Марина Щербак
Перспективное комплексно-тематическое планирование в летний период для детей 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное тематическое (комплексно – тематическое) планирование в летний период для детей 3-5 лет
Тема недели: «Здравствуй лето!» с детьми младшего возраста
Цель: Привлечь внимание детей к характерным особенностям летнего периода. Задачи:
Публикация «Перспективное комплексно-тематическое планирование в летний период для детей 3–5 лет» размещена в разделах
1. Способствовать расширению представлений детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, всё вокруг зелёное, цветут цветы, люди одеты легко, загорают и купаются.
2. Подводить детей к пониманию связей окружающей среды в неживой и живой природе. Итоговый продукт с детьми: Выпуск групповой газеты «Всемирный день окружающей среды»
Содержание работы по теме в пяти образовательных областях: :
«Здравствуй лето!» с детьми младшего возраста
Образовательные области Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Физическое развитие двигательная Утренняя гимнастика: «В гостях у солнышка» Бодрящая гимнастика: «В гостях у солнышка» (Т. Е. Харченко Бодрящая гимнастика для дошкольников стр. 11) Дыхательные упражнения:
«Аромат цветов», «Комарики» (по методу М. Лазарева) Глазная гимнастика: Моргание
«Бабочка». Игровой самомассаж: «Расслабленное лицо». Упражнения на профилактику осанки и свода стопы: «Дорожка здоровья»; Пальчиковая игра: «Солнце», «Бабочка», «Цветок» (Л. П. Савина Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников стр. 34 -36, «Капли звонкие звенят» Логоритмические упражнения: «Лужи»,
«Заботливое солнышко» Основные движения: «На пляже», «Перепрыгнем через ручеёк», Литвинова:
«Дорожки», «Весёлые жучки», Степаненкова:
«Поймай комара», «За машиной» Строевые упражнения: для закрепления построения в 1 колонну игры «Поезд», «Пойдем гулять» Спортивные упражнения:Катание на трёхколёсном велосипеде по прямой (обучение). Простейший
туризм пешая прогулка «Летний луг»
игровая Подвижные игры: Степаненкова: «Солнышко и дождик», «Лягушки», «Одуванчики», «Найди свой цветок», «Весёлые бабочки», «Пчёлки и ласточка»,
«Стрекоза», «Цветочки», «На речке», «Медведь и пчёлы» Народные (хороводные) игры: Литвинова:
«У медведя во бору», «Пляска с листочками»
«Берёзка» - хоровод
Познавательное развитие Познавательно - исследовательская Экспериментирование : игры с зеркалом
«Солнечные зайчики», цветные очки (вместо стёкол цветной мягкий пластик) Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир) : «Солнцезащитные очки» Проблемные ситуации: «Мишка гулял без панамки,
он заболел» Моделирование: (замещение, составление моделей, деятельность с
использованием моделей) «Зачеркнуть то, чего не
бывает летом», «Расскажи про лето»
конструирование Строительный материал: «Солнышко», «Цветы на лугу» Детали конструктора: постройки по образцу:
«Наш детский сад», «Мост через реку»
игровая Дидактические игры: «Четвертый лишний»,
«Найди картинку о лете», «Кто как кричит?», «Так бывает или нет?», «Летает - не летает» Развивающие, настольные игры: настольно- печатная игра «Как избежать неприятности», кубики, зоологическое лото, разрезные картинки с летней тематикой Конструктивные игры:
«Дорожки»
Речевое развитие коммуникативная Беседа: о летних изменениях в природе: жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются и загорают. Моделирование речевой ситуации: «Что будет если солнце пропадет? Освоение
компонентов устной речи : ЗКР (гимнастик весёлого язычка) игра «Чудесный мешочек» Словарная работа: стимулировать употребление в речи прилагательных: яркое, чистое, теплое, светлое, летнее, лучистое (какое солнце? какое небо) Грамматический строй речи: словесная игра
«Один – много», «Подбери слово» (прилагательные к лову лето) Диалоговая речь: ответы на вопросы воспитателя о летних
изменениях в природе Связная речь: рассказывание по картинкам летней тематики
Восприятие художественной литературы Чтение (слушание) : «Маша и медведь», «Если я сорву цветок» Е. Собакина, «Радуга» С. Маршак,
«Дождик» З. Александрова, «Свети нам, солнышко!» Я. Аким, «У солнышка в гостях», словац., пер. С. Могилевской и Л. Зориной; Обсуждение прочитанного произведения (рассуждение) : «Летом мне больше всего нравится…» Рассказывание (пересказывание) :
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе; Разучивание: «Веселое лето» (Берестов) Декламация (выразительное прочтение стихотворения) : «Вместе с солнышком встаю», Благинина, Малые фольклорные формы: потешки
«Дождик, дождик – пуще», «Солнышко- ведрышко». Ситуативный разговор: «Цветочная
поляна» - какие цветы растут на полянке.
