Ольга Сарайкина
Педагогический проект «Веселые букашки, полезные таракашки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ««Весёлые букашки, полезные таракашки»
Актуальность проекта
Экологическое образование – что это такое? Нам кажется, что лучше подходит термин «экологическое воспитание», ведь целью дошкольного образования сегодня стало воспитание нового человека – успешного и ответственного. Итак, цель экологического и воспитания, и образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой.
Публикация «Педагогический проект „Веселые букашки, полезные таракашки“» размещена в разделах
Дошкольники – это увлекающийся, любознательный и пытливый народ, с огромной тягой к приключениям и экспериментам. Опыт работы показывает, что дети средней группы без особых усилий могут усвоить комплекс экологических знаний, если они преподносятся в увлекательной и доступной форме, если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. На основе познавательно-экспериментальной деятельности дети превосходно устанавливают экологические и пищевые связи животного и растительного мира.
Человека в природе привлекает красота и ее неповторимость, но если он бесцеремонно вторгается в природу, уничтожает ее красоту – она исчезает навсегда. Природа – это то, что дано нам свыше. Она при роде человеческом. А значит, мы все в ответе за нее. И это главная мысль, которую надо заронить в душу детям.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность: 11-14 мая
Участники проекта : дети и родители средней группы, воспитатели группы.
Цели:
• помочь детям осознать значение всего живого для нашей планеты (все на ней взаимосвязано);
• познакомить детей с разнообразием и особенностями насекомых.
Задачи:
• формировать у детей представление об экологии как о науке взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и друг с другом;
• знакомить детей с насекомыми, их связью с растениями;
• формировать представления о насекомых и их значении для природы;
• продолжать знакомить детей с названием основных частей насекомых (голова, туловище, брюшко, спинка, лапки, щупальца, глаза и т. д.);
• обогащать словарь детей за счет новых слов; продолжать развивать связную речь;
• учить группировать предметы по общему признаку, развивать логическое мышление и наглядную память;
• развивать эмоциональную отзывчивость;
• воспитывать любовь и уважение к природе;
• учить устанавливать пищевые и экологические цепочки, формировать понимание того, что в природе все взаимосвязано;
• развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать полученные знания.
Продукты проектной деятельности : презентация книжек «Насекомые. Чем они интересны и полезны?»
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, божья коровка.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4. Дети научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Будут иметь простейшие представления о особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);находить сходства и различия; владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Структура проекта
l.Подготовительный этап.
Тему проекта подсказала весна. С приходом весны мы посвящали каждую прогулку изучению ее признаков. Каждый месяц мы узнавали что-то новое: наблюдали за таянием снега и увеличением светового дня, встречали птиц, изучали первоцветы. Приближался конец апреля, на улице заметно потеплело, появились насекомые.
Родители и дети получили задание – найти интересные факты из жизни насекомых и сделать книжку-малышку «Такие разные насекомые».
В группе началась смена развивающейся среды, во всех центрах произошло полное погружение в экологию: в центрах ИЗО и «Окружающий мир» появились обводки, открытки, раскраски, иллюстрации, энциклопедии, всевозможные художественные материалы – краски, фломастеры, мелки, пастель, пластилин; журналы для создания коллажа.
ll.Основной этап
Далее представлены наиболее интересные формы совместной поисковой работы с детьми.
Образовательная область, направление Форма работы с детьми
Познавательное развитие 1. Познавательные беседы: «Кто они, насекомые?», «Пока живут пчелки, живут люди на Земле», «Насекомые и водоемы».
2. Экскурсия в парк «Мы идем искать…» 3. Рассматривание иллюстраций из пособия «Беседы по картинам»
4. Дидактические игры «Угадай, кто это», «Кто из чего?», «Сