Ольга Гордеева
Перспективное планирование совместной деятельности по формированию правильного звукопроизношения в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь 1-2 неделя
1. Арт. гимнастика.
- «Месим тесто» со слогом - пя, слегка покусывать язык зубами
- «Расческа», почистим широкий язык
- «Заборчик», удерживать губы в широкой
улыбке.
- «Маляр» покрасим заборчик
- «Окошко» - удерживать рот и губы в широко открытом положении.
2. Игры на дыхание.
«Сдуй ватку», «Листики летят» - учить набирать воздух носом, дуть через рот, губы делать трубочкой.
3. Дид. игры.
«Что ты слышишь» - активизировать слуховое
внимание, учить различать и называть звуки
окружающей обстановки (в группе, в коридоре
Публикация «Перспективное планирование совместной деятельности по формированию правильного звукопроизношения в средней группе» размещена в разделах
д. сада, на улице)
4. Организованная познавательная
деятельность.
«Звуки вокруг нас. Речевые и неречевые звуки»
- привлечь внимание к звукам окружающей среды, их разнообразию, способу возникновения
звуков.
3-4 неделя
1. Арт. гимнастика.
- «Месим тесто» со слогом - бя, слегка покусывать язык зубами.
- «Кошка лакает молоко» - следить чтобы язык был широким.
- «Кошка села на забор» - удерживать губы в широкой улыбке.
_ «Чистим зубы» - активизировать кончик языка
- «Трубочка» - учить вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении.
2. Игры на дыхание.
«Нюхаем цветы» - учить делать носом глубокий вдох.
Пускание мыльных пузырей – учить выполнять долгий легкий плавный выдох ртом.
3. Дид. игры.
«Угадай на чем играю» - учить различать по звуку музыкальные инструменты (колокольчик, ложки, погремушки, дудочки, свистульки, металлофон, губная гармошка, баян, шарманка, бубен и т. д.)
4. Заучивание чистоговорки со звуком сь.
Си – си – си – круг скорей неси.
Се – се – се – искупались все.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Знакомство со звуком [а]» - знакомить с артикуляцией звука а, учить произносить звук по – разному, знакомить с понятием «гласный».
Октябрь. 1-2 неделя
1. Арт. гимнастика.
- «Лепешка» - со слогом пя, шлепать по языку губами.
- «Кошка облизывается» - активизировать кончик языка.
- «Кошка выгибает спину» - кончик языка упереть за нижними зубами, выгнуть спинку языка вверх.
- «Окошко – трубочка» - развивать мышцы губ.
2. Игры на дыхание.
«Бабочки летят» - продолжать учить делать глубокий вдох носом и плавный выдох ртом, складывать губы трубочкой.
- Игра на духовых музыкальных инструментах (свистульки, дудочки)
3. Дид. игры.
«Угадай, кто позвал?» - развивать слуховое внимание, учить узнавать детей группы по голосу.
4. Заучивание чистоговорок со звуком зь
Зи – зи – зи – змея ползи.
Зи – зи – зи - зелёнку привези.
Зи – зи – зи – бензин вези.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звук и буква А» - продолжать знакомить с понятием «звук», «гласный», учить определять звук а в начале слова. Учить обозначать квадратиком – символом. Знакомить с буквой А.
3-4 неделя
1. Арт. гимнастика.
- «Лепешка» - шлепать язык губами со слогом бя.
- «Блинчик» - учить детей класть широкий язык на нижнюю губу, удерживать в таком положении.
- «Спрячь язык» - учить класть язык в ямку нижней челюсти, удерживать в таком положении.
- «Улыбка» - упражнять в растягивании губ в узкой улыбке.
2. Игры на дыхание.
«Прокати карандаш» - развивать силу выдоха
Катание карандаша друг другу в парах.
«Кто дольше (громче) свистнет» с использованием свистков. Развивать силу и длительность выдоха.
3. Дид. игры.
«Эхо» - учить повторять за воспитателем слоговые ряды со звуками сь и зь из трех слогов:
ся – ся – си зи – зе – зю се – зя – се и. т. д.
