Наталья Гуляева
Перспективное планирование по фольклору для средней группы на 2015–16 учебный год.
▼ Скачать + Заказать документы
Перспективное планирование по фольклору для средней группы на 2015-16 учебный год.
Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно народная музыка с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Темочки:
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Средняя группа
- Темочки
Основным условием музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.
Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Цель: - побуждать детей к творческой самореализации на народных праздниках и развлечениях.
Задачи:
Побуждать детей к участию в традиционных и обрядовых праздниках.
Развитие музыкально-эстетического восприятия песен и хороводов народного характера
Развить целостное восприятие народных праздников: получать эстетическое удовольствие от восприятия народной песни, хоровода, потешки, игры, чувствовать характер и настроение.
Развивать музыкально-слуховые певческие настроения.
Отмечать яркие эмоциональные переживания и отзывчивость на народные праздники.
Использовать в самостоятельной деятельности народные игры и попевки.
Сформировать потребность эмоционально высказываться о прошедших праздниках и развлечениях, высказывать эстетические суждения о содержании и характере народного праздника, выражать свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.
Проявлять творчество в исполнении народных хороводов и игр.
Сентябрь
Народный календарь. Осень. «С новым годом – с новым урожаем». Поговорки о труде, о хлебе. Приметы и загадки об осени». «Что растет на огороде» - познавательные игры: «Репка репонька»
Исполнение русских народных песен, закличек, рассказывание потешек, небылиц.
Вокальная разминка: Песни-попевки: «Белые гуси», «Дождик, дождик», «Баю- Баю», «В огороде заинька» Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок
«Песня — душа народа» Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов.
Пение: «Во поле береза стояла»
Повторение знакомых песен: песня «Красные сапожки», С балалайкой веселее» сл. и муз. Т. В. Бокач
Народные игры: «Катай каравай» «Заинька» ,русская народная игра «Бабка Ёжка» Разучивание считалок.
Закрепление навыков игры на деревянных ложках. Упражнения: «Дятел», «Лошадка», «Тарелочки» и др. Освоение различных приемов игры на свистульках.
Октябрь
«Не жалей минутки, для весёлой шутки»
Объяснить значение пословицы Рассказ о празднике Покров народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение
русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Красные сапожки»
Познакомить детей с образцами устного народного творчества – потешкой «Стучит, бренчит по улице…»
Познакомить детей с народной игрушкой Петрушкой
Вокальная разминка:
«Ладушки» русская нар. песня «В огороде заинька»
«Чики-чики -чикалочка»
Пение: «Осень, Осень»,
Народные игры: «Муха». «Карусель»
«Как у дяди Трифона»
Развлечение
Кукольный спектакль «Волшебный шиповник»
Ноябрь
«Добыча охотника не ждет, он её поджидает»
Объяснить значение пословицы.
Закрепить представление детей об осени, перелётных птицах
Вокальная разминка : «Ай-тари-тари-тари»,«Чики-чики -чикалочка»
Хороводная песня Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Разучивание хоровода
«Как у наших у ворот» русская народная песня, «Зимушка хрустальная» муз А. Филиппенко
Народные игры: Подвижная игра «В медведя»
«Муха»
Развлечение «В гости к зимушке -зиме»
Декабрь
Народный календарь. Зима.
«Делу - время, потехе - час»
Рождественский пост. Коляда. Святки. Крещение. Народный театр «Вертеп». Обряды и обычаи зимы. Колядки, овсени, баусени, таусени, щедровки.
Народные сказанья и поверья. Сказочные персонажи в них : Баба- яга, Леший, Кикимора, Домовой, Водяной.
Вокальная разминка: «Скок поскок», «Ай, тари, тари, тари»
Пение: «Го, го, го -коза», «Овсень - потитень»
Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (САМОВАР)
Познакомить детей с самоваром, его предназначением, рассказать детям о традиции чаепития, воспитывать желание и умение помогать старшим
Сундучок Деда Мороза
Развивать интерес к загадкам их разгадыванию; развивать память, воображение, создать настроение приближающегося праздника.
Народные игры: «Жмурки» разучивание считалок.
Развлечение «Святки, святки – веселись ребятки»
Январь
Придёт мороз лютый – спросит, как обутый»
Познакомить детей с образцом устного народного творчества – песней «Валенки» Плясовая песня Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок. Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»
Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России.
Вокальная разминка: «Скок - поскок» «Горошина»
Исполнение русских народных песен «А у нас гармонь», «Валенки», хороводной «Как на тоненький ледок» частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Змейка»
Развлечение
Кукольный спектакль «Волчья песня»
ФЕВРАЛЬ
«Изба красна не углами, а пирогами»
Беседа о Масленице. Разучивание масленичных стихов и песен. Народная игра «Горелки» Знакомство с игрушкой матрешкой,
Вокальная разминка: «Скок - поскок» «Белые гуси»
Пение:»А мы Масленицу дожидаем» «Как вставала я ранешенько» «Блиночки»
Подвижная игра: «Бабка Ёжка», «Гори, гори ясно»
Развлечение «Масленица – широкая - боярыня»
Март
«Смекалка из беды выручит»
Народный календарь. Весна.
