Ольга Киреева
Педсовет «Систематизация работы по речевому развитию дошкольников посредством современных образовательных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста
В связи с переходом на Федеральную образовательную программу дошкольного образования перед нами стоит архиважная задача: не только научить детей воспринимать программный материал в процессе игры, творчества, тесного взаимодействия с другими воспитанниками, но и самим научиться не управлять детьми, а заинтересовывать их, мотивировать на получение определённого объема знаний. Мы не предоставляем детям знания в готовом виде, не читаем им лекций, наставлений, а действуем, используя «принцип рыболова» - подводим детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.
Публикация «Педсовет „Систематизация работы по речевому развитию дошкольников посредством современных образовательных технологий“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Образовательная область «Речевое развитие» - одна из самых важных образовательных областей. Чтобы реализовать её, педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объё мом знаний: иметь чистую, правильную, грамотную, образную речь; знать детскую литературу, уметь составить увлекательный рассказ по картине и дать речевой образец, речевую модель ребёнку, знать алгоритм описания картинок, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми и, наконец, просто иметь добрые глаза и любить детей.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе развития общества является особо значимой. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоции и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» Л. С. Выготский.
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира.
Известно, что речь – необходимый компонент общения. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена основная образовательная область -«Речевое развитие».
Речевое развитие в соответствие с ФГОС ДОО – это владение речью как средством общения и культуры. Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Назовите методы и технологии, которые вы используете в работе с детьми
Образовательная ситуация, игры-викторины, метод проектов, Интеллект- карты, Триз технологии, синквейн, квест, квиз,
Поделитесь, пожалуйста, наблюдениями, какие методы и технологии по речевому развитию наиболее эффективны в достижении результата?
В младшем возрасте
В среднем
Старшем и подготовительном
3. Разминка: «Методы и приемы, используемые педагогом для формирования связной речи детей»
1. Начнем мы с разминки «Мозговой штурм». За правильный ответ вы будете получать Буквы и разгадаете какую современную технологию применяют в работе по развитию речи детей.
Вопросы:
1) Чем отличается звук от буквы? (звуки мы произносим и слышим, буквы читаем и пишем) – получают букву З.
2) На какие группы делятся звуки? (гласные и согласные; твердые –мягкие; звонкие -глухие) – получают букву Р.
3) Какой звук никогда не встречается в позиции «в начале слова»? (Ы) – получают букву И.
4) Какие буквы не обозначаются звуками? (Ь, Ъ) – получают букву Т.
Соберите из букв название технологии (ТРИЗ)
Предложите поиграть другой команде игру по речевому развитию по триз-технологии
Задание № 2. Игра «такие разные слова»
Звучит логопедическая распевка:
Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон!
Есть слово с окошком – вагон,
Есть слово колючее – ежик,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово упрямое – цель,
Есть слово колючее – ель,
Есть книжное слово – страница,
Есть слово лесное – синица,
Есть слово пушистое – снег,
Есть слово веселое – смех. (Пляцковский М. С.)
Задание:
Вы, коллеги, не зевайте, Слово к слову подбирайте!
Подберите существительные к прилагательному по ассоциации. По 10 слов
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Промокшие слова - (лужа, снег, туман, река, море, озеро, дождь,)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Колючие слова – ель, еж, можжевельник, иголка
Книжное слово – страница,
Пушистое слово- снег, подушка, синтепон, пух, перина, вата,
Задание № 3. Игра «Сказки из фантастических явлений»
1) Представь, что ты уменьшился до состояния муравья (какое бы у тебя было любимое занятие, чего бы опасался? Захотел бы ты стать прежним?
2) Представь, что в одной семье все превратились в стеклянных человечков. Что им нужно сделать, чтобы они не разбились?
Задание № 4. «Скажи наоборот»
вполз подплывает
въехал подъезжает
Заносит притащил
Согнул насыпал
Открывает разложил
Включает подключил
Закатывает завязал
Загоняет закрутил
4. Итоги тематической проверки
5. Квест-игра для педагогов по развитию речи дошкольников «Путешествие по технологиям обучения развитию речи дошкольников»
Цель: снятие эмоционального напряжения воспитателей, на повышения сплоченности коллектива.
Ст. воспитатель: Я думаю, уважаемые коллеги, что мы немножко устали и пришло время нам отдохнуть и поиграть.
Сегодня в нашем зале светло и весело!. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Итак, все готовы поиграть?
Для игры нам необходимо разделиться на 2 команды. Для того, чтобы разделиться на команды, мы будем использовать методику «Коллаж», с которой я вас знакомила в прошлом году на педсовете, который также был по теме речевое развитие. Может кто-нибудь напомнить, в чем она заключается?
1 Станция «Смекалистых»
Участникам необходимо заменить фразеологизмы одним словом
Мозолить глаза
Клевать носом
Бить баклуши
Прикусить язык
Как снег на голову
Вешать нос
Витать в облаках
Задать головомойку
Зарубить на носу
Ждать у моря погоды Точить лясы
Дать слово
Дрожать как осиновый лист
Писать как курица лапой
Ходить на голове
Считать ворон
Держать в голове
Наговорить с три короба
Держать язык за зубами
После дождика в четверг
2 Станция «Шифровальная» (МНЕМОКАРТЫ)
Участникам команд необходимо за 3 минуты составить мнемотаблицу к стихотворению, а соперники должны угадать, что это за стихотворение.
«Космонавт»
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете,
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря… «Киска»
Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
Видит мышку на экране,
Мышка вроде близко.
Мог бы славным быть обед,
Только хвать, а мышки нет!
3 Станция «Бюро находок»
Ну, что же, наши команды неплохо справились с заданиями, и вот мы подошли к «Бюро находок». Для каждой команды 4 сейфа. В каждом сейфе находятся потерянные вещи. Нужно открыть каждый свой сейф. По найденным предметам в сейфах определите художественное произведение.
По найденным предметам в сундуках определите художественное произведение.
1 команда: К. Чуковский «Федорино горе» : самовар, кот, веник, салфетка вышитая.
2 команда -Н. Носов «Живая шляпа» : шляпа, кот, лыжная палка, веревка.
4 Станция Скрайбинг
Это процесс передачи определенной информации с помощью простых рисунков.
Каждая команда схематично зарисовывает пословицу. Задача другой команды эту пословицу отгадать.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»
5 Станция «Много слов»ТРИЗ
Выберите из картины все слова, которыми пополните словарь детей в процессе составления рассказа «В гостях у подземных жителей», «В гостях у водяного»
6 Станция «Ты мой кусочек» ТРИЗ
Один играющий называет предмет, а остальные последовательно его части:
Я машина, а ты мой кусочек, я твоя фара, руль, колесо…
Усложнение:
Выстраивают целую подсистемную цепочку : Я машина, а ты мой кусочек, я твоя фара, а ты мой кусочек
Задание предметы: Дом, платье, борщ, стол
7. Станция СИНКВЕЙН
На слова придумать стихотворение: Интеллект-карты, ТРИЗ технология
4. Результаты анкетирования родителей «Речевое развитие современных детей» (справка по результатам анкетирования)
5. Итоги тематической проверки: «Система работы по речевому развитию через внедрение современных образовательных технологий».