«Звуковые дорожки» - упражнять детей в произнесении звука А по – разному: тихо, громко, плавно, отрывисто и т. д.
«Сложи букву» - выкладывание буквы А на пластилиновой основе из бусинок, пуговиц, горошин, косточек от яблок, дыни.
4. Заучивание чистоговорок со звуками сь и зь:
Си – си – си – ситечко неси.
Зи – зи – зи - зеркальце вези.
Се – се – се – веселились все
Зе – зе – зе – ездим на козе.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Знакомство со звуком и буквой У» - учить голосом выделять звук у, знакомить с его артикуляцией, произносить с разной силой и интонацией, обозначать квадратом – символом. Продолжать знакомить с понятием «гласный».
Ноябрь. 1-2 неделя
1. Арт. гимнастика.
- «Заборчик» - упражнять в удерживании губ в широкой улыбке.
- «Горка» (киска выгнула спину) - упражнять в удерживании кончика языка за нижними зубами.
- «Окошко» - «улыбка» - «трубочка» - развивать тонус и подвижность губ.
- Постановка артикуляции звука С : губы в улыбке, зубы заборчиком, язык за нижними зубами. На выдохе произносить звук С – «песенка водички».
2. Игры на дыхание.
«Дуем через соломинку» - выдувать через соломинку равномерную непрерывную струю воздуха, направленную на подставленную ладонь.
«Надуй шарик»(с веревкой) - развивать сильный непрерывный выдох.
3. Дид. игры.
«Лягушки» - продолжать учить детей узнавать друг друга по голосу.
«Доскажи словечко» проговаривание звука С в слогах: В норе ли (са). Меня укусила о (са)
У осы длинные у (сы). У машины коле (со).
«Назови картинку» - учить детей произносит название картинки, выделяя голосом первый звук (А, У)
4. Заучивание четверостишья со звуком сь:
Веселись, веселись,
Песни петь становись.
Песни весело пой.
Веселись, а не стой.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Знакомство со звуком и буквой О» - знакомить со звуком О, артикуляцией, учить выделять звук О в начале слова под ударением, закреплять умение произносить гласный звук по – разному. Знакомство с буквой.
3-4 неделя.
1. Арт. гимнастика.
- «Улыбка» - «трубочка» - развивать мышцы губ.
- «Перешагни через зубы» - вставлять язык за нижними зубами и перед ними.
- «Ветерок» - широкий язык положить на нижнюю губу, легко дуть вдоль языка.
- «Песенка водички» - сь – сь – сь – тонкая струйка, с-с-с – большая струя.
- Артикуляционная постановка звука З – губы в улыбке, зубы заборчиком, язык за нижними зубами: з – з – з – з «песенка комарика».
2. Игры на дыхание.
«Буря в стакане» - длительным непрерывным выдохом через соломинку в стакан с водой получать пузыри (булькать).
«Прокати пробку по дорожке» - развивать направленный плавный выдох, стремиться чтобы пробка не укатывалась за края дорожки. (пробки, полоски картона шириной 6 см.)
3. Дид игры.
«Что в коробочке лежит» - упражнять детей по звуку определять содержимое коробки (пуговицы, бусинки, горох, конфеты, бумага, крупа, мозаика, скрепки и т. д.)
«Будь внимательным» - развивать слуховое внимание, выполнять определенное движение, когда услышишь заданный звук (хлопни, когда услышишь звук А).
«Доскажи словечко» - активизация звука С в словах. (В лесу живет хитрая… (лиса). У машины четыре (колеса).)
4. Заучивание чистоговорок.
Су – су – су – где найти лису?
Са – са – са – в лесу лиса.
Сы – сы – сы – лисята у лисы.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звуки А,У,О. Буквы А,О,У. Закрепление.»
Закреплять понятие «гласный звук». Упражнять в определении первого звука в слове, подборе слов на звуки А,О,У. Кодирование звуков квадратами – символами.
Закреплять знание букв А,О,У. Чтение буквосочетаний АУ, УА.
