Светлана Карлеба
Перспективное планирование занятий по формированию целостной картины мира. Часть первая
▼ Скачать + Заказать документы
День знаний
Формирование основ безопасного поведения на дорогах. «Как у наших у ворот, очень важный знак живёт».
1. Пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.
2. Расширить знания о видах транспорта, находить отличия между ними
3. Активизировать словарный запас, связанный с правилами дорожного движения, подбирать антонимы к словам.
4. Воспитывать культуру безопасного поведения на дорогах.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: ознакомление с правилами дорожного движения, со знаками «пешеходный пешеход», с видами транспорта.
Публикация «Перспективное планирование занятий по формированию целостной картины мира, Часть первая» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Перечень дидактических материалов: картинки с видами транспорта, слайды с проблемными ситуациями на дорогах, в транспорте.
Оборудование и материалы: жезл, макет улицы, игрушка — Ежик, раскраски «Светофор» и карандаши цветные на каждого ребенка
2. Сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; «Моя безопасность»
1. Обучать основным правилам поведения с незнакомыми взрослыми;
2. Показать разумность осторожного поведения; проверить умения детей практически применять полученные знания;
3. Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем мире. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос;
4. Воспитывать сознательное отношение к своей жизни и её безопасности.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Толстого «Приключение Буратино», заучивание стихотворения «Каждый грамотный ребенок», беседы на тему: «Кто ты незнакомец?», «Однажды на улице», «Один дома», игры- драматизации: «Приход почтальона», «Случай на улице», дидактическая игра «Где прячутся опасности».
Материалы: иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Толстого «Приключения Буратино», игра «Добро и зло», мяч, шапки-маски: петух и лиса, сюжетные картинки с различными опасными ситуациями, отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
3.«Цветы» Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы. «Помощь жителям цветочного городка»
1. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
2. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.
3. Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
4. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С. Я. Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.
Материалы: плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды
4. "Мир природы". Расширять, пополнять и уточнять знания детей о природе, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).
1. Познакомить с народными названиями растений (Бальзамин - огонек, ванька мокрый; алоэ-столетник; колеус – крапивка - комнатные растения; лекарственные растения: подорожник – семижильник, след белого человека; пижма – рябинка)
2. Привлечь внимание детей к растениям через легенды, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка.
3. Развивать диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на собеседника, задавать вопросы.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Инд. работа: Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Материалы и оборудование: экологические знаки правил поведения в общении с природой, музыка «Голоса птиц», «Наедине с природой», Комнатные растения – бальзамин, алоэ, колеус; картинки с лекарственными травами – подорожник, пижма – гербарий этих растений). Иллюстрации с изображениями подорожниками, пижмы, кувшинки.
5.«Мой город». Повышать интерес детей к изучению правил дорожного движения. «Колесо удачи»
1. Углубить знания по ПДД на улице и дороге; довести до сознания детей, к чему может привести нарушения ПДД;
2. Сформировать способности детей не теряться в нестандартных ситуациях на дороге.
3. Совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи; закреплять правила поведения на проезжей части;
4. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность;
5. Инд. работа:
Предварительная работа: беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «В городском транспорте».
Дидактические игры: «Что такое улица», «Я — водитель», «Дорожные знаки», Я. Пишумов «Машины», В. Берестов «Это еду я бегом», фотографии «Улицы нашего города».
Оборудование: в группе на паласе представлен макет перекрестка, с остановкой, со знаками. Картинки со знаками (для рисования, макеты знаков.
6. Дать представление об этикете общения со сверстниками и взрослыми; формировать такие качества как, отзывчивость, сочувствие. «Учимся вежливости»
1. Дать представление об этикете общения со сверстниками и взрослыми; формировать такие качества как, отзывчивость, сочувствие.
2. Продолжать анализировать собственные поступки и поступки других.
3. Продолжать обогащать словарь детей словами: здравствуйте, до свидания, извините, пожалуйста, спасибо и т. д.
4. Воспитывать умение проявлять заботу об окружающих.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: беседы по теме «Что такое этикет?», «Что значит быть вежливым?», «Как вести себя в гостях?», игры-тренинги, чтение рассказов, стихотворений из книги Н. В. Дуровой «Очень важный разговор».