Рассказ о народных праздниках: «Сороки», «Пасха», «Егорий»Приметы, поговорки, загадки.
Вокальная разминка «Кукушка», «Лиса по лесу ходила»
Разучивание весенних песен: «Веснянка» «Жаворонки» «Батюшка Егорий», «Как вставала я ранешенько»
Народные танцы, элементы хоровода; «Стенка на стенку», «Светит месяц» Игра «Бояре»
Игры на свистульках различными приемами. Подражание голосам птиц: «Кукушка», «Журавли», «Воробьи», «Синица». Деревянные ложки «Дятел».
«У Самовара не скучаем - разговор ведём за чаем»
Апрель
«Всякая помощь хороша ко времени»
Объяснить значение поговорки
«Со светлой Пасхой» Рассказ о праздновании Пасхи Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» «Солнышко - вёдрышко» Знакомство с пасхальными песнями.
Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели — Красной горки Проведение русских народных игр с яйцами Рассматривание Петушка (игрушки)Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
Вокальная разминка:
«Как под наши ворота», «Жавороночек - дуда»,
«Весна, весна - красная»
Хоровод «Ой бежит ручьём вода»
Развлечение «Светлая Пасха»
Май
«Солнышко – вёдрышко, Выгляни в окошечко»
«Весенний хоровод» Рассказ о народном празднике «Алексей — с гор потоки». Проведение русских народных игр «КОРАБЛИКИ», «Родничок», «Плетень» и «Ручеек». Рассказывание докучных сказок, дразнилок, загадывание загадок и т. п. Частушки - Выразительное исполнение.
Вокальная разминка:
«Скок - поскок» «Жаворонушки, прилетите-ка»
Игра на музыкальном инструменте — дудочка Использование на занятиях мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Исполнение русских народных песен «Как у нас –то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси вы. гуси», «Курочка-рябушечка»
Подвижная игра : «Весёлый бубен»
Развлечение
«Весенний хоровод»
Июнь
«Друг за дружку держаться, ничего не бояться»
Объяснить значение пословицы
Троица Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок». Проведение русских народных игр «Венок» и «В кресты», хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песни «Березынька»
Вокальная разминка
«Лиса по лесу ходила» русская народная потешка
«Горошина»
Пение: хоровод «Во поле берёза стояла»
«Во саду ли в огороде»
Подвижная игра «Лапти»
Игра на шумовых инструментах: трещотки, бубны, ложки
Развлечение «Как играли наши бабушки и деды»
Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно народная музыка с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Основным условием музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка.
Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Цель: - побуждать детей к творческой самореализации на народных праздниках и развлечениях.
Задачи:
Побуждать детей к участию в традиционных и обрядовых праздниках.
Развитие музыкально-эстетического восприятия песен и хороводов народного характера
Развить целостное восприятие народных праздников: получать эстетическое удовольствие от восприятия народной песни, хоровода, потешки, игры, чувствовать характер и настроение.
Развивать музыкально-слуховые певческие настроения.
Отмечать яркие эмоциональные переживания и отзывчивость на народные праздники.
Использовать в самостоятельной деятельности народные игры и попевки.
Сформировать потребность эмоционально высказываться о прошедших праздниках и развлечениях, высказывать эстетические суждения о содержании и характере народного праздника, выражать свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.
Проявлять творчество в исполнении народных хороводов и игр.
Сентябрь
Народный календарь. Осень. «С новым годом – с новым урожаем». Поговорки о труде, о хлебе. Приметы и загадки об осени». «Что растет на огороде» - познавательные игры: «Репка репонька»
Исполнение русских народных песен, закличек, рассказывание потешек, небылиц.
Вокальная разминка: Песни-попевки: «Белые гуси», «Дождик, дождик», «Баю- Баю», «В огороде заинька» Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок
«Песня — душа народа» Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов.
Пение: «Во поле береза стояла»
Повторение знакомых песен: песня «Красные сапожки», С балалайкой веселее» сл. и муз. Т. В. Бокач
Народные игры: «Катай каравай» «Заинька» ,русская народная игра «Бабка Ёжка» Разучивание считалок.
Закрепление навыков игры на деревянных ложках. Упражнения: «Дятел», «Лошадка», «Тарелочки» и др. Освоение различных приемов игры на свистульках.
Октябрь
«Не жалей минутки, для весёлой шутки»
Объяснить значение пословицы Рассказ о празднике Покров народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение
русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Красные сапожки»
Познакомить детей с образцами устного народного творчества – потешкой «Стучит, бренчит по улице…»
Познакомить детей с народной игрушкой Петрушкой
Вокальная разминка:
«Ладушки» русская нар. песня «В огороде заинька»
«Чики-чики -чикалочка»
Пение: «Осень, Осень»,
Народные игры: «Муха». «Карусель»
«Как у дяди Трифона»
Развлечение
Кукольный спектакль «Волшебный шиповник»
Ноябрь
«Добыча охотника не ждет, он её поджидает»
Объяснить значение пословицы.