Декабрь. 1-2 неделя.
1. Арт. гимнастика.
- «месим тесто» - со слогом тя слегка покусы-вать язык зубами.
- «Блинчик» - широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении.
- «надуй шарик» - развивать мышцы щек, набирать и удерживать воздух в ротовой полости.
- «Водичка», «Комарик» - уточнять артиуля-цию звуков С, Сь, З, Зь.
2. Игры на дыхание.
«Пена в стакане» - плавным длительным выдохом поднимать в стакане мыльную пену.
«Попади в ворота» - учить контролировать силу выдоха, направление воздушной струи.
(теннисный мячик, воротики).
3. Дид. игры.
Лото «Звуки» - упражнять детей в определе –нии первого звука в слову, подборе слов на звуки А,О,У.
«Эхо» - упражнять в проговаривании слоговых рядов со звуками С и З из 4 – 5 слогов:
Са – со – су – сы, за – зо – зу – зы, са – са – со – со – со, за – за – зу – зу – зы и т. д.
4. Заучивание чистоговорок.
Зу – зу – зу – где искать козу?
За – за – за – на лугу коза.
Зы – зы – зы – козлята у козы.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звук М»
Знакомить детей со звуком М, его артикуляци- ей, характеристиками (согласный, звонкий, твердый). Учить выделять голосом звук М в начале слова. Составление звуковой схемы слогов МА, МО, МУ.
3-4 неделя.
1. Арт. гимнастика.
- «Блинчик» - увеличивать время удержи-вания языка.
- «Остудим блинчик» - широкий язык положить на нижнюю губу, дуть легкой струей воздуха по языку.
- «Задуй свечку» - формировать короткий сильный выдох.
- Артикуляция звука Ц : губы в улыбке, зубы заборчиком, язык за нижними зубами, короткий резкий выдох. «Погрози пальцем».
2. Игры на дыхание.
«Футбол» - развивать направленный выдох, силу выдоха. Дуть теннисный мячик друг другу.
Игры на духовых музыкальных инструментах.
Упражнять в получении разных звуков коротких и длинных.
3. Дид. игры.
«Поймай слово» - развивать слуховое внимание, находить слова с заданным звуком среди других. (Подними руки вверх, когда услышишь слово со звуком М (А, О, У).
Разрезные картинки «Буквы» - упражнять в складывании букв А, О, У из разрезных картинок.
«Закончи слово» - закреплять умение изолиро-вано произносить звук Ц (Съел огуре…Ц. В гнезде птене…Ц.)
4. Заучивание стихов.
Зоя зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Самолет построим сами.
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звуки М и Мь. Буква М.»
Продолжать знакомить с согласными звуками, учить давать характеристику звуков М и Мь, подбирать слова со звуками М и Мь, синтез слогов со звуками М и Мь. Знакомство с буквой М, чтение открытых слогов (ам, ом, ум).
Январь. 1-2 неделя.
1 Арт. упражнения.
- «Блинчик» - продолжать упражнять в удерживании широкого языка на нижней губе.
- «Съешь конфетку» - учить детей поднимать кончик языка вверх, прямым движением облизывать верхнюю губу.
- «немые звуки» - упражнять детей в передаче артикуляции звуков А, У, О. развивать подвижность губ.
- «Погрози пальцем» - упражнять в правильном произнесении звука Ц.
2. Игры на дыхание.
«Кораблики» - пускание корабликов в настольном бассейне. Развивать плавный длительный выдох.
«Снегопад» - развивать легкий длительный выдох. (Кусок бумаги порвать на мелкие кусочки. Поместить в пол-литровую банку. Выдыхать в банку, заставляя кусочки бумаги летать)
3. Дид. игры.
«назови картинку» - упражнять в произне-сении звука Ц в словах (огуреЦ, певеЦ, леде-неЦ, сквореЦ, птенеЦ, голубеЦ, двореЦ и т. д.)
«Четвертый лишний» - продолжать учить определять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся на один звук, называть лишнее.
