Нефёдова Ольга Анатольевна
Перспективное планирование работы по формированию правил ЗОЖ на учебный год для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей, повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
Для детей :
• Углублять знания детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих
• Воспитывать привычку и потребность в здоровом образежизни;
• Вызвать интерес к спорту и физическимупражнениям.
Для родителей:
• Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности сдетьми;
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
• Расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;
• Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности вДОО;
• Заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни всемье.
Для педагогов:
• Разработать план мероприятий по проекту «Мы за здоровый образжизни!»
• Создать предметно – развивающую среду по данной проблеме вгруппе;
• Подобрать наглядный информационныйматериал.
Предполагаемые результаты:
• приобрет нные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образжизни,
• полученные реб нком знания и представления осебе,
• о сво м здоровье и двигательной активности позволят найти способы укрепления и сохраненияздоровья,
• информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОО по физическомувоспитанию,
• родители получат необходимые теоретические знания об уровне физического развития своихдетей.
План работы по ЗОЖ с детьми средней группы
Месяц Содержание работы Цели проводимой работы
Сентябрь Вводное занятие: «Что такое здоровье?» Познакомить детей с понятием
«здоровье»; формировать положительную мотивацию к здоровому образужизни.
Беседа: «Культурно-гигиеническиенавыки». Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков; закрепить практические умения мытья рук.
Развлечение: «Еж-чистюля».
Чтение потешки: «Расти коса». Приучать детей следить за своим внешним видом; закреплять умение пользоваться расческой; вызвать желание всегда быть опрятным,аккуратным.
Занятие: «Овощи и фрукты – полезные продукты». Закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата.
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Художественное творчество: лепка, аппликация, рисование на тему: «Овощи и фрукты».
Дидактические игры:
«Угадай, что это», «В саду – на огороде». Учить различать фрукты и овощи на вкус, ощупь; называть и группироватьих.
Октябрь Занятие: «Чистота – залог здоровья». Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту в чистоте и опрятности.
Чтение художественной литературы: К. Чуковский
«Мойдодыр», Агния и Павел Барто «ДевочкаЧумазая».
Дидактическая игра: «Нас лечат врач имедсестра». Расширять представления детей о профессии врача и медсестры. Учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять.
Сюжетно-ролевая игра:
«Больница». Воспитывать интерес и доверительное отношение к доктору.
Ноябрь Занятие: «Если ты заболел». Формировать сознательное отношение к выполнению гигиенических навыков; приучать детей при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.
«Мои защитники: кожа, ногти, волосы». Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.
Экскурсия в мед. кабинет.
Беседа с врачом. Дать детям представление о простудных заболеваниях (о поведении больного и здорового ребенка)
Чтение художественного произведения К. И. Чуковского:
«Айболит». Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью.
Декабрь Занятие: «Спорт – это здоровье». Уточнить представления детей о спорте, его значении; формировать привычку ежедневно выполнять упражнения утренней гимнастики; заботиться о своем здоровье.
Чтение художественной литературы: Е. Кан «Наша зарядка», В. Суслов «Про Юру и физкультуру».
Дидактическая игра:
«Знаешь ли ты?» Закреплять знания о видах спорта; воспитывать уважение к спортсменам, желание заниматься спортом.
«Беседа о вирусах. Рисование вирусов по представлению» Познакомить детей с вирусами, которые вызывают заболевания.
На прогулке, во время утренней гимнастики, физкультурных занятий обращать внимание на ловкость, силу, осанку детей, их здоровье (работа проводится в течение всегогода). Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; вызвать желание совершенствовать свое физическое развитие, поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями, спортом; воспитывать потребность в ЗОЖ.
Январь Занятие: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!» Познакомить детей с эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности; формировать у детей представления об ответственности человека заздоровье
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Про мимозу», В. Лебедев-Кумач
«Закаляйся!»
«Лечебные деревья».
Продолжать знакомство с лечебными свойствами некоторых деревьев
Физкультурное Удовлетворить потребность детей в
развлечение: «В гости к
белочке». двигательной активности; создать атмосферу
радостного настроения.