Материал для занятия : игрушка Чебурашка, работы детей с наклеенными цветами и вазой, восковые мелки, магнитофон, диск с записью песни «Чебурашка», угощение для детей.
7. «Детский сад»». Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков.
«Домик настроения»
1. Формировать умение понимать эмоции других людей;
2. Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость
3. Активизация словаря: радость, печаль, веселый, радостный, печальный, настроение;
4. Воспитывать умение работать в коллективе, желание прийти другу на помощь.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: релаксационная музыкальная пауза, проведение викторины, изучение пословиц дружбе.
Материалы: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.
8. "О любви и дружбе".Становление дружеских, уважительных отношений между сверстниками своего и противоположного пола.
1. Формировать обобщенные представления о необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними.
2. Способствовать проявлению симпатий по отношению к представителям противоположного пола.
3. Активизация словаря: умения аргументировать свою точку зрения;
4. Воспитывать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: рассматривание тематического альбома «О любви и дружбе»; чтение русских народных и авторских сказок («Волшебное кольцо», «Русалочка», «Аленький цветочек», «Сказка о царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Снежная королева», «Царевна – лягушка», беседа «О любви и дружбе мальчиков и девочек»; прослушивание песен о любви и дружбе («Плакала девчонка…» и др., исполнение частушек о любви;
Материал: видеофильм «Признание» (из «Ералаша», настольно-печатная игра «Правильно – неправильно».
9. «Овощи и фрукты». Составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели – картинки
«Хозяйка однажды с базара пришла»
1. Углублять знания детей о росте растений, месте роста (огород-сад, способах выращивания и ухода за овощами и фруктами, представления об экологических связях между живой и неживой природой.
2. Уточнить и пополнить знания детей об овощах и фруктах, как продуктах питания, их пользе.
3. Словарная работа: название овощей и фруктов; овощ, фрукт, осень, грядка, рассада, посадка, урожай, огород, сад, витамины. Зрелый, вкусный, полезный, румяный, душистый, горький, сладкий, кислый, гладкий, шершавый, сочный. Вырастать, сорвать, выдернуть, вскопать, созревать, сажать, поливать, собирать, ухаживать, полоть, мыть, чистить, резать, есть.
4. Воспитывать любознательность, развивать восприятие, память и речь.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: Рассматривание овощей, фруктов вне занятия, просмотр иллюстраций, чтение художественной литературы. Рисование овощей, фруктов. Проведение дидактических игр по темам: “Овощи”, “Фрукты”, “Ягоды”; чтение произведений К. И. Чуковского, Д. Родари; работа на огороде, сбор урожая овощей; придумывание и отгадывание загадок; рисование, лепка фруктов, ягод, овощей; сюжетно-ролевая игра “Магазин”.
Материалы: Муляжи овощей, фруктов в красивых мешочках; грамзапись спокойной музыки; игра разложи «Овощи и фрукты»;
10.«Дорожные знаки – наши верные друзья».Творческое применение знаний детей о безопасном поведении на улицах города и проезжей части; обобщение представлений о дорожных знаках и видах транспорта.
1. Расширять и уточнять представления детей о названиях транспорта и его разновидностях, о назначении светофора и его сигналах, о правилах перехода проезжей части.
2. Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках,
3. Активизировать словарь: совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;
4. Развивать познавательный интерес, творческие способности и воображение.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: целевая прогулка за территорию детского сада, отгадывание загадок о транспорте и дорожных знаках, чтение стихов, рассказов о правилах поведения на улице, рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа, беседы у уголка по ПДД.
Материалы: картинки с различными ситуациями на дороге, основание для макета улицы, бумага разной фактуры, шаблоны разных видов транспорта, бросовый материал (коробочки разных размеров, пробочки, пуговицы, проволока, ноутбук (мультфильм «Уроки тетушки Совы», магнитофон (записи «шума» улицы, спокойная музыка).
11. «Хлеб всему голова». Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России;
1. Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
2. Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
3. Совершенствовать грамматический строй речи; разгадывать загадки; Словарная работа: пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.
4. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: чтение отрывка из произведения А. Мусатова “Вот какой, каравай”; “Кто в поле главный”, рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.
Материал: картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.
12. «Не играй с огнем».
Формировать у детей умение правильно действовать в различных ситуациях и обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице
1. Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.