«Сложи букву» - закреплять знание знакомых букв, развивать мелкую моторику. (разный материал счетные палочки, спички, карандаши, тесьма).
4. Заучивание чистоговорок.
Ец – ец – ец – Саня молодец.
Ец – ец – ец – съел огурец.
Ец- ец – ец – повел домой овец.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звук и буква И»
Знакомить детей со звуком И, закреплять понятие гласный. Учить выделять голосом звук И в начале слова, обозначать квадратом – символом. Чтение звукосочетаний и слогов. Знакомство с буквой И.
3-4 неделя.
1. Арт. гимнастика.
- «Блинчик»
- «Остудим блинчик» - учить дуть равномерно
- «Чашечка» - положить язык на нижнюю губу, боковые и передний край языка загнуть вверх, удерживать язык в таком положении.
- «Эхо» - повторении за воспитателем слогов ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ, ЦЭ на коротком резком выдохе.
2. Игры на дыхание.
«Футбол в бассейне» - дуть мяч друг другу в бассейне.
«Вертушка» - упражнять детей в умении дуть по – разному: плавно и длительно, коротко и сильно.
3. Дид. игры.
«Чего не стало» - активизировать в речи детей слова со звуком Ц в разной позиции (цифры, цветок, курица, дворец, акация и т. д.)
«Придумай слово» - упражнять детей в подборе слов на заданный звук.
«Дорисуй букву» - закреплять представления детей о буквах (А, О, У, М, И, их элементах, дорисовывать недостающие элементы.
4. Заучивание чистоговорок.
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он.
Вот веселая затея запускать на нитке змея.
Ца – ца - ца – на лугу овца.
Цу – цу – цу – я пасу овцу.
Цы – цы – цы – ягнята – у овцы.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звук и буква Ы»
Знакомить детей со звуком Ы, его характеристикой, квадратом – символом. Показать место звука в середине и конце слова. Упражнять в произнесении звука по – разному (тихи – громко, отрывисто – плавно). Знакомить с буквой Ы.
Февраль. 1-2 неделя.
1. Арт. гимнастика.
- «Качели» - высунуть широкий язык поочередно тянуться то к носу, то к подбо-родку.
- «Чашечка» - удерживать я зык в положении чашечки до счета 10.
- «Остудим чай в чашке» - удерживать язык в положении чашечки, дуть струей воздуха по языку.
«Эхо» - повторять за взрослым слоговые ряды ца – ца – ца, цо – цо – цо, цу – цу – цу, цы – цы – цы, цэ – цэ – цэ.
2. Игры на дыхание.
«Прокати пассажира» - пускание лодочек с мелкими игрушками в бассейне.
«Сдуй бумажку» - формировать резкий короткий направленный выдох (сдуть бумажку, лежащую на носу).
3. Дид. игры.
«Что изменилось?» - активизировать правильное произнесение звука Ц в предложении. (Птица летит. – Птица сидит на ветке. ; Овца на лугу. Овца во дворе.)
«Угадай звук» - упражнять детей в определе-нии гласных звуков по артикуляции, соотно-сить с квадратиком – символом.
«Буква в окошке» - учить детей узнавать знакомые буквы по их элементам.
4. Заучивание чистоговорок.
Курица на улице хмурится, волнуется.
Ведь ее цыплятки с ней играют в прятки.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Дифференциация звуков И и Ы»
Закрепить правильное произношение звуков И и Ы, отличительные особенности их артикуляции. Различать слова, отличающиеся звуками И и Ы: рис – рысь, мишка – мышка, мыло –Мила. Закреплять знание букв И и Ы.
3-4 неделя.
1. Арт. гимнастика.
- «Съешь конфетку» - стараться высовывать язык как можно дальше.
- «Чашечка» - следить чтобы язык был широкий и расслабленный.
- «Спрячь чашечку в шкафчик» - учить детей убирать язык в форме чашечки в полость рта за зубы.
- Постановка артикуляции звука Ш: губы трубочкой, зубы заборчиком со щелью, язык чашечкой за зубами. «Змея шипит»
2. Игры на дыхание.