Февраль Занятие: «Соблюдай режим дня». Сформировать представление о режиме дня; убедить в необходимости соблюдать режим для сохранения и укрепления здоровья.
Аппликация (коллективная)
«Режим дня».
Дидактическая игра: «Что сначала, чтопотом». Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета; составлять небольшой рассказ.
Дидактическая игра: «Кто чтоделает». Закреплять названия зимних видов спорта.
Физкультурноеразвлечение:
«Путешествие в
Простоквашино». Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения.
Март Занятие: «Что такое микробы?» Дать детям простейшие представления о микроорганизмах; продолжать прививать навыки личной гигиены.
Чтение худож. литературы: Г. Юдин «Микробы»; Р. Корман
«Микробы и мыло».
Досуг «Микробы нас не победят».
Дидактическая игра:
«Группировка предметов». Учить объединять предметы в группы полезные для здоровья (предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезныепродукты).
«Праздник мыльных пузырей». Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения; развивать самостоятельность и активность.
Физкультурный досуг: «В гости к нам пришелПетрушка».
Апрель Занятие «Зачем нужен сон?» Сформировать представления о сне; убедить детей в необходимости сна для сохранения и укрепления здоровья; познакомить с правилами здорового сна.
Чтение художественной литературы:
П. Воронько «Спать пора»;
Н. Лоткин «Тихий час».
Дидактическая игра: Сложи картинку». Закреплять умение собирать из частей целое.
Занятие: «Если ты пассажир». Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в городском транспорте.
Сюжетно-ролевая игра:
«Автобус».
Май «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья».
Познакомить детей с продуктами, которые укрепляют и разрушают зубы
Дидактическая игра: «Чего не стало». Учить детей внимательно рассматривать картинки; развивать внимание, память.
Дидактическая игра:
«Парные картинки». Воспитывать у детей наблюдательность, умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей : похожие, разные, одинаковые.
Физкультурный досуг:
«Ребятам о зверятах». Повысить двигательную активность детей, поднять настроение; развивать силу, ловкость, выносливость, координацию движений; воспитывать чувство товарищества.
Итоговое занятие:
«Путешествие в страну Здоровья». Закреплять и обобщать представления детей о здоровом образе жизни.
Развлечение: «Бабушка-Загадушка к нам в гости пришла». Учить детей отгадывать загадки о ЗОЖ;создать атмосферу радостного настроения.
План работы по ЗОЖ с детьми старшей группы
Месяц Содержание работы Цели проводимой работы
Сентябрь Занятие: «Я и другие люди». Формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т. д. Расширять и закреплять представления о родственниках.
Рисование: «Моя семья». Закреплять знания обо всех членах семьи, подчеркнуть роль каждого из них (как заботятся друг о друге, как проводят выходные).
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья».
Дидактическая игра:«Чего не стало? Учить внимательно рассматривать предметы,называтьих;развиватьвнимание, память, речь.
Дидактическая игра:
«Собери картинку». Закреплять умение собирать из частей целое, активизировать словарь.
Спортивный досуг: «Папа, мама, я – дружнаясемья». Показать на примере, что семья может справиться с любыми трудностями, если она
– дружная; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать силу, ловкость, выносливость; создать атмосферу радостного настроения.
Октябрь Занятие: «Царство грибов». Познакомить детей с одним из богатств леса – грибами. Показать, что грибы – и съедобные, и несъедобные – необходимы природе, все они часть леса. Воспитывать бережное отношение к природе.
Художественное творчество: лепка, аппликация, рисование, конструирование на тему:
«Грибы».
Развлечение: «Что нам осень принесла?» Расширять и закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов Закреплять правила поведения в лесу Воспитывать чувство благодарности к труду человека.
Дидактическая игра: «Овощи и фрукты».
Дидактическая игра:
«Вершки – корешки». Упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле.
Сюжетно-ролевая игра:
«Скорая помощь». Дать детям сведения о службе «Скорой помощи». Познакомить их с правилами первой помощи в некоторых случаях. Научить детей первоначальным навыкам ухода за больным; запомнить телефон03.