игровая Словесные игры: (дидактические, игры-беседы, игры-загадки, викторины и другие) «Когда это
бывает?» Театрализованные, режиссерские, игры- фантазирования: (по мотивам литературных произведений) «Маша и медведь» - Би-ба-бо
Социально – коммуникативное развитие коммуникативная Свободное общение: «Если ты упал, что делать?»,
«Расскажи о себе», «Что ты знаешь про лето?» Освоение норм и правил поведения: (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы.) «Как вести себя
в детском саду»
игровая Игровые ситуации: Собираемся на берег реки
(моря, озера) – что там будем делать, что возьмем с
собой. Сюжетно-ролевые игры: «Готовим вкусный и полезный летний обед» (суп, компот, салат,
«Детский сад». Театрализованные игры: «Маша и медведь» (театр игрушки, бибабо) Режиссерские игры: (на основе готового содержания, предложенного взрослым или с сюжетами, придуманными детьми) «Я – садовник» Игры на развитие эмоций (этюды) : «Тише!», «Иди ко мне» Коммуникативные игры: «Ладони – колени» Игры со строительным, природным или бросовым
материалом: вместе построим «Город солнца»
трудовая Самообслуживание: побуждать детей
самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, помогать другим детям. Хозяйственно-
бытовой труд: дежурство по столовой
(раскладывать ложки, расставлять тарелки, чашки, уборка игрушек Труд в природе: полив растений на клумбе. Художественные труд (из разных видов
материалов) : «Солнышко» (пластилин и природный материал, «Божья коровка
Художественно - эстетическое изобразительная Творческая мастерская: Рисование: «Радуга-дуга»
«Солнышко лучистое» Лепка: Пластилинография
«Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Аппликация: «Очки
музыкальная Слушание: Песни о лете, о дружбе, о природе Исполнение: «Ножками затопали» - музыкально – ритмические упражнения, «Барыня» - музыкально
– ритмические упражнения (выставление ноги на пятку, «Прогулка» - музыкально – ритмические упражнения, «Пляска с листочками» «Берёзка» - хоровод, «Греет солнышко теплее», «Хитрый кот»
- игра Игра на музыкальных инструментах: Оркестр – игра на бубнах, погремушках, деревянных ложках Пальчиковые игры: Капли
звонкие звенят»
Тема недели: «Солнце, воздух и вода- лучшие друзья человека и природы»
Цель: способствовать закреплению уже имеющихся представлений у детей о солнце, воздухе и воде.
Задачи:
1. Способствовать расширению представлений о солнце, воздухе и воде, о свойствах, и значение для человека. 2. Помочь освоить значение солнца и воды в жизни и росте растений.
3. Помочь запомнить элементарные правила нахождения на солнце и воде.
Итоговый продукт с детьми: Выпуск групповой газеты «Всемирный день окружающей среды»
Содержание работы по теме в пяти образовательных областях: «Солнце, воздух и вода - лучшие друзья человека и природы» с детьми младшего возраста
Образовательные области Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Физическое развитие Двигательная деятельность Утренняя гимнастика: «Бодрящая гимнастика» «В гостях у солнышка» (компл. бодрящ. гимн. дет.
мл. гр.) Дыхательные упражнения: «Здравствуй солнышко» «Мыльные пузыри» Н. В. Нищева стр. 128 Глазная гимнастика: «Веселые лучики» Игровой
самомассаж: Массаж рук и лица «Умывальная
песенка» Упражнения на профилактику осанки и свода стопы: «Дорожка здоровья», комплекс «Ровная спина» Физминутки: «Цветы» (Метельская Н. -блок лето) Пальчиковая игра: «Вынос цветов» Уланова, 125 Основные движения: бег змейкой, парами, прыжки на двух ногах, ползание по скамейке Спортивные упражнения: «Кто точнее» (способствовать выполнению метания мяча в вертикальную цель левой и правой рукой,
«Перелезь через бревнышко» (освоить перелезание через препятствие)
игровая Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Друзья помогли». Народные (хороводные) игры: «Греет солнышко теплее», «Дождь», «Ветер-ветерок» (хороводная игра-пятнашки) Игры-соревнования:
Катание на трёхколёсном велосипеде по прямой (повторение).
Познавательное развитие Познавательно - исследовательская Экспериментирование : Опыты с песком, водой.