«Лодочка с мотором» - приводить в движение лодочки, дуя на них через соломинки. Разви-вать непрерывность выдоха.
«Кто дальше дунет» - развивать силу выдоха (с мозакой, чья мозаика улетит дальше).
3. Дид. игры.
«Оживи картинки» - упражнять в произноше-нии звуков С, З, Ш. Соотносить звук разными объектами (змея, кошка, ветер, листья, вода, комар и т. д.)
«Доскажи словечко» - упражнять в произнесе-нии звука Ш в словах (ка – ША, лап - ША, малы ШИ, каранда – ШИ, кры – ША, Да – ША и т. д.)
«Лабиринт» - закреплять знание детей знакомых букв. (Проведи по дорожке из букв А (О, У, И, Ы, М)
4. Заучивание чистоговорок.
Купили каракатице новенькое платьице.
Ходит каракатица, хвастается платьицем.
Уш – уш – много груш. Уш – уш – новый душ
Ыш – ыш – это мышь. Ыш – ыш – много крыш
Аш – аш – карандаш. Аш – аш – соку дашь?
5. Организованная познавательная деятельность.
«Знакомство со звуком П».
Знакомить со звуком П, особенностями его артикуляции. Учить давать характеристику, обозначать квадратом – символом. Составлять схемы слогов ПА, ПО, ПУ ПЫ. Подбирать слова, начинающиеся на звук П.
Март. 1-2 неделя.
1. Арт. гимнастика.
- «Месим тесто» - со слогом бя. Слегка покусывать язык зубами.
-«Блинчик» - удерживать язык в расслабленном положении до счета 10.
- «Чашечка» - удерживать язык до счета 10.
«Эхо» - проговаривание слоговых рядов со звуком Ш. (ша – ша – ша, шу – шу – шу, ши – ши – ши, шэ – шэ – шэ, шо – шо – шо.)
2. Игры на дыхание.
«Попади в ворота» - развивать точность направленного выдоха. (Использовать более тяжелый мячик, ворота меньшей величины)
Пускание мыльных пузырей через соломинку.
3. Дид. игры.
Лото «Звуки» - упражнять в подборе картинок на заданный звук (А, О, У, И, со звуком Ы в середине слова).
«Найди лишнее слово» - учить на слух определять наличие или отсутствие задан-ного звука в слове. Называть лишнее слово. Объяснять свой выбор. (Шар, мишка, камыш, стол).
«Найди буквы» - учить детей отыскивать все заданные буквы среди других. (Найди и обведи в кружок все буквы А, подчеркни все буквы О)
4. Заучивание чистоговорок.
Ши – ши – ши – у мамы малыши.
Ша – ша – ша - мама моет малыша.
Шу – шу – шу – сварим кашу малышу.
Ши – ши – ши – любят кашу малыши.
У цапли птенцы, все молодцы!
На одной ноге не лень стоять им
С цаплей целый день.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звуки П – Пь. Буква П»
Продолжать знакомить с согласными звуками, уточнить артикуляцию звуков П – Пь, учить давать их характеристику, видеть сходства и отличия. Выкладывание схем слогов па – пя, пу – пю, пы – пи, по – пё. Учить детей определять место звука в слове в начале слова, в конце. Знакомство с буквой П, чтение слогов ПА, ПО, ПУ, ПЫ, АП, ОП, УП.
3-4 неделя.
1. Арт. гимнастика.
- «Футбол» - укреплять мышцы языка, кончиком языка доставать правую и левую щеку внутри рта.
-«Блинчик» - удерживать язык до счета 15.
- «Пирожок» - широкий язык положить на нижнюю губу, боковые края языка слегка поднять вверх, удерживать язык в таком положении.
Постановка артикуляции звука Ж: губы трубочкой, зубы заборчиком с щелью, язык за зубами чашечкой, участвует голос. «Жук жужжит».
2. Игры на дыхание.
«Уточка плыви» - игра в настольном бассейне с пластмассовыми игрушками, развивать контроль над силой выдоха.
