Валентина Галкина
Педсовет «Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет «Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ»
1. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников и её место в педагогическом процессе
2. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
2.1. Организация игры в группе раннего возраста
2.2. Организация игры в младшей группе
2.3. Организация игры в средней группе
2.4. Организация игры в старшей и подготовительной группах
Публикация «Педсовет „Организация сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
4. Опытно-экспериментальная работа
СЛАЙД 1
Уважаемые коллеги, наше сегодняшнее собрание посвящено проблемам организации сюжетно-ролевой игры.
СЛАЙД 2
Одной из наиболее острых и актуальных проблем дошкольной педагогики является реальное состояние сюжетно-ролевой игры. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Большинство опытных дошкольных педагогов говорят о том, что дети в детских садах стали меньше играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра может быть ведущей деятельностью, только в случае своего полноценного развития.
СЛАЙД 3
Значение игры в развитии ребенка очень велико.
Сюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное и развивающее значение в жизни дошкольника.
СЛАЙД 4
Она представляет собой важнейшую и эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоения мира человеческих отношений, позволяет развивать воображение, творческие способности детей, их фантазию и артистизм. При правильном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образного мышления, коммуникативных качеств, развитию речи.
СЛАЙД 5
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С её помощью создаются условия для развития всестороннего развития ребенка.
Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту. Поэтому важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.
Немаловажная роль в организации и поддержании игровой деятельности, создание интереса к игре, несомненно, принадлежит воспитателю. Воспитатель должен создать условия для развития игрового сюжета и предметно-игровую среду с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника.
СЛАЙД 6
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: формирование ролевого поведения, развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) и использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
СЛАЙД 7
Организация сюжетно-ролевых игр с детьми трудоёмкая и важная работа педагога. Поэтому она должна выстраиваться в соответствии с основополагающими принципами.
Первый принцип заключается в том, что в процессе совместной игры с детьми позиция педагога - это прежде всего позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным, непринужденным и равным.
Второй принцип: воспитатель должен регулярно проводить сюжетно-ролевые игры с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
Третий принцип заключается в ориентировании ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение смысла этого действия партнерам - взрослому или сверстнику.
СЛАЙД 8
Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. При этом используются косвенные и прямые приёмы руководства.
Косвенные приёмы – без непосредственного вмешательства в игру.
Это внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры.
Прямые приёмы – непосредственное включение педагога в игру, то есть ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие её сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
СЛАЙД 9
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что
сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют «умением играть». Игровой процесс должен протекать естественно, у ребенка не должно возникнуть ощущение, что его обучают играть. Взаимодействуя с детьми, позиция педагога постоянно меняется:
Педагог - партнёр, носитель игровых умений.
Педагог - координатор игровых замыслов и общения детей.
Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае затруднения.
Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры является формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей.
СЛАЙД 10
Развитие сюжетно-ролевой игры проходит в несколько этапов
2.1 Организация игры в группе раннего возраста
2.2 Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников.
2.3 Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того,
2.4 насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста.
К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться путем организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога - сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром - взрослым, а затем сверстником.
2.2 Организация игры в младшей группе
Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром — сверстником.
Задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы её центральным моментом стало именно ролевое поведение.
СЛАЙД 11
Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей 4-го года жизни являются следующие:
• развёртывание детьми в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей;
• парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.
2.3 Организация игры в средней группе
Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни — переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять своё поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнёров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнёром детей в этом творческом процессе. Игра должна развёртываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развёртывания интересного сюжета.
Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Поддержка игры предполагает косвенное, не директивное руководство.
Для того чтобы сформировать у детей ролевое поведение перед началом игры необходимо проводить предварительную работу: наблюдения по теме предстоящей игры, беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы по теме, рассматривать иллюстрации, использовать познавательные игры-лото, настольно-развивающие игры-лото.
СЛАЙД 12
2.4. Организация игры в старшей и подготовительной группах
Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование. Необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.
Эффективным средством формирования игры является совместная игра взрослого с детьми. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных; постепенно взрослый переводит к всё более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. Наиболее удобными для этого являются сюжеты известных детям волшебных сказок.
СЛАЙД 13
Мною была проведена опытно-экспериментальная работа по организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ. В ходе этой работы проводилось исследование игровых умений детей младшего дошкольного возраста. Для определения уровня сформированности ролевого поведения у дошкольников была использована педагогические диагностики игровых умений Р. Р. Калининой, О. В. Солнцевой.
Результат диагностики представлен в диаграмме.
Как показало исследование, у подавляющего большинства дошкольников сюжетная игра не достигает высокого уровня.
Родители мало играют с детьми, большинство из них никак не руководят детскими играми. На вопрос: «Имеется ли у ребёнка место для игры? — 60% родителей дали отрицательный ответ.
Проанализировав ответы, были определены задачи работы с родителями: помочь родителям создать условия для игр детей и повысить их знания по руководству игровой деятельностью, дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком.