«Окрашивание воды» «Пересыпаем песок» О. В. Дыбина стр. 33, 27 «Надувание мыльных пузырей»,
«Вертушки» (определение силы ветра Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир) : водяная мельница, наблюдение за ростом растения в тени и на солнце. Проблемные ситуации: «Загадочные пузырьки» (обнаружение воздуха в других предметах, «Морской бой»
(выявить воздух легче воды и имеет силу)
конструирование Строительный материал, детали конструктора: пластиковые детали конструктора крупные, бросовый материал Оригами: Изготовление
корабликов из различных видов бумаги
игровая Дидактические игры: «Парные картинки» (умение замечать сходство и различие (цветы и деревья,
«Веселые лягушата», «На полянке». Развивающие, настольные игры: «От семечка к цветку» (последовательность роста растений) «Времена года» ( устанавливать простые закономерности Конструктивные игры: «Водяная мельница»,
«Парник (теплица для растений)»
Речевое развитие коммуникативная Беседа:«Что нам лето принесет» С. Н. Теплюк, 110,
«Как мы провели выходные на озере», «Зачем мыть руки перед едой», «Мама с папой надували шары» Освоение компонентов устной речи : ЗКР (гимнастик весёлого язычка, «Скажи погромче слово «гром» (громко, тихо, «Мать-и- мачеха» (произношение звуков (з, (з,, (с, (с,, «Подуй как ветер» (сила голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через нос с произнесением звука (У). Словарная работа: «Назови ласково…» (подбор прилагательных к словам солнце, вода, цветы) Грамматический строй речи: составление рассказа по фотографии «Где я отдыхал прошлым летом», речевая игра «Кому сколько?» (активизировать словарный запас по теме
«Летняя одежда») Диалоговая речь: развитие диалогового общения при рассматривании сюжетных картинок по теме (по выбору воспитателя, поощрять попытки ребёнка
рассказывать о событиях из личного опыта Связная
речь составление рассказа с опорой на картинки
«Мы на пляже», «Помогаем маме на огороде»
Словотворчество: коромысло, парник, теплица, шезлонг
Восприятие художественной литературы Чтение (слушание) : «Петушок и бобовое зернышко», С. Маршак «Июнь» Е. Серова «Солнце в доме», Обсуждение прочитанного произведения (рассуждение) : «Петушок и бобовое зернышко», Рассказывание (пересказывание) : К. И. Чуковский
«Краденое солнце», Разучивание: О. Высоцкая
«Одуванчик» Ситуативный разговор: (определение, объяснение сложных (не понятных) слов, ситуаций)
игровая Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игры-загадки, викторины и другие) : загадки (о солнце, небе, цветах, ручеек, озеро, роса, радуга,
дождевая туча и т. д.); «Назови ласково…» (подбор прилагательных к словам солнце, вода, цветы)
Социально – коммуникативное развитие коммуникативная Свободное общение: о профилактике кишечных инфекций «Невидимые микробы» Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы) : Игровая ситуация «От шалости до беды
один шаг» Масалова, 11
игровая Игровые ситуации: Проблемная ситуация «Мишка идет спать под солнцем» Сюжетно-ролевые игры:
«Шоферы», «Строители», «Семья» (оденем куклу Машу) Игры-драматизации по сказке: «Петушок и бобовое зернышко» Театрализованные игры: Инсценировка по сказке С. Могилевская «В гостях у солнышка», «Скорая помощь» Режиссерские игры (на основе готового содержания, предложенного взрослым или с сюжетами, придуманными детьми) :
«Собираем куклу Машу на пляж», «Машины везут песок в детский сад» Игры на развитие эмоций (этюды) : «Покажи настроение» (использование карточек «Эмоции» Коммуникативные игры: Д/и
«Кто что слышит», «Найди прищепку»
трудовая Самообслуживание: Практические упражнения
«Наши вещи в порядке» Цель: Учить аккуратно складывать вещи. Хозяйственно-бытовой труд:
«Уборка в группе» Цель: Учить видеть непорядок, договариваться о взаимодействии. Труд в природе: уборка мусора на участке Художественные труд (из разных видов материалов) : Изготовление поделок из
бумаги (вертушки, гирлянды и т. д. «Дуй ветерок»
Художественно - эстетическое Изобразительная деятельность Творческая мастерская: Рисование «Солнце»,
«Травка», (рисование ладошками, «цветочек радуется солнышку» (печатание печатками от картофеля (в форме цветка, «Одуванчики» (восковые мелки и акварель, печатание печатками,
«Зонтик дождик» (рисование пальчиками) Лепка
Плоскостная лепка «Солнышко» Аппликация: «На лугу растет ромашка»
музыкальная Исполнение: «Марш»; «Прыжки через лужи»,
«Махи руками» Музыкально – ритмические
упражнения: «Хоровод» («Все хоровод начнём водить…», «Приглашение»; Вот так вот», «Пляска
парами» - танец, «Солнышко и дождик»; «Хитрый
кот» - игра Пальчиковые игры: «Кот Мурлыка»
Тема недели: «Я живу в Санкт-Петербурге
Цель: Способствовать закреплению имеющихся представлений у детей о себе, своей семье и родном городе. Задачи: 1. Закреплять представление детей о родственных отношениях в семье, об обязанностях членов семьи, профессии мамы и папы; знание своего имении фамилии, возраста, адреса проживания.