«Задуй свечку» - упражнять в сильном коротком выдохе.
3. Дид. игры.
«Собери слово» - учить детей выполнять синтез слов из трех звуков : д-о-м, л-у-к, м-а-к, к-о-т, с-ы-р, б-ы-к.
«Веселые буквы» - закреплять умение называть знакомые буквы, складывать слоги, читать.
«Найди картинку» - упражнять детей в выборе картинок, в названиях которых есть звук Ж среди других. (Жук, жаба, лужа, желудь, сажа, жираф, лыжи, журнал)
4. Заучивание чистоговорок.
Жа – жа – жа – видели ежа.
Жи – жи – жи – в лесу ежи.
Жу – жу – жу - подойду к ежу.
Жа – жа – жа – не боюсь ежа.
У нашей машины широкие шины.
Едет машина, шуршат ее шины.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звук Б»
Знакомить детей с согласным звуком Б, уточнить его артикуляцию, учить давать характеристику, соотносить с квадратом – символом. Составление схемы слогов БА, БО, БУ, БЫ. Упражнять в определении наличия или отсутствия звука Б в слове, его место в слове: начало, середина. Учить составлять предложения по картинке.
Апрель. 1-2 неделя.
1. Арт. упражнения.
- «Качели» - касаться кончиком языка за верхними и нижними зубами.
- «Язык выглянул из домика» - широкий язык высовывать изо рта как можно дальше.
- «Пирожок» - удерживать поднятые вверх боковые края языка до счета 10.
- дифференциация звуков С – Ш: «песенка водички – песенка змеи»
2. Игры на дыхание.
«Птички летят» - длинный легкий выдох.
Надувание воздушных шаров – развивать силу выдоха.
3. Дид. игры.
«Вверх – вниз» - учить детей различать на слух звуки С и Ш, соотносить движения рук с артикуляцией звуков (Ш – кисти рук вверх, С – кисти рук вниз.
«Собери слово» - звуковой синтез слов из 4 звуков со стечением согласных. (С-т-о-л, с-т-у-л, ш-к-а-ф, ш-а-р-ф, с-л-о-н, в-р-а-ч и т. д.)
«Кто больше назовет» - упражнять в подбо-ре сло на заданный звук.
4. Заучивание чистоговорок.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звуки Б – Бь. Буква Б»
Продолжать учить давать характеристику согласных звуков. Определять первый звук в слове, место звуков Б и Бь в словах. Выкладывание схем слогов БА – БЯ, БО – БЁ, БЫ – БИ, БУ – БЮ. Заучивание чистоговорок со звуком Б. Знакомство с буквой Б.
3-4 неделя.
1. Арт. гимнастика.
- «Язык выглянул из домика» - развивать прямые мышцы языка.
- «Часики» - кончиком языка поочередно касаться правого и левого уголка губ.
- «Качели» - перемещать язык за верхние и за нижние зубы в течении 30 сек.
- дифференциация звуков З и Ж : «песенка комарика – песенка змеи).
2. Игры на дыхание.
«Волшебные свистки» - развивать силу выдоха (воздухом разворачивать бумажную свертку, вызывать звук)
Пускание мыльных пузырей разными способами.
3. Дид. игры.
«Жужжит – шуршит» - упражнять детей в дифференциации звуков Ш и Ж в словах.
«Угадай слово» - учить детей подбирать слова по заданному слогу: ма – мама, Маша, машина, масло, мак, магазин, малина и т. д.
«Найди домик» - упражнять детей в определении первого звука в слове, соотносить звук с буквой, квадратом – символом.
4. Заучивание чистоговорок.
У козы – козлята, у ёжика – ежата.
Мышка шустрая спешит, жук упал и лежит.
За – жа – за – жа – поспеши смотреть ежа.
Зу – жу – зу – жу – посушу траву ежу.
Мишка лапу занозил, наступил на шишку.
Повернулся, погрозил: «Ты узнаешь мишку»
5. Организованная познавательная деятельность.
«Дифференциация звуков Б, Бь, П, Пь.»
