шумик юлия николаевна
Педсовет «ЗОЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке. В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с малых лет.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки правильных привычек. Привычки, в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Валеология, как наука о здоровье человека, возникла в 80-е годы из синтеза биологии, антропологии, гигиены, психологии и других наук о человеке и его окружении.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье.
Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа.
Наш долг — помочь ребенку заложить прочный надежный фундамент положительной мотивации к своему здоровью еще с младшего дошкольного возраста. Очень важно научить ребенка соблюдать правила гигиены. Это вызвано не только элементарными требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Поэтому мы стараемся привить своим детям все необходимые навыки гигиены.
Именно в младшем дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро выполнять. Навыки и привычки, прочно сформированные в раннем детстве, сохраняются на всю жизнь. При формировании навыков любая гигиеническая процедура должна вызывать у малыша приятные эмоции. Мышление младшего дошкольника – наглядно-действенное, поэтому, чтобы сделать процесс умывания привлекательным, воспитатели нашего ДОУ вместе с малышами рассматривают предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объяснили их назначение, загадали загадки про них., во время показа и объяснения используют русские народные потешки («Водичка-водичка умой мое личико.» и т. д., привлекают внимание детей к душистому мылу, красивому полотенцу.
Стихи поддерживают интерес детей к внешнему виду, вызывают желание быть аккуратными. Педагоги широко используем игровые приемы с выбранным персонажем, игрушкой. Например, в гости к детям приходит кукла Маша. Воспитатель говорит: «Кукла Маша сегодня очень красивая. Вы заметили? Что ее украшает? Чистое платье, красивый бантик, нарядный фартучек. А еще у Маши чистые ручки и лицо». Ежедневно проводится комплекс упражнений «Надо чисто умываться по утрам и вечерам», «Чистые ладошки», «Стряхнем водичку», «Помоем ножки», «Мы молодцы!», «Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна вода!».Для закрепления гигиенических навыков организуются игры малой подвижности с речевым сопровождением («Не хотим мы больше спать» и т. д.). Самое главное при воспитании в ребенке гигиенических навыков — не настроить его против обучения. Стараться учить ребенка, играя с ним. Пусть малыш поставит себя на место героев книг, рассказов.
Культурно-гигиенические навыки способствуют развитию речи, через них ребенок шире познает окружающий мир. Надо помнить, что воспитание с самого раннего детства гигиенические навыки сослужат нашим детям хорошую службу в любом возрасте. Большое значение при формировании положительной мотивации к сохранению здоровья у дошкольников имеют оценка поведения ребенка взрослым, единство требований детского сада и семьи, создание благоприятного микроклимата.
Практически все известные в настоящее время процессы, протекающие в организме человека, имеют определенную ритмичность. Именно это обуславливает необходимость выполнения в ДОУ режима, представляющего собой рациональный распорядок дня, систематическое взаимодействие и определенную последовательность периодов подъема и снижения активности, бодрствования и сна. И чем больше этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, и это обязательно отразится на его самочувствии и настроении. Например, ученые выделяют 3 типа детей с учетом биоритмической активности: «жаворонки», «совы» и «голуби». Рациональное построение режима дня, допускающее его гибкость, создаст для ребенка комфортные условия пребывания в детском саду, а соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов обеспечит безопасное экологическое пространство.
На занятиях по физической культуре должны преобладать циклические, прежде всего беговые, упражнения. Поддерживает интерес к занятиям частая смена упражнений при многократной повторяемости и высокой моторной плотности, а также использование нестандартного оборудования, в большинстве случаев сделанного самими воспитателями. Способствуют оздоровлению детей подвижные игры, организованные во время физкультурных занятий и прогулок на улице. Дети заинтересованно относятся к выполнению упражнений благодаря музыкальному сопровождению, эстетическому выполнению движений, достижению мышечного расслабления как необходимого компонента большинства музыкальных занятий и занятий по физической культуре. Большое внимание педагоги уделяют использованию элементов дыхательной гимнастики, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, улучшению лимфо- и кровообращениям. В целях создания единого образовательного пространства для детей, родителей и педагогов проводятся совместные мероприятия: консультации по вопросам оздоровления, семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья» Все режимные моменты, проводимые в нашем ДОУ с целью сохранения и укрепления здоровья дошкольников, мы стараемся организовать так, чтобы заинтересовать своих воспитанников. Главное при этом – умелый выбор модели общения, способствующий психологическому комфорту ребенка и не подавляющий его свободу и индивидуальность.
