Анастасия Родионова
Перспективное планирование игровой деятельности во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Так как игра выступает ведущим видом деятельности дошкольников, планировать свою воспитательную работу нужно в системе с игровой деятельностью. Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников, так как оно требует от воспитателя соответствующей подготовки: знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду. Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложнять способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученных из разных источников, определяют содержание игровых задач, и от них зависит формирование самой игры. Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании.
Публикация «Перспективное планирование игровой деятельности во второй младшей группе» размещена в разделах
Изучив методическую литературу по данной теме, проанализировав свою работу, сделала вывод, что работа в этом направлении велась немного некорректно. Важным аспектом при планировании является ознакомление с окружающим миром. Педагоги должны создать условия для обогащения впечатлений детей, которые могут использоваться в игре. Рассматривать и читать совместно книги, прослушивать музыку, обсуждать события жизни детей, рассказывать о себе и других людях, организовывать экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров. Обращать внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе.
Существуют типичные трудности, возникающие у педагогов при планировании. Многие педагоги заранее планируют тематику игр, которая не сочетается с работой по ознакомлению с окружающим. В планах не прослеживается постепенное формирование игры. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе. Перспективное планирование состоит из 4 граф.
Ознакомление с окружающим Обогащение игрового опыта Изменение игровой среды Активизация общения взрослого с ребенком
Особая роль игры в воспитании ребенка требует насыщение ею всей жизни в детском саду. Нельзя заменять игру какими – либо другими формами работы. Для игры в режиме дня каждой возрастной группы отводится время до завтрака и после него, после занятий, на прогулке, вечером до ухода домой. Это необходимо учитывать при планировании. Наиболее полноценно игра разворачивается в помещении в вечерний отрезок времени, а на прогулке – до обеда и вечером. Если дети хотят продолжить начатую игру после обеда или в другой день, им нужно разрешить оставить постройку со всеми игрушками при условии, что они расставлены аккуратно. Поэтому планирование должно быть гибким. Это способствует воспитанию целеустремленности, поддерживает интерес к начатой игре. Очень важно хорошо организовать сюжетно – ролевые игры на участке. Игры на свежем воздухе полезны для здоровья и развития детей на участке мы учим играть с предметами – заместителями, природным материалом. Перед выходом на прогулку предлагаем подумать, как дети хотят играть, что с собой взять. Можно в группе распределить роли, чтобы каждый взял, что нужно для него.
Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития своих детей, составляет перспективный план игровой деятельности. Нами был составлен перспективный план игровой деятельности на год. На экране представлена выдержка из этого плана.
Приложение №1
Конкретизируя перспективный план, составляется календарный план игровой деятельности. Календарным планом охватываются те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно – ролевых и конструированных игр, обеспечивая подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре. Календарное планирование включает конкретные наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды, экскурсии, подбор художественной литературы, знакомство с произведениями искусства; конструирование, лепку, аппликации и рисование, игрушки и атрибуты для игр. Предлагаю на ваше рассмотрение примерный календарный план игровой деятельности, составленный на один день.
Примерный календарный план игровой деятельности на день.
Первая половина дня Прогулка Вторая половина дня
Д/и (экология)
«Найди листок, какой покажу»
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Пальчиковая игра
«Дружба»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Подвижная игра
«Солнышко и дождик»
Цель: формировать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга; приучать действовать по сигналу.
Подвижная игра (1-2)
«Воробушки и автомобиль»
Цель: формировать умение двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствовать умение реагировать на сигнал, развивать ориентацию в пространстве.
Словесная игра
«Про сороку»
Цель игры. Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.
Игры эксперименты
«Где ночует солнышко?»
Цель: Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно.
Д/и (логика)
«Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Сюжетно/ролевая игра
Детский сад. «Собираемся на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Подвижная игра
«Найди свой цвет»
Цель: формировать ориентировку в пространстве, приучать действовать по сигналу, развивать ловкость, внимание.
Календарный план конкретизируется в планах-конспектах игр. Для удобства нами используются следующие схемы планов-конспектов :
ПЛАН-КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
Тема:
Возраст детей:
Задачи по развитию игры:
Задачи нравственного воспитания:
Предварительная работа:
Роли:
Основные сюжетные линии:
Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми) :
А) начало «игры (как подтолкнете детей к началу игры,
Б) распределение ролей,
В) игровые проблемные ситуации для развития игры,
Г) завершение игры.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ.
Тема:
Возраст:
Вид театра:
Оборудование:
Задачи по развитию игры:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Роли:
Предварительная работа:
Ход игры:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ:
Тема:
Возраст:
Задачи по развитию игры:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Вид конструирования:
Оборудование:
Предварительная работа:
Ход игры:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ :
Тема:
Возраст:
Обучающая задача:
Игровая задача :
Игровые правила :
Игровые действия :
Ход игры:
Предлагаю вашему вниманию сюжетно – ролевую игру, составленную по схеме план – конспекта.
Конспект сюжетно – ролевой игры «Лесная больница».
Тема: «Лесная больница».
Возраст: вторая младшая группа
Игровые задачи : вылечить больных зверей.
Задачи нравственного воспитания:
Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их, способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему.
Предварительная работа:
Экскурсия в кабинет медсестры, чтение произведения «Айболит», по возможности совершить экскурсию в аптеку, рассматривание сюжетных иллюстраций.
