Татьяна Химич
Перессказ расказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Мурминский детский сад «Теремок» муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области
Пересказ рассказа
«Как медведь сам себя напугал»
(по Н. Сладкову)
Провела воспитатель высшей квалификационной категории Химич. Т. В.
Март 2023 г.
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Основные задачи:
Публикация «Перессказ расказа Н, Сладкова „Как медведь сам себя напугал“» размещена в разделах
1. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
2. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
3. Активизация и обогащение словарного запаса.
4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.
Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Д: Здравствуйте!
В: А как ещё можно поздороваться?
Д: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Ребята, рассмотрите картинки: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
2. Подготовка к восприятию текста.
В: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь, трусливый (заяц, болтливая (сорока, ловкая (белка, зеленая (ветка, рогатые (лоси).
(Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.)
3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.
Ребята, все эти животные и предметы герои рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», с которым мы сейчас с вами познакомимся
- Внимательно послушайте рассказ, а потом мы будем его с вами пересказывать.
Чтение адаптированного рассказа.
Вошел медведь в темный лес. / Хрустнула под тяжелой лапой валежина. Испугалась белка на елке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик во весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.
Остановился медведь, насторожил уши. Недоброе творится в лесу! Не уйти ли подобру-поздорову? /
Рявкнул медведь, да как даст стрекоча!
Так медведь сам себя напугал, себя из темного леса выгнал. Одни следы на грязи остались.
По мере чтения педагог указывает предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.
-Вам понравился рассказ? О ком этот рассказ? Как вы думаете, это серьезный или шутливый рассказ? В чем же здесь вы видите юмор?
Все ли слова в рассказе для вас понятны?
В рассказе встречается много трудных слов. Давайте поговорим о том, что эти слова обозначают (разбор авторских слов и выражений)
Хрустнула под тяжелой лапой валёжина. Знаете ли вы, что такое валёжина?
(упавшая сухая ветка)
Уйти подобру-поздорову. Это как? (пока ничего не случилось, уйти пока цел)
Как даст стрекоча. Как вы понимаете выражение «дать стрекача»? (убежать быстро, стремительно)
4. Беседа по содержанию. Развитые диалогической речи. Дети дают полные ответы.
А теперь мы узнаем как вы внимательно слушали рассказ. Дайте полные ответы на вопросы.
- Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)
- Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)
- Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)
- На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)
- Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)
- Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)
- Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)
- Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)
- Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)
Коллективное составление предложений по опорному слову.
Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.
Вошел. Хрустнула. Испугалась. Упала. Затопал. Увидела. Подняла. Решили. Пошли. Услышал. Испугался. Убежал. Так медведь.
По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.
6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.
Зайки
Зайки встали на лужок
Собираемся в кружок.
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте, руки перед грудью, ладошки вниз, как лапки)
Сели зайки на лужок,
(Присесть на корточки)
Роют зайки корешок.
Вот какие зайки
Зайки-попрыгайки.
(Изобразить соответствующие движения)
7. Пересказ рассказа воспитателем Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
- Я расскажу вам рассказ, вы меня внимательно слушайте. А поможет мне в этом схема рассказа.
8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.
Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один (два) ребенок повторяет рассказ целиком.
9. Итог. Оценка работы детей.
- С каким рассказом познакомились?
- Кто его автор?