игра на различение предметов рукотворного и природного мира. Игра на выявление ведущей руки.
2. Для чего людям нужны ноги. Беседа «Чем человек отличается от животных» - особенности прямохождения. Рисование «Кто живёт в море и летает в воздухе» - особенности передвижения по воде и воздуху. Упражнение на классификацию «Транспорт».
3. Пол и возраст людей. Легенда об андрогинах. Беседа о различии мужчины и женщины – помощь в осознании детьми себя, усвоение понятия «семья». Измерение роста.
4. Профессии людей. Чтение стихотворения Д. Родари «Какого цвета ремёсла». Беседа о профессиях родителей и необходимости учиться для получения какой-либо специальности.
5. Выходные и праздничные дни – развитие умения организовывать свой досуг. Чтение стихотворения Р. Сеф «Карнавал». Беседа о том, для чего нужны праздники и выходные дни. Рисование «Мой любимый праздник».
6. Люди строят города – дать детям представление о взаимозависимости людей друг от друга и среды обитания. Чтение стихотворения А. Барто «Одиночество». Беседа о том где жили люди раньше и живут сейчас. Задание: найти на карте города улицы и площади и обозначить их; дорисовать план жилого квартала – «Мой двор».
7. Зачем нужна деревня – знакомство с особенностями жизни в сельской местности. Чтение стихотворения Р. Сеф «Деревня». Задание: дорисовать домики. Беседа о деревне: кто и как там живёт, что перевозят из города в деревню и наоборот. Игра «Городское-деревенское».
8. Мир людей – проверить, насколько ребёнок осознаёт себя членом человеческого общества и что думает о своём будущем. Рассматривание фото людей разного возраста с подбором характеристик каждого возраста. Задание: разложить фото в хронологическом порядке. Рисование «Каким я буду через 10 лет».
3. Игротерапия общения.
Задачи: Формирование навыков общения детей со сверстниками, способов взаимоотношений со взрослыми
Беседы, подвижные игры, этюды, рисование, упражнения для релаксации.
1. Музыканты – раскрепощение детей, объединение их в группу. Упражнение «Знакомство». Игра «Съедобное-несъедобное». Игра на музыкальных инструментах «Оркестр». Танцы с куклами.
2. Транспорт. Предметная игра с автомобилями. Беседа о транспорте. Подвижная игра «Воробышки и автомобили».
3. Золотая рыбка – развитие мимики и пантомимики, адекватных форм поведения у детей. Детям предлагается вспомнить сказку «О рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Этюды «Старик», «Старуха» - грустные, весёлые, сердитые ит. д. Игра «Кто позвал?».
4. Воробьиная семья – развитие вербальных форм проявления эмоций. Игра «Летает-не летает». Этюды: воробей-сын, хвастливый воробей, воробей-папа, сердитый воробей, воробьиха-мама, ласковая воробьиха и т. д. Игра-сказка «Дождь в лесу».
5. Три поросёнка – актуализация эмоций, развитие творчества. Детям предлагается вспомнить сказку «Три поросёнка». Игра «Займи свой домик». Этюды: поросёнок (испуганный, весёлый, волк (испуганный, сердитый). Театрализованная игра «Три поросёнка». Беседа и рисование на тему «Чего я боюсь».
6. Пчёлка – разрядка агрессивных импульсов. Игра «Съедобное-несъедобное». Этюд «Весёлая пчёлка». Подвижная игра с вербальной активностью «Пчёлкины песни». Релаксация «Пчёлка спит».
7. Кошки – разрядка агрессивных импульсов, релаксация. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Этюды: удивление, страх. Упражнение «Кошка злая и добрая». Рисование «Чего я уже не боюсь». Придумывание историй про котят.
8. Смешные клоуны – разрядка вербальной агрессии. Сочинение сказки про сказочных злодеев. Рисование злодеев пальцами. Игра «Весёлые клоуны. Клоуны ругаются». Релаксация «Отдых в лесу».