Чтение художественной литературы: С. Маршак «Чем болен мальчик?», И. Туричин
«Человек заболел».
Ноябрь Занятие: «О дружбе и друзьях». Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни. Учить детей определять свое настроение и регулировать его. Рассказать, как настроение отражается на состоянии здоровья. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сострадание к другимлюдям.
Лепка: «Угощение для друга»
Рисование: «Портрет моего друга».
Чтение художественной литературы: А. Кузнецова
«Подружки»; Н. Найденова
«Новая девочка»; Н. Калинина
«Разве так играют?»
Физкультурноеразвлечение:
«Если с другом вышел в путь…» Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения; развивать силу, ловкость, выносливость;воспитывать
Досуг: «К нам в гости пришлабелочка».
День Здоровья. чувство солидарности, взаимопомощи.
Декабрь Занятие: «Скажи НЕТ вреднымпривычкам». Вспомнить правила бережного отношения к здоровью; учить детей отличать вредные и полезные привычки; формировать сознательный отказ от вредныхпривычек.
Дидактическая игра:
«Собери рюкзак в поход».
Рисование: «Полезная и вреднаяпривычки».
Досуг: «Поговорим о здоровье». Вспомнить пословицы, поговорки, загадки, считалки оЗОЖ.
Дидактическая игра: «Что изменилось?» Учить внимательно, рассматривать картинку; развивать память, наблюдательность,внимание.
Дидактическая игра:
«Собери картинку». Закреплять умение собирать из частей целое
Январь Занятие: «Внешнее строение человека». Обобщить имеющиеся у детей знания о функции органов; сформировать представление о том, что каждая часть тела человека, и каждый орган имеют большое значение длянего.
Чтение стихотворения «Тело человека» - М. Ефремова.
Январь Лепка: «Лыжник». Закреплять умение изображать фигуру человека, форму частей тела, пропорции.
Рисование: «Веселый клоун».
Спортивные соревнования между мальчиками идевочками. В игровой форме продемонстрировать физические и физиологические особенности организмов мальчиков и девочек; повысить двигательную активность детей; развлечься.
Дидактическая игра:
«Знаешь ли ты?» Закреплять знания детей о видах спорта; побуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.
Февраль Занятие: «Мои руки». Расширить представления детей о значении рук для жизни человека; развивать двигательные навыки, мелкую моторику; воспитывать бережное, ответственное отношение к своему телу.
Дидактическая игра: «Зачем человеку руки?»
Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая
«Руки»; С. Волков «Мои руки».
Дидактическая игра:
«Закончи предложение». Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Сюжетно-ролевая игра:«Поликлиника». Научить детей различать трудврачаи медицинской сестры, подражать их
совместной работе, заботливомуотношению
к больным.
Март Занятие: «Мои ноги». Дать детям представление о том, что ноги
– это опора человеческого тела; познакомить со строением ног, их основными функциями; учить детей заботиться о своих ногах; подвести к осознанию их значения для полноценной жизни.
Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая
«Ноги».
Досуг: «Что лучше: руки или ноги?» Выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека. Показать детям, что одни действия лучше осуществлять руками, другие – ногами, третьи – при согласованном действии рук и ног; развлечься,поиграть.
Физкультурноеразвлечение:
«Что могут делать руки иноги?»
Дидактическая игра:
«Четвертый лишний». Учить выделять лишний предмет, объяснять свой выбор.
Апрель Занятие: «Телевизор, компьютер издоровье». Формировать представления детей о вредном воздействии на здоровье видеодисплейного терминала компьютера и телевизора; познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером ителевизором.
Чтение художественной литературы: Н. Орлова
«Телевизор».
Гимнастика для глаз
Занятие: «Глаза – орган зрения». Показать детям, какую роль играет зрение в жизни человека; рассказать об особенностях строения глаза и зрительного восприятия предметов и явлений. Составить с детьми правила хорошего зрения. Познакомить с приемами оказания первой помощи при травме глаз. Убедить детей в необходимости беречь глаза.
Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая
«Глаза»; Н. Орлова
«Ребятишкам про глаза»,
«Береги свои глаза», «Про очки».
Дидактическая игра:
«Здоровый малыш» (зрение).
Физкультурный досуг:
«Весенние забавы». Удовлетворить потребность в двигательной активности; порадовать детей, повеселиться.
Май Итоговое занятие:
«Прислушиваемся к своему организму». Закреплять и обобщать представления детей о ЗОЖ. Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым.
Дидактическая игра: «Кому что нужно». Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной
профессии.
Дидактическая
«Природа и человек». игра: Закреплять, систематизировать знания детей о том, как природа помогает человеку быть здоровым.
Спортивный досуг: «В гости к нам пришел Петрушка». Повеселиться, детей. поиграть; порадовать
План работы по ЗОЖ с детьми подготовительной группы
Месяц Содержание работы Цели проводимой работы
Сентябрь Вводное какой!» занятие: «Вот я Познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека (я умею бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать, помогать другим людям); воспитывать чувство гордости, что ты – человек; вызвать интерес к дальнейшему познаниюсебя.
Рисование: «Это Я».
Дидактическая игра: «Умею
– не умею».
Спортивное развлечение:
«Я и мои друзья».
Октябрь Занятие: помощница». «Кожа – Дать детям представление о том, что кожа – естественный покров тела человека, она постоянно растет и обновляется, а также выполняет очень много важных функций (основные – это защита от грязи, жары и холода и высокая чувствительность к различным механическим воздействиям и боли); воспитывать бережное отношение к своей коже; формировать гигиенические навыки по уходу за кожей.
Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая
«Кожа»; Г. Юдин «Микробы».
Разработать вместе с детьми
Правила здоровой кожи.
Рисование на тему: «Чистота
– залог здоровья».
Дидактическая игра:
«Здоровый малыш» (кожа).
Физкультурный досуг:
«Осенние забавы». Удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать радостное настроение; поиграть.
Ноябрь Занятие: «Скелет и мышцы». Дать детям представления о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию – скелет нашего тела, защищающий внутренние органы от различных повреждений; кости приводятся в движение мышцами, благодаря которым человек может совершать различные движения; познакомить справилами
Составить вместе с детьми правила «Как сохранить кости здоровыми и крепкими».
Чтение литературы:
«Скелет»; расту»; художественной Н. Кнушевицкая А. Барто «Я
В. Катаев
«Цветик-семицветик» (отрывок). профилактики переломов и вывихов;
воспитывать чувство любви к своему организму, восхищения еговозможностями.
Рисование и лепка на тему:
«Человек».
Ноябрь Сюжетно-ролевая игра:
«Поездка в страну Здоровья». Сформировать элементарные представления об органах пищеварения; дать представления о том, что пища необходима для жизни человека; дать элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи; развивать интерес к строению человека; создать благоприятную психологическую среду для детского взаимодействия; способствовать возникновению у детей положительных эмоций от процесса совместной деятельности; воспитывать бережное отношение к своемуздоровью.
Занятие: «Об удивительных превращениях пищи внутри нас».
Составить вместе с
детьмиПравила здорового питания.
Составить вместе с детьми Правила здоровыхзубов.
Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая
«Зубы»; «Желудок»;
«Печень»; «Желчный пузырь»; «Почки»; Г. Сапгир
«Аппетит»; С. Шукшина «Куда пропала пища?»; Р. Корман и Л. Либерман «Это вредная еда».
Дидактическая игра:
«Полезная и вредная еда». Закреплять представления детей о том, какая еда полезная, а какая – вредная для организма.
Декабрь Занятие: «Уши – орган слуха». Дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха; познакомить детей со строением уха; привести детей к пониманию, что уши необходимо беречь; обучить детей элементам самомассажа ушной раковины; дать представление о причинах нарушения слуха; воспитывать чувство сострадания к глухим или слабослышащим людям; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Составить вместе с детьми Правила хорошегослуха.