3. Работа с родителями
В группе был оформлен стенд «Как играть с ребенком», в материалах которого рассказывалось об организации игр дома, о том, как направлять и развивать игровые интересы у детей, как помочь начать игру, в какие игры лучше играть, какие атрибуты использовать.
Читая материал, родители получают необходимую педагогическую информацию, знакомятся с событиями в группе, с рекомендациями по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.
Дошкольные работники могут организовать встречи детей с родителями в группе, где ребята узнают о труде взрослых. В доступной форме кто-либо из родителей может рассказать детям о своей профессии, подчёркивая при этом общественную значимость своего труда. Ценность таких встреч заключается ещё и в том, что они сближают родителей с детским садом. А в репертуаре детских игр появляются новые, любимые игры в строителей, поваров, парикмахеров и т. д.
В работе с родителями можно использовать также консультации, памятки, информационные бюллетени по данной проблеме, организовать выставку фотографий детей участвующих в сюжетно-ролевых играх.
Родителей привлекают к помощи в изготовлении костюмов и атрибутов, а также обогащения развивающей среды для сюжетно-ролевой игры.
СЛАЙД 14
4. Опытно-экспериментальная работа
В рамках опытно-экспериментальной работы был составлен и реализован план мероприятий по организации сюжетных игр детей.
Работа с детьми осуществлялась в следующих направлениях: создание игровой среды, непосредственное сопровождение игровой деятельности детей, проведение специальных занятий по обогащению тематики игры, развитию игровых действий.
СЛАЙД 14
Были запланированы и проведены сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «День рождения куклы Вари»
В план были включены мероприятия по ознакомлению с окружающей средой: экскурсия в медицинский кабинет, встреча с мамой, которая работает в парикмахерской, беседа «Для чего нужна парикмахерская?», рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую», составление рассказов на тему «Как я ходил с мамой к врачу». Всё это способствовало обогащению сюжетно-ролевой игры.
В занятие были включены дидактическая игры «Кто забыл свои вещи», «Кому, что нужно для работы?» Это игра в отгадывание профессии по атрибуту. Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
С детьми была проведена сюжетно-ролевая игра «Семья (гости)». Предварительно проводилось занятие «Моя семья».
В руководстве развития игры был использован комплексный метод, суть которого: планомерное обогащение детей новыми впечатлениями, питающими игру, формирование их практического опыта, перевод реального опыта в игровой, сотрудничество со взрослыми во время игры. При этом использовались следующие приё мы руководства: приём прямого показа и непосредственного участия в игре, игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов); смена ролей во время игры, распределение ролей, введение дополнительных ролей, активизация ролевого диалога, развивать умение вступать в ролевое взаимодействие. У воспитателя основная роль, он является образцом для подражания.
СЛАЙД 15
Остановлюсь подробнее на формировании сюжета игры в «Больницу». Сначала познакомились с книгой К. Чуковского «Айболит», рассматривали иллюстрации к книге, обращалось внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате.
Затем была проведена экскурсия в кабинет медсестры в детском саду, посмотрели весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами, наблюдали за работой медсестры. Она объяснила ребятам, что врач заботится об их здоровье, делает прививки, чтобы никто не болел. Затем в группе была создана игровая среда: появился халат с шапочкой, набор врача, в которой лежали градусник, трубка для врача, коробочки для таблеток и витамин. Познакомила детей с этими атрибутами, объяснила детям их значение, показала, как нужно действовать, дала самим детям попробовать послушать кукол, мишек, поставить градусник, в другой раз непосредственно перешла к игре. Была проведена совместная игра «Доктор Айболит», в которой дети помогали доктору лечить зверей.
СЛАЙД 16
Когда был накоплен опыт, с детьми была организована игра «Больница».
Тактика игрового взаимодействия с детьми включала следующие приё мы: педагог подталкивает детей к началу игры, помогает распределить роли, берёт на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направляет игру, предлагает новые игровые ситуации, а также косвенные методы руководства: создание игровой среды, чтение художественной литературы, беседы, экскурсии.
В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось тесное сотрудничество с родителями. Работа с родителями включала в себя:
информирование о содержании, методах и формах руководства сюжетно-ролевыми играми (родительский уголок «Как играть с ребенком»,
СЛАЙД 17
После реализации плана было проведена повторная диагностика. Показатели уровня игровой деятельности изменились. На 20% увеличилось количество детей, которые демонстрируют высокий уровень. Количество детей, у которых обнаружен средний уровень, увеличилось с 50% до 60%.
Следует отметить, что после проведения эксперимента, у всех детей уровень развития ролевого поведения в основном представлен средним и высоким уровнями. Это говорит об эффективности проведенной работы.
СЛАЙД 18
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка.
Подводя итоги нашей беседы можно дать следующие педагогические рекомендации по организации сюжетно-ролевой игры :
1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей. Игровая среда должна быть динамичной.
3. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте.
СЛАЙД 19
4. Эффективным приёмом руководства играми детей младшего дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причём первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребёнком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
5. В руководстве детей большое место занимает косвенные приёмы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
6. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
СЛАЙД 20
Спасибо за внимание!