9. Капризная лошадка – разрядка агрессивных импульсов. Этюды: капризная (упрямая) лошадка. Беседа «Когда я был упрямым». Этюд «упрямый ребёнок». Рисование «Капризки-упрямки».
10. Жадные медвежата. Этюд «Жадина». Театрализованная игра «Два жадных медвежонка». Релаксация «Подснежник».
11. Мир наоборот – объединение детей в совместных играх, разрядка агрессивных импульсов. Игра «Мир наоборот». Игра «Иголочка и ниточка». Подвижная игра «Жужа». Релаксация «Гусли-самогуды».
12. Цветик-семицветик – формирование навыков общения детей со взрослыми. Игры: летает-не летает, колечко, найди свой цветок. Танец с мамой.
4. Преодоление страхов
– проводится педагогом-психологом.
Задачи: Помощь детям в преодолении страхов и развитие творческих способностей.
Игры и игровые упражнения, этюды, истории про зайчишку-трусишку с использованием перчаточного театра. Психогимнастические упражнения.
1. У страха глаза велики.
2. Вкусная была капуста.
3. Моя кровать – моя крепость.
4. Страх мой – враг мой.
5. Почему грустил трусишка.
6. Поединок двух страхов.
7. Не страшно, а смешно.
8. Смелость города берёт.
9. Смелый трусишка.
5. Уроки Знайки
Задачи: Привитие детям потребности в самовоспитании, выработки активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью, воспитание положительных черт характера.
Чтение художественной литературы, беседы, упражнения.
1. Здоровье и счастье. Беседа о стрессе. Советы. Упражнение для самоконтроля. Релаксация.
2. Какой я. Беседа «Желания». Игра с мячом «Я хочу». Релаксация.
3. Учимся держать себя в руках. Беседа об эмоциях. Рисование эмоций. Ситуативная игра. Советы. Релаксация.
4. Хорошо быть добрым. Беседа «Кто живёт долго». Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения» (отрывок). Релаксация.
5. Шутите осторожно. Беседа «Шутка и грубость». Тренинговое задание – придумывание дразнилок. чтение рассказа Л. Толстого «Детство» (отрывок). Релаксация.
6. Хочу стать смелым. Беседа о смелости. Чтение рассказа К. Курбатова «Сильней себя». Рассуждения – как сделать страшное нестрашным. Рисование страхов. Релаксация.
7. Правда, ложь, фантазия. Чтение сказки о пастушке. Беседа о лжи. Чтение рассказа Н. Носова «Фантазёры». Обсуждение. Релаксация.
8. Настоящий друг. Беседа о дружбе. Чтение рассказа А. Линдгрен «Эмиль из Лённеберге». Релаксация.
9. О неприятном. Беседа о наказании. Советы. Упражнение. Релаксация.
Литература.
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Азбука настроений. – Ярославль, «Академия развития», 1997. – 32с.
2. Житникова Л. М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя детского сада. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1985. – 96с.
3. Зайцев Г. К., Насонкина С. А. Уроки Знайки. Воспитай себя: Учебное пособие-практикум. – СПб. : Детство-Пресс, 1999. – 48с.
4. Илларионова Ю. Г. Учите детей огадывать загадки: Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение,1985. – 160с.
5. Ковалёв В. И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху: Для старшего дошкольного возраста: Книга для детей, воспитателей и родителей. – М., Просвещение, - 1998ю – 72с.
6. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 160с.
7. Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё место в мире людей. Система развивающих занятий для детей 6 лет. – М. : Линка-Пресс, 1998. – 56с.
8. Синицына Е. И. Умные сказки. Серия «Через игру – к совершенству». – М. : «Лист», 1997. – 168с.
9. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО»Гринго», 1995. – 240с.
10. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192с.
11. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнёва Н. Я. – СПб. : «Дельта», 384с.
12. Шишова Т. Страхи – это серьёзно: как помочь ребёнку избавиться от страхов. – М. : «Издательский дом «Искатель». 1997. – 96с.