Чтение худож. литературы: Н. Кнушевицкая «Уши»; С. Шукшина «Не кричите слишком громко»
Дидактическая игра:
«Здоровый малыш» (слух).
Дидактическая игра: «Кто больше назоветпредметов».
Занятие: «Если хочешь быть здоров» (работа с плакатом
«Дневник твоего здоровья»). Обобщить и закрепить компоненты здорового образа жизни (рациональный режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, полноценный сон, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка).
Дидактическая игра: «Что было бы, еслибы…»
Рисование: «Как мы
укрепляем здоровье».
Досуг с родителями
«Новогодние забавы». Повеселиться, поиграть; порадовать детей.
Январь Занятие: «Нос – орган обоняния». Познакомить детей с органом обоняния – носом, с особенностями его функционирования, его значением для жизни человека; учить бережно относиться к этому важномуоргану.
Составить вместе с детьми «Правила здорового носа».
Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая
«Нос»; Э. Мошковская «Мой замечательный нос»; С. Шукшина «Долго я по лужам бегал».
Дидактическая игра:
«Четвертый лишний». Учить выделять лишний предмет, объяснять свой выбор.
Спортивное развлечение:
«Здравствуй, зимушка-зима!» Удовлетворить потребность детей в двигательнойактивности.
Февраль Занятие: «Зачем человеку язык». Дать детям элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи, а также о значении слюны и о влиянии температуры пищи на обострение или притупление вкусовой чувствительности.
Составить вместе с детьми «Правила гигиены полостирта.»
Схематическое изображение языка со вкусовымизонами.
Чтение художественной литературы: М. Яснов «Я мою руки».
Спортивное развлечение для мальчиков и пап. Развивать силу, ловкость, выносливость; воспитывать чувство солидарности, патриотизма.
Март Занятие: «Как природа помогает нам здоровымибыть». Расширять и закреплять представления детей о значении деревьев и кустарников для здоровья человека, об использовании плодов некоторых из них. Формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.
Дидактические игры:
«Ктобыстрее?» «Что ты знаешь о …»
Рисование: «Лекарственные растения».
Спортивное развлечение для девочек и мам. Повеселиться, поиграть; доставить радость детям.
Апрель Занятие: «Осанка – стройная Познакомить детей с основным
спина!» стержнем тела – позвоночником. Приучать
детей с детства следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.
Составить вместе с детьми «Правила для поддержания правильной осанки».
Упр. для предупреждения нарушенийосанки. Вызвать у детей желание двигаться активно, с удовольствием.
Апрель Занятие: «Великий труженик и волшебные реки». Дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; показать значение сердца и крови для жизни человека и для слаженной работы всего организма; поддерживать желание познавать себя; развивать наблюдательность, внимание к своему организму; воспитывать чуткость, уважение к жизни другого человека.
Совместно с детьми разработать «Правила здорового сердца».
Чтение художественной литературы: Н. Кнушевицкая
«Сердце», «Кровь».
Дидактические игры:
«Дополнипредложение», «Кто большеназовет».
Май Занятие: «Встране Легких, или Путешествие воздушных человечков». Дать детям представление о том, что дыхание – одна из важнейших функций организма; показать значение дыхания для жизни человека; познакомить с Легкими, с механизмом дыхания (вдоха-выдоха); развивать внимание, память; поддерживать чувство радостного удивления, чувство исследователя.
Составить вместе с детьми
«Правила здоровых легких».
Чтение Н. Кнушевицкой
«Легкие».
Дидактическая игра: «Так бывает илинет?»
Итоговое занятие. Путешествие с Айболитом по теме:«Человек». Обобщать и закреплять знания детей о строении, работе, особенностях своего организма; правилах ухода за ним; о первой помощи в различных ситуациях; развивать внимание, память, воображение, речь и творческое мышление.
Дидактические игры:
«Что ты знаешьо…»; «Кто больше знает осебе».
Досуг: «Бабушка-Загадушка к нам в гости пришла». Повторить стихи, загадки, пословицы и поговорки о ЗОЖ.