Гидаятова Амалия Садиговна
Педсовет на тему «Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет на тему
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.
Одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Публикация «Педсовет на тему „Мнемотехника“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Связная речь - это объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку. Связная речь - один из компонентов устной формы речи детей. Владение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна. Причиной речевых трудностей являются подмена живого человеческого общения инновационными технологиями, современной техникой. Следуя из выше сказанного, встает вопрос о выборе средств и методов коррекции имеющихся недочетов в речевом развитии. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Как раз такими качествами обладает мнемотехника.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого-«искусство запоминания», - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:
· кодирование в образы;
· запоминание (соединение двух образов);
· запоминание последовательности;
· закрепление в памяти
В настоящее время методы мнемотехники постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах работы памяти человека. В настоящее время феноменальная память из области чудес переходит в область обыкновенных, доступных каждому, ее можно сформировать, как и любой другой навык. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем изображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (наглядные модели, схемы, таблицы и т. д.)
Отличительные особенности технологии:
· имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование;
· приемы запоминания индивидуализированы;
· широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;
· введено понятие «навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Цель технологии: развитие памяти ( разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, мышления, внимания, воображения.
Мнемотехника используется для :
· обогащения словарного запаса,
· при обучении составлению рассказов,
· при пересказах художественной литературы,
· при отгадывании и загадывании загадок,
· при заучивании стихов,
· дидактических игр,
· при проведении режимных моментов,
· характеристики и артикуляции звуков,
· звукового анализа слова,
· запоминания пальчиковых игр,
· запоминания текста песен,
· заучивание потешек, чистоговорок, скороговорок.
Элементы схем, моделей:
· предметные картинки;
· силуэтные изображения;
· геометрические фигуры;
· планы и условные обозначения;
· контрастная рамка;
· приём фрагментарного рассказывания.
Суть мнемотехники : на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом текст зарисовывается схематично и, глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко запоминает информацию.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д. Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.
Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.
Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией.
Мнемодорожка - это несколько схематических рисунков, расположенных линейно.
Мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определенная информация.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и многое другое, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для детей, особенно, в первый год обучения целесообразно давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д.
В мнемотаблице используется символы - рисунки, обозначающие различные признаки предмета явления или процесса.
Работа с мнемотаблицей делится на нескольких этапов:
1 этап – Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т. е преобразование из символов в образы.
3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т. е. можно изобразить всё то, что они считают нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Таким образом, содержание работы по использованию приемов мнемотехники в развитий связной речи детей дошкольного возраста строится в соответствии с основными педагогическими принципами. Важно учитывать методику работы с мнемотехникой в зависимости от возраста детей. Включает в себя обязательную работу как с детьми, так и с родителями. Учитываются возрастные особенности детей, а также важен индивидуальный подход. В целом содержание работы по использованию приёмов мнемотехники состоит из игровых ситуаций, непосредственно образовательной деятельности, бесед, использованию алгоритмов к режимным моментам и трудовой деятельности и т. д. Чем ярче наглядный, дидактический и раздаточный материал, чем разнообразнее и интересны темы тем эффективнее будет результат.
Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.
Основные методы мнемотехники :
Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т. е. знаки и символы.
Эйдейтизм (образное запоминание) : его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик, т. е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
-обозначение (кошка);
-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);
-оживление (уже увидели, чем она занимается);
-обогащение деталями (где кошка находится);
-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь);
-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
Метод Цицерона (мест или комнаты) : он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т. д. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи) : ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.
Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.