2. Развивать умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
3. Активизировать словарь: правила техники безопасности в быту и на улице.
4. Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: кукла, картинки по пожарной безопасности; дидактические игры; свечи, песок, земля, вода; медали, тушение свечей водой, землей, песком, игра «Запрещается-разрешается».
Материалы к занятию : иллюстрации, карточки с номерами телефонов 01;02;03.
13. «Птицы».Формировать экологическую культуру у детей; прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
«Зимующие птицы»
1. Формировать знания детей о зиме и зимующих птицах.
2. Развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление;
3. Активизировать словарь: зимующие, перелётные, насекомоядные, зерноядные. Учить детей узнавать голоса птиц.
4. Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
5. Инд работа:
Предварительная работа: наблюдение за явлениями в природе, наблюдение за зимующими птицами.
Рассматривание репродукций и фотографий с изображением птиц. Чтение художественной литературы. Беседа о зимующих птицах.
Разучивание стихов и загадок о птицах.
Изготовление, с помощью родителей, кормушек и корма для птиц.
Материал: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, кормушки, корма; записи «Голоса птиц»; шапочки птиц; картинки для фланелеграфа с изображением птиц и корма для них, кормушка.
14. «Осень золотая».
Понимать и видеть признаки и приметы осени, "золотой осени";
1. Расширять и обогащать представления детей о временах года (Осень золотая, с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
2. Обобщение представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведения, отдых, способы удовлетворения потребностей);
3. Активизация словаря: о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т. д.)
4. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: чтение художественной литературы; прогулка в парк (в лес, на дачные участки и т. д. ; заучивание стихов и чтение загадок.
Материалы: магнитная доска, наглядные пособия (иллюстрации, репродукции, книги по художественной литературе, карточки-картинки, осенние листья, CD-диск с записью осенней песни.
15.«Деревья и дары леса».
Закрепить знания детей съедобных и не съедобных грибов, различать их по внешнему виду.
«В гостях у гриба старичка Боровичка»
1. Формировать представление детей об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор, бледная поганка).
2. Закрепить знания детей о съедобных и не съедобных грибов.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Воспитывать интерес к природе учить беречь её.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: Загадки, вопросы к детям. Беседа о грибах, загадки о грибах, рисование грибов, разучивание правил грибника.
Чтение стихотворения В. Сибирцева " За грибами"
Материалы: Плакат «Грибная полянка», изображение березовой рощи, муляжи и рисунки грибов.
16.«Осторожно - опасность».
Продолжать формировать знания у детей пожарной безопасности. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.
1. Формировать знания детей о пользе и вреде огня.
2. Закрепить правила противопожарной безопасности:
o не брать и не играть со спичками и зажигалками;
3. Активизация словаря: пожарная машина, огнетушитель, шланг, насос.
4. Воспитывать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что пожароопасными предметами нельзя пользоваться самостоятельно;
5. Инд. работа:
Предварительная работа: Игра «Хорошо – плохо», обыгрывание потешки «Кошкин дом» под чтение воспитателя.
Материалы: Игрушечная гладильная доска с утюгом
Пожарная машина с атрибутами: огнетушитель, шланг, насос, лопата, складная лестница;
Опорные схемы по требованиям пожарной безопасности.
17.«Золотая осень».
Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).
«Природа осенью»
1. Сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
2. Закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;
3. Активизировать словарь детей по теме занятия;
4. Развивать познавательный интерес детей, их внимание и память; внимательно слушать, отвечать на вопросы;
5. Инд. работа:
Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии по экологической тропинке детского сада, рассматривание картин и репродукций об осени, чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок.
Материалы: конверт с письмом и заданиями от Осени; 3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя); листочки из картона для дорожки;
набор «Одень куклу», изображения разных предметов, (по 2 набора) аудиозапись «Звуки осеннего леса»; видеофильм «Осень».
Презентация «Почему опадают листья»
18. «Дарите людям доброту»
Уточнить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей;
1. Формировать умение оценивать поступки окружающих, уточнить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей;
2. Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;
3. Активизация словаря:
4. Воспитывать у детей честность, скромность, вежливость, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: психогимнастика «Не сердись, улыбнись!», игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе», игра «Наоборот».