Закрепить представление детей об осени, перелётных птицах
Вокальная разминка : «Ай-тари-тари-тари»,«Чики-чики -чикалочка»
Хороводная песня Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Разучивание хоровода
«Как у наших у ворот» русская народная песня, «Зимушка хрустальная» муз А. Филиппенко
Народные игры: Подвижная игра «В медведя»
«Муха»
Развлечение «В гости к зимушке -зиме»
Декабрь
Народный календарь. Зима.
«Делу - время, потехе - час»
Рождественский пост. Коляда. Святки. Крещение. Народный театр «Вертеп». Обряды и обычаи зимы. Колядки, овсени, баусени, таусени, щедровки.
Народные сказанья и поверья. Сказочные персонажи в них : Баба- яга, Леший, Кикимора, Домовой, Водяной.
Вокальная разминка: «Скок поскок», «Ай, тари, тари, тари»
Пение: «Го, го, го -коза», «Овсень - потитень»
Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (САМОВАР)
Познакомить детей с самоваром, его предназначением, рассказать детям о традиции чаепития, воспитывать желание и умение помогать старшим
Сундучок Деда Мороза
Развивать интерес к загадкам их разгадыванию; развивать память, воображение, создать настроение приближающегося праздника.
Народные игры: «Жмурки» разучивание считалок.
Развлечение «Святки, святки – веселись ребятки»
Январь
Придёт мороз лютый – спросит, как обутый»
Познакомить детей с образцом устного народного творчества – песней «Валенки» Плясовая песня Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок. Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»
Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России.
Вокальная разминка: «Скок - поскок» «Горошина»
Исполнение русских народных песен «А у нас гармонь», «Валенки», хороводной «Как на тоненький ледок» частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Змейка»
Развлечение
Кукольный спектакль «Волчья песня»
ФЕВРАЛЬ
«Изба красна не углами, а пирогами»
Беседа о Масленице. Разучивание масленичных стихов и песен. Народная игра «Горелки» Знакомство с игрушкой матрешкой,
Вокальная разминка: «Скок - поскок» «Белые гуси»
Пение:»А мы Масленицу дожидаем» «Как вставала я ранешенько» «Блиночки»
Подвижная игра: «Бабка Ёжка», «Гори, гори ясно»
Развлечение «Масленица – широкая - боярыня»
Март
«Смекалка из беды выручит»
Народный календарь. Весна.
Рассказ о народных праздниках: «Сороки», «Пасха», «Егорий»Приметы, поговорки, загадки.
Вокальная разминка «Кукушка», «Лиса по лесу ходила»
Разучивание весенних песен: «Веснянка» «Жаворонки» «Батюшка Егорий», «Как вставала я ранешенько»
Народные танцы, элементы хоровода; «Стенка на стенку», «Светит месяц» Игра «Бояре»
Игры на свистульках различными приемами. Подражание голосам птиц: «Кукушка», «Журавли», «Воробьи», «Синица». Деревянные ложки «Дятел».
«У Самовара не скучаем - разговор ведём за чаем»
Апрель
«Всякая помощь хороша ко времени»
Объяснить значение поговорки
«Со светлой Пасхой» Рассказ о праздновании Пасхи Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» «Солнышко - вёдрышко» Знакомство с пасхальными песнями.
Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели — Красной горки Проведение русских народных игр с яйцами Рассматривание Петушка (игрушки)Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
Вокальная разминка:
«Как под наши ворота», «Жавороночек - дуда»,
«Весна, весна - красная»
Хоровод «Ой бежит ручьём вода»
Развлечение «Светлая Пасха»
Май
«Солнышко – вёдрышко, Выгляни в окошечко»
«Весенний хоровод» Рассказ о народном празднике «Алексей — с гор потоки». Проведение русских народных игр «КОРАБЛИКИ», «Родничок», «Плетень» и «Ручеек». Рассказывание докучных сказок, дразнилок, загадывание загадок и т. п. Частушки - Выразительное исполнение.
Вокальная разминка:
«Скок - поскок» «Жаворонушки, прилетите-ка»
Игра на музыкальном инструменте — дудочка Использование на занятиях мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Исполнение русских народных песен «Как у нас –то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси вы. гуси», «Курочка-рябушечка»
Подвижная игра : «Весёлый бубен»
Развлечение
«Весенний хоровод»
Июнь
«Друг за дружку держаться, ничего не бояться»
Объяснить значение пословицы
Троица Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок». Проведение русских народных игр «Венок» и «В кресты», хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песни «Березынька»
Вокальная разминка
«Лиса по лесу ходила» русская народная потешка
«Горошина»
Пение: хоровод «Во поле берёза стояла»
«Во саду ли в огороде»
Подвижная игра «Лапти»
Игра на шумовых инструментах: трещотки, бубны, ложки
Развлечение «Как играли наши бабушки и деды»
.
.