Закреплять умение давать характеристику согласных звуков, различать звуки по звонкости – глухости, твердости – мягкости, соотносить с квадратом – символом.
Закреплять умение определять первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
Заучивание чистоговорок. Буквы Б и П. Чтение слогов.
Май. 1-2 неделя.
1. Арт. упражнения.
«Блинчик» - закреплять умение удерживать язык широким.
«Остуди блинчик» - закреплять умение направлять воздушную струю по средней линии языка.
«Чашечка» - удерживать язык с поднятыми вверх краями до счета 10.
«Успокой малыша» - учить изолированно произносить звук Ч: ч – ч – ч- ччччч.
2. Игры на дыхание.
«Дуем на одуванчики» - упражнять в сильном, плавном, направленном выдохе.
Игры на дыхание по желания детей с ис – пользованием настольного бассейна.
3. Дид. игры.
Домино «Гласные звуки» - закреплять умение детей соотносить гласные звуки с обозначающими их квадратами – символами, выстраивать последователь- ность по принципу домино.
«Один – много» - активизация правильного произнесения в словах звука Ч: граЧ – граЧи, калаЧ – калаЧи, враЧ – враЧи, мяЧ – мяЧи, клюЧ – клюЧи, луЧ – луЧи и т. д.
«Сложи слог» - учить детей выполнять синтез слогов - слияний: м – а – ма, п – о – по, б – ы – бы, м – у – му и т. д.
4. Заучивание чистоговорок.
Ач – ач – калач. Ач – ач – он горяч.
Ач – ач – это мяч. Ач – ач – пустился вскачь.
МыШка в круЖечка Зеленой
Наварила каШи пШенной.
РебятиШек дюЖина
ОЖидает уЖина.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Звук и буква Э»
Знакомить детей со звуком Э, его принадлежности к гласным звукам, квадратом - символом. Знакомить детей со словами, начинающимися на звук Э. Буква Э. Чтение слогов.
3-4 неделя.
1. Арт. упражнения.
«Блинчик» - удерживать широкий расслабленный язык.
«Остудим блинчик» - вырабатывать равномерную воздушную струю по средней линии языка.
«Пирожок» - удерживать поднятыми вверх боковые края языка до счета 10.
«Улыбка – трубочка – окошко» - активизировать мышцы губ.
2. Игры на дыхание.
«Попади в свой домик» - упражнять в контроле на дыханием (Дуть на пуговицу через соломинку, попасть в указанное место)
Самостоятельные игры на духовых инструментах.
3. Дид. игры.
«Найди домик» - упражнять детей в опре-делении первого звука в слове. Соотнесе-нии с квадратом - символом.
«Четвертый лишний» - учить группиро-вать слова по первому звуку, находить лишнее.
«Доскажи словечко» - активизировать в речи слова со звуком Ч: дети пьют горя-чий… (чай). Дети играют в … (мяч). На деревьях распустились… (почки).
4. Заучивание чистоговорок.
Ча – ча – ча – печка горяча.
Чи – чи – чи – в печке калачи.
Чу – чу – чу – я калач хочу.
5. Организованная познавательная деятельность.
«Повторение»
Закреплять умение детей называть гласные и согласные звуки,давать их характеристику. Упражнять в определении первого звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Буквы. Чтение слогов.
Июнь, июль, август.
1. Арт. гимнастика.
Повторение знакомых упражнений перед зеркалом.
2. Игры на дыхание.
- сдувание одуванчиков.
- пускание мыльных пузырей.
- игры со свистком.
- пускание ракушек, листиков, корабли-ков, палочек в бассейне.
3. Дид. игры
«Кто больше назовет» - подбор слов на заданный звук.
«Угадай слово» - называние слов по первому слогу.
«Собери слово» - синтез слов из названных по порядку 3 – 4 звуков.
«Назови лишнее слово» - группировать слова по наличию общего звука, называть лишнее.
4. Заучивание чистоговорок.
Заучивание чистоговорок со свистящими и шипящими звуками.