Подводя итог всего вышесказанного, можно отметить, что планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях нашего дошкольного учреждения осуществляется по следующим направлениям:
1. Лечебно-профилактическое, включение в рацион питания лука и чеснока в соответствие с лечебно-профилактических мероприятий.
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка. Это психологически-комфортная организация режимных моментов, оптимального двигательного режима; правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения. Использование приемов релаксации в режиме дня.
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей; создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства; бережное отношение к нервной системе ребенка).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умение сберегать, поддерживать, сохранять его).
«Идеал воспитания – это сочетание ума мудреца с силой и здоровьем атлета». Ж. Ж. Руссо
Анкета для родителей
1. Считаете ли Вы необходимым привитие навыков здорового образа ребенку, начиная с дошкольного возраста?
-Да
-Нет
2. Какие привычки, по вашему мнению, соответствуют здоровому образу жизни? ___ ___ 3. Воздействуете ли вы на своего ребенка с целью формирования у него привычки к здоровому образу жизни?
-Да
-Нет
4. Часто ли болеет ваш ребенок?
-да
-нет
5. Каковы, по вашему мнению, причины болезни вашего ребенка?
-Недостаточное физическое воспитание
-Наследственность
-Другое___
6. Какие темы для Вас наиболее интересны
-Закаливание
-Профилактика
-Гимнастики
-Вопросы профилактики простудных заболеваний
-Другое___
Благодарим за ответы!
Викторина для педагогов по ЗОЖ.
Цель викторины: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников.
Задачи: Совершенствовать навыки работы по укреплению здоровья детей всех возрастных групп.
1. Разминка:
- Холода не бойся, сам по пояс….(мойся).
- Больной лечись, а здоров (берегись).
- В здоровом теле, ….(здоровый дух).
- У кого, что болит, тот о том и (говорит).
- Солнце, воздух и вода …. (наши верные друзья).
- Береги платье снову, а здоровье ….(смолоду).
- Кто спортом занимается, тот силы ….(набирается).
- Здоровье дороже …. (богатства).
2. «Вопрос – ответ» :
1. Что, согласно известному лозунгу, является залогом здоровья? (Чистота).
2. Как называется наука о здоровье? (Валеология).
3. Какие фрукты, овощи, растения используются для понижения температуры? (Малина, чеснок, липа, лимон и т. д.).
4. В какое время года лучше всего начинать закаляться? (Летом).
5. Кто такие “моржи?” (Люди, купающиеся зимой в проруби).
6. Листья, какого растения используются при ушибе и кровотечении? (Подорожник)
3.“Угадай–ка”
Его бьют, а он не плачет, Веселее только скачет. (Мяч)
Два колеса подряд, Их ногами вертят. (Велосипед)
Гладко, душисто, моет чисто, Нужно чтобы у каждого было. Что это такое? (Мыло)
Костяная спинка На брюшке щетинка, По частоколу прыгала. (Зубная щетка)
Это птица – не синица, Не орел и не баклан. Это маленькая птица Называется… (Волан)
На снегу 2 полосы, Удивились 2 лисы. Подошла 1 поближе: Здесь бежали чьи – то… (Лыжи)
В овощах и фруктах есть. Детям нужно много есть. Есть еще таблетки Вкусом как конфетки. Принимают для здоровья Их холодною порою. Для Сашули и Полины Что
полезно? (Витамины)