2. Расширять начальные представления детей о городе, городских объектах, правилах поведения в городе.
3. Способствовать воспитанию любви и уважения к близким людям, интереса к родному городу. Итоговый продукт с детьми: Выставка детского рисунка «Прогулка по городу»
Содержание работы по теме в пяти образовательных областях: «Я живу в Санкт-Петербурге!» с детьми младшего возраста
Образовательные области Виды детской деятельности Формы работы с детьми
Физическое развитие двигательная Утренняя гимнастика «На прогулку мы идём»
«Бодрящая гимнастика» : «Дрессированная собачка»,
«Весёлая прогулка» Дыхательное упражнение:
«Парус», «Ветер» Пальчиковая игра: «Моя семья»,
«Иголка», «Прогулка» Пальчиковая игра: «Моя
семья», «Иголка», «Прогулка» Игровой самомассаж:
«Умывалочка», «Мыло» Профилактика нарушения осанки и свода стопы: «дорожка здоровья» - ежедневно; «Помаши платочком маме», «Соберём игрушки» (ножкой) Спортивные упражнения: Катание на трёхколёсном велосипеде по прямой (закрепление). Физические упражнения: «По
мостику», «Кто живёт у нас в квартире?», «Мы – шофёры»; «Поезд едет, поезд мчит», «По дороге в зоопарк» извилистая дорожка, мостик, кочки и т. д.)
игровая Подвижные игры: «По ровненькой дорожке»,
«Поезд», «Самолёты», «Автомобили», «Светофор и автомобили», «Трамвай», «Гаражи», «Как у нашей мамы руки», «Улица»; Данилова: Птицы и
автомобиль», «Воробышки и автомобили»,
«Цветные автомобили», Народные (хороводные) :
«Карусели», «Как у нашей мамы руки» Дидактические игры: «Волшебный кубик»,
«Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?» (умывания, купание)
Познавательное развитие Познавате льно- исследова тельская Наблюдение: за погодой, небом, облаками, за
цветами на клумбе. Размышления на тему «Какой бы цветок понравился маме?». Наблюдение за птицами на участке: внешний вид, части тела, способ передвижения, сходство и отличие у птиц. Опыты, игры-экспериментирования : «Песочная страна» ( свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить: показать способы изготовления рисунка из песка) Рассматривание иллюстраций: к темам «Я и моя семья», «Профессии», «Транспорт»,
«Санкт-Петербург» (река Нева, Дворцовая площадь, Петропавловская крепость, Невский проспект, улицы города с объектами – магазин, больница,
парикмахерская, детские площадки, парк).
конструирование Игры со строительным материалом: «Дома большие
и маленькие», «Наша улица», «На каком транспорте
перевозят людей» (или можно путешествовать с семьёй по городу, «Мост через речку», «Песочные домики» Оригами: «Театр своими руками» (из
бумаги) : «Звери из Зоопарка»
игровая Д/и, настольные, развивающие игры: «Собери свой город», «Кому, что нужно?» (для уборки дома или для работы, «Подбери картинку по названию»,
«Разные дома», «Собери картинку», «Подбери правильно» (классификация транспорта – пассажирский, грузовой, грузовой-легковой,
«Найди свой дом» (лабиринт)
Речевое развитие коммуникативная Беседы «Как я помогаю маме», «Где я провёл выходной?», «Что я видел из окна автобуса?» Рассматривание иллюстраций художников к произведению «Что такое хорошо, что такое
плохо?», «Посидим в тишине», обратить внимание на точность передачи эмоционального состояния героев. Освоение компонентов устной речи : ЗКР
«Надо, надо нам умыться…» (звук «ш», «Птицы городского парка» (звукоподражание, «Большие и маленькие машины» (громко-тихо)
Словарь/ Грамматический строй: «Назови правильно» (по картинкам объектов города – река Нева, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Невский проспект, «Подбери слово» (подобрать прилагательные к слову город) Диалогическая/ связная речь: составление рассказа по фотографии «Где мы были?», упражнение «Где я живу, где ты живёшь?» (описательный рассказ о
своём доме)
Восприятие художественной литературы Чтение (рассказывание) Е Благинина «Научу обуваться и братца», «Посидим в тишине», В. В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», Б Житков «Что я видел», «Как мы ехали в зоосад», «Как мы приехали в зоосад», «Стихи о Петербурге для малышей» (пособие для воспитателей детского сада, СПб, 2004) Общение по прочитанным произведениям: уточнить восприятие содержания произведения, понимание
эмоционального состояния героев, их поступков. Малые фольклорные формы: «Жили у бабуси…»,
«Знаешь, мамка, где я был…», «Стучит, бренчит по
улице…»
игровая Дидактические словесные игры «Вежливые слова»,
«Умей извиняться», «Потерянное словечко»
Социально – коммуникативное развитие коммуникативная Свободное общение «Кем работают мама и папа?»,
«Как мы с мамой ходили в магазин?», «Опасные предметы дома», «Как мы с мамой переходили дорогу?», «О чём рассказывают глаза светофора?» Освоение норм и правил поведения (беседы, рассматривание иллюстраций, проблемные ситуации, другие формы работы «Медвежонок попал в беду» : «Едем в транспорте», «Гуляем по зоопарку», «Смотрим цирковое представление»,
«Правила светофора» Общение по теме «Кто я такой», «Моя семья», «Моя улица», «Путешествие по городу с Незнайкой», «Зачем человеку мыть
руки, принимать душ, причёсываться?», «Чем
можно заниматься на игровой и спортивной
площадках?»
игровая Игровые ситуации «Мама заболела», «Пришёл нежданный гость», «Почему остановился автобус»,
«Сломался светофор» Сюжетно-ролевые игры:
«Семья» («Поможем маме приготовить обед»,
«Наведём порядок в доме», «Магазин», «Больница»,
«Парикмахерская» Театрализованные игры: «К нам приехал цирк» Режиссерские игры (на основе готового содержания, предложенного взрослым или с сюжетами, придуманными детьми) набор предметов для настольной игры в зоопарк
Коммуникативные игры: «Поссорились-
помирились», «Делай, как я» Игры на развитие
эмоций: «Что такое «здравствуй» (по стихотворению М. Дружинина) Игропластика: «Зоопарк» (лошадка, змея, орлы, цапля и др.); «Будем маме помогать»;
«Чиним автобус» Д/и, настольные игры: «Можно- нельзя», «Опасно-безопасно» (правила поведения дома, «Хорошо – плохо» или «Правильно- неправильно» (правила поведения на улице, в цирке,
транспорте, «Улица города (с использованием
трудовая Самообслуживание: поощрять стремления детей быть аккуратными и опрятными, совершенствовать
навыки процесса одевания и раздевания. Дежурство: закреплять умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой (ставить салфетницы, аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы) Хозяйственно-
бытовой труд: поощрять стремления детей в поддержании порядка на участке, своевременно убирать на место игрушки и оборудование.
Художественный труд: изготовление игрушек-
зверей из бросового материала для настольного театра
Художественно – эстетическое развитие изобразительная Творческая мастерская: Рисование «Платочек для бабушки» (декоративное, «Автомобили на улице города» (коллективная, нетрадиционное с использование трафарета транспорта, клея и песка) Лепка «Угощенье от бабушки: бублики, печенье,
рогалики и т. д.» (коллективная) Аппликация «Дом, в котором я живу»
музыкальная Слушание: «Дождик»; «Колыбельная» - песня Исполнение: «Марш»; «Автомобили»; «Поезд» - музыкально – ритмические упражнения, «Наш автобус голубой» - песня, «Пляска с платочками»;
«Танец в кругу»; «Танец с цветами», «Лётчики»;
«Карусель» - игра Пальчиковые игры:«Дружат в нашей группе»
Тема недели: «Во саду ли, в огороде, на лугу…»
Цель: Создать условия для формирования у детей представлений об особенностях сада, луга, огорода. Задачи: 1. Способствовать расширению представлений детей о растениях сада, огорода, луга.
2. В процессе рассматривания закрепить знания о строении цветка – корень, стебель, лист, цветок, найти сходства и отличия.
3. Познакомить детей с некоторыми ядовитыми растениями и правилами обращения с ними.
4. Вызвать желание у детей помогать взрослым по уходу за растениями огорода и цветника (поливать).
5. Развивать умение любоваться красотой цветущей природы.
Итоговый продукт с детьми: Выставка семейных поделок из природного материала