Светлана Павловна Киселева
Педсовет «Профессиональное мастерство педагога ДОУ» (деловая игра)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: провести анализ профессионального мастерства педагогов, выявить наиболее эффективные пути повышения мастерства педагогов;факторы положительно влияющие на профессиональное мастерство педагогов, вызвать интерес к развитию профессиональных способностей, формировать умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Публикация «Педсовет „Профессиональное мастерство педагога ДОУ“ (деловая игра)» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Ход педсовета:
Дошкольное детство – важный этап в жизни человека. Огромная ответственность за воспитание дошкольника лежит на педагогах ДОУ. Воспитатель – это первый, после мамы, человек, который встречается детям на их жизненном пути. Хорошая мать отдает своим детям лучшее, чем она владеет, хороший педагог вкладывает свою душу в своих воспитанников. В этом заключается внутренний смысл профессии. Для педагога отдавать душу трудно и радостно. Трудно потому, что это требует затраты не только душевных, но и физических сил. Радостно потому, что видя результат полученной работы, понимаешь смысл своей деятельности.
Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство. Так что же такое педагогическое мастерство? Попробуйте определить это понятие одним предложением. Педагоги передают мягкую игрушку по кругу. Каждый высказывает свое мнение.
А теперь познакомимся с научными определениями.
Педагогическое мастерство — это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
…деятельность воспитателя есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство воспитателя не что иное, как мастерство организатора жизни детей. А. С. Макаренко.
Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации, стимулирующие эффективное развитие детей. Не сиюминутное решение вопросов в паре «воспитатель-ребенок», а организация творческой коллективной деятельности способы создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую личность.
Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы.
Мастерство педагога выражается, прежде всего, в умении так организовать учебную деятельность, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний воспитанников. Настоящий педагог всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к воспитаннику, зажечь мысль, взволновать его.
Педагогическое мастерство – это высокое искусство воспитания и обучения детей. Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся: «умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка, в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель- средства - результат» применительно к ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородным приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».(Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. – С. 418-419.)
Сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях.
С. А. Макаренко
Искусство и мастерство педагога как раз и заключается в умении сочетать сердечность и мудрость. (В. Сухомлинский)
Педагогическое мастерство — это сплав личностно - деловых качеств и профессиональной компетентности воспитателя.
Педагогическое мастерство это обобщенное понятие, включающее в себя постоянное совершенство во владении воспитателем или педагогом совокупностью психологических и педагогических способностей и навыков, которые объединяются с педагогической интуицией, развитым образом мышления, профессиональной увлеченностью и эстетически нравственным отношением к преподаванию как профессиональной деятельности.
Педагогическое мастерство, в первую очередь, выражается в искусстве правильной организации учебного процесса, чтобы даже при неблагоприятных условиях добиваться необходимого уровня развития, воспитанности и знаний обучаемых. Настоящий мастер всегда подберет на нестандартный вопрос соответствующий его оригинальности ответ, сумеет найти особый подход к ученику, вызвать интерес к процессу обучения.
Деловая игра : «Мастерство педагога».
Педагоги делятся на группы (4) с помощью жеребьевки.
Работа в группах
1. Перечислите основные качества педагога – мастера (каким он должен быть)
Конструктивная и проектированная деятельность предполагает прогнозирование развития ребенка в условиях дошкольного учреждения, подбор индивидуальных методов работы с ним.
- Коммуникативные умения – это способность воспитателя находить быстрый контакт как с детьми, так и с родителями.
- Гностические умения – это умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка и весь детский коллектив. Изучение ребенка необходимо для более углубленного знания его внутреннего мира и возможностей в целом, что является весьма важным в решении возникших проблем воспитания и развития воспитанника.
- Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников по выполнению разнообразных видов деятельности.
- Аналитическая деятельность – это анализ проделанной работы, с целью корректировки дальнейшего учебно-воспитательного процесса.
- К специальным умениям воспитателя относятся: способность к пению, чтению стихов, актерское мастерство и навыки садовника по выращиванию растений, а также масса других интересных занятий.
Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду. Воспитатель должен обладать такими качествами, как терпеливость, доброжелательность, справедливость, толерантность, начитанность, эрудированность, развитое чувство эмпатии, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.
2. Какие пути совершенствования мастерства педагога можно использовать. (самообразование и самосовершенствование, курсы повышения квалификации, посещение открытых мероприятий и проведение открытых занятий самостоятельно, участие в научно-исследовательской работе, методической работе, самоанализ собственной деятельности, обобщение опыта работы, изучение практического опыта работы педагогов)
3. Формы демонстрации педагогического мастерства (открытые занятия, выступления на педсоветах, обмен опытом работы, участие в конкурсах педагогического мастерства, общение в соцсетях.
4. Факторы положительно влияющие на формирование мастерства педагога. (От чего зависит мастерство педагога : уровень знаний, образование, тяга к самосовершенствованию в профессиональном плане, личностные качества педагога, ответственность за порученное дело, творчество, наличие хорошего наставника, создание условий для непрерывного роста, образование, опыт работы, сплоченность коллектива).
После окончания работы все листы вывешиваются на мольберт, зачитываются, дополняются.
Проводится ранжирование.
1. Какими качествами вы обладаете в совершенстве. Педагоги оценивают себя, выбирая три качества.
2. Какие формы повышения мастерства вы считаете наиболее эффективными для вас (каждый педагог выбирает три формы).
3. Какие формы демонстрации педагогического мастерства для вас самые удобные.
4. Факторы, положительно влияющие на формирование вашего мастерства Ранжирование помогает выявить сильные и слабые стороны коллектива.
Выводы: Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог. (А. С. Макаренко)
Педагог – мастер – это тот педагог, который осознавая свою ответственность перед обществом, добивается высоких результатов, оптимально использует профессиональные средства, отличается индивидуальным стилем деятельности и наиболее полно реализует свой творческий потенциал. Многогранно развитый воспитатель всегда вызывает только восхищение, как у детей, так и у родителей.
Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников. В содержании работы, в подборе средств и методов воздействия на детей не должно быть шаблона и однообразия. Унылая монотонная работа, в которой отсутствует творчество, приводит к преждевременному профессиональному увяданию, к прекращению интеллектуального роста. Отсутствие творчества воспитателя негативно сказывается на развитии детей. Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Каждый воспитатель должен заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный интеллект. Необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать познавать окружающий мир.
Проводится игра «Ассоциации». (Продолжить фразу и объяснить свой выбор)
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если педагог – это праздник, то какой?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это фильм, то название этого фильма …
Если педагог – песня, то какая?
Если педагог – это танец, то какой?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это книга, то это…
Если педагог – это дерево, то какое?
Если педагог – это водная стихия, то какая?
Если педагог – число, то какое?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – это напиток, то какой?
Если педагог – это сладкое, то какое?
Если педагог – это игрушка, то какая?
Если педагог – это фрукт, то какой?
Если педагог – это транспорт, то какой?
Педагогическое мастерство определяется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.
Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать
В конце педсовета педагоги получают брошюру «Мастерство педагога»