Роли:
На начальном этапе в игре ведущую роль берет на себя воспитатель – роль доктора, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети.
Ход игры:
Организационный момент:
Вылетает ворона:
Кар-кар-кар? Вот Вам телеграмма
Воспитатель берет телеграмму, удивляется.
Интересно от кого?
Воспитатель читает телеграмму:
Помогите, помогите?
Доктора скорей пришлите!
Наши звери заболели,
Наверное много снега они ели!
А теперь у них ангина, скарлатина, гепатит и дифтерит.
Что же делать, как нам быть?
Как болезни победить?
Ход ИГРЫ:
Воспитатель: Неужели в лесу все звери заболели? Как же им помочь?
(Дети рассуждают).
Воспитатель: А кто в дни болезней всех полезней и лечит от всех болезней? (ответы детей)
Воспитатель: Да, доктор. У доктора есть очень много инструментов, лекарств, которыми он пользуется, когда лечит. Посмотрите, сколько всего принесла сорока в мешочке, тут всё перепутано, давайте вы мне поможете выбрать все, то необходимое, что потребуется доктору для работы
(Из множества предметов дети выбирают те предметы, которые могут понадобиться доктору).
Шприц - делать укол.
Термометр - измерять температуру.
Вата - смазывать раны.
Бинт - перевязать рану.
Зелёнка - обрабатывать царапину.
Фонендоскоп - слушать работу сердца и лёгких.
Сироп - пить от кашля.
Таблетки - от температуры.
Халат, колпачок - одежда медработника (кирпичик, утюг, кастрюля, мяч - эти предметы остаются).
Воспитатель :Правильно это всё необходимо врачу для работы, а теперь пора и в путь, зверята нас заждались, скорее на помощь на лесную полянку (поедем на паровозике.)
Воспитатель: Едет, едет паровоз,
Мимо елок и берез,
Чух, чух, чух, пыхтит,
И колесами стучит.
Свистит громко су-су-су
Вот и мы уже в лесу.
Воспитатель: Ну вот и полянка, мы приехали с вами. Посмотрите, ребята, сколько много зверей, но они грустные, не улыбаются и совсем не играют.
А вот и лиса, она говорит ой меня укусила оса
И песик барбос, его курица клюнула в нос
Бедный бегемотик схватился за животик, у него бегемотика животик болит. А рядом цыплята, визжат как поросята. А это зайчик, попал под трамвайчик, мой зайчик, мой мальчик попал под трамвайчик и ему перерезало ножки и теперь он больной и хромой, маленький заинька мой. И кошка мурка тоже заболела, несчастная кошка поранила лапку, сидит и ни шагу не может ступить, а у тебя наверное горлышко болит? Надо срочно что-то делать? Надо отвести всех зверей в больницу. А вот и больница я буду врачом, сейчас одену белый халат и буду лечить. (воспитатель одевает халат и показывает ребятам как лечить.)
Воспитатель: Вот пришёл зайка в больницу. Что болит у зайки? Зайка ушко простудил – форточку закрыть забыл. Как ему поможем?
Я возьму фонендоскоп и послушаю тебя. Прикладываю к груди и говорю дышать глубже. В лёгких чисто, хрипов нет. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире и говори А-А-А, а теперь ушко. Ещё нужно измерить температуру, поставим ему градусник, поднимай лапку (ставит градусник, и немного нужно подождать. Да, поднялась высокая температура, нужно срочно выпить лекарство, чтобы снять высокую температуру. Да зайчик простудился. Нужно дать ему таблетки и закапать ушко. И зайка быстро поправится. Сейчас выпишем рецепт.
Воспитатель: Ребята, а где продаются лекарства? (в аптеке)
Да, вот здесь у нас аптека, там работает фармацевт он делает и выдает лекарство. Посмотрите, а что ещё выдает фармацевт (таблетки, пластырь, мази, сиропы, витамины).
Воспитатель: Ну что же ребята, я одна не справлюсь мне нужны помощники. Давайте помогайте мне все за работу. Одеваем халаты и становимся врачами. Открыта больница для птиц и зверей. Идите лечиться в нее поскорей!
Дети подходят к зверятам и выбирают себе больного животного. Дети лечат. Ставят градусники, дают таблетки, поют микстурой. Закапывают нос, поют их из соски, делают компрессы.
Заключение
Воспитатель: Вот мы и вылечили больных зверей. Молодцы ребята что они помогли. Теперь они смеются, прыгают, веселятся.
А вам понравилось быть врачами, помогать больным? А когда вы вырастете будете врачами.
Заключение:
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад!
Также хочу представить вам рекомендации по планированию игровой деятельности на месяц.
Рекомендации по планированию игровой деятельности.
Перспективное планирование
Календарное планирование
I. Самостоятельные игры
1. Игра – экспериментирование (2-3 игры)
2. Сюжетно – ролевая игра
3. Режиссёрская игра (1 новая, 2 закрепление).
4. Театрализованные игры Ежедневно вечером 1 игра
Ежедневно вечером
Ежедневно вечером
Ежедневно вечером
II. Обучающие игры:
1. Дидактические игры
4. Пальчиковые
5. Подвижные
6. ПДД, ОБЖ, ЗОЖ (по 1-2 игры) Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
Ежедневно утром и вечером
Таким образом, план дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, обеспечивает гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План - это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное - не схема и форма, а содержание.