Материалы: игрушка Заяц, сундучок Вежливости, письмо, конверт с добрыми словами, сверток с кроссвордом, шапочки животных по количеству детей, Чудо-дерево, сердечки, лист ватмана с сердечком, фломастеры, бумага, клей, ножницы, аудиозапись песен В. Шаинского.
19.«Домашние и дикие животные».
Формировать знания детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных.
«Сравнение диких и домашних животных»
1. Систематизировать представление детей о жизни диких и домашних животных;
2. Формировать умения устанавливать связи между приспособленностью животного к среде обитания;
3. Активизировать речь детей, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем;
4. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: игра «Кто как кричит?»,
рисование животных по трафаретам.
Игры-перевоплощения в животных, игра «Кто, где живет?». Чтение сказок: «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».
Заучивание стихов о животных. Русские народные потешки и загадки о животных.
Материалы: схемы, иллюстрации животных;
карточки с изображением животных.
20.«Кто где живёт»
Закрепить знания детей о домашних и диких животных. Отмечать характерные признаки представлений диких животных.
1. Способствовать формированию обобщенных представлений о том, что звери разные и что холодный период – трудное время года для всех, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время года;
2. Формировать представления о роли человека в жизни домашних и диких животных в холодный период.
3. Упражнять детей в образовании прилагательных; лексическая работа: «повадки»
4. Воспитывать интерес, желание больше узнать о домашних и диких животных.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной и художественной литературы, заучивание стихов и загадок.
Материалы: открытки с изображением диких и домашних животных, фланелеграф, чудесный мешочек. Кукольный театр с персонажами : старичок - лесовичок, лесные звери. Картина «Жизнь диких и домашних животных зимой», серия картинок : заяц серый, белка рыжая, лиса не пушистая, волк серый, лиса с лисятами, медведь с медвежонком, еж с ежатами. Модели, отражающие сезонные изменения в жизни диких животных.
21.«Неделя игры и игрушки», формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);
«Давайте поиграем»
1. Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе; работать над осознанием основных эмоций: радости, гнева, печали, удивления, страха;
2. Конкретизировать знания детей пословиц и поговорок о дружбе;
3. Активизация словаря по теме.
4. Воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;
5. Инд. работа:
Предварительная работа: беседа с детьми о дружбе, об отношении друг к другу;
чтение художественной литературы о дружбе;
разучивание стихотворений и песен;
создание презентации о дружбе;
подбор аудиозаписей с песнями о дружбе для сопровождения.
Материалы: карточки – схемы поролевого поведения, предметные и разрезные картинки, 4 таблички с названиями островов: " Остров кривых зеркал", "Заколдованный остров", "Остров Великанов", "Остров Попугаев", "Остров Злого Волшебника", зеркало, шарик воздушный, цветная мозаика.
22.«Личная гигиена».
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
1. Формировать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур
2. Расширять представления о предметах личной гигиены.
3. Активизация словаря: бережливость, аккуратность.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, беседы.
Материалы: мультимедийное оборудование, кукла Тимоша, письмо от Мойдодыра, сундучок, предметы личной гигиены.
23.«Дом, который построил Джек».Воспитание экологической культуры у детей, прививать бережное отношение к окружающему миру.
«Наш дом, в котором мы живем»
1. Формировать знания детей о планете Земля (Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, есть материки: Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида, а так же два полюса: Северный и Южный).
2. Дать представление о том, что планета Земля в опасности : во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют.
3. Активизация словаря: вода, земля, воздух, бережное отношение, экология, материк, полюс, SOS, экологическая тревога.
4. Развивать поисково-познавательные способности, интерес к природе, желание изучать ее.
5. Инд. работа:
Предварительная работа: рассматривание географического атласа «Мир и человек», чтение «Дымоловка» из серии экологическая тревога, заучивание стихов, физкультминутки, игра-драматизация «Спор Карты и Глобуса».
Материалы: глобус, карта, макет глобуса, материки, вырезанные из контурной карты, бумажный флажок с сигналом SOS, иллюстрации заводов, фабрик с дымом, иллюстрации машин легковых, грузовых с выхлопными газами, плакаты: «Экологическая тревога», «Береги свою планету, ведь другой планеты нету!», табличка: «Лаборатория», мяч, стаканчики, фильтр - из песка, ткани, бумаги, грязная вода, блюдце, спички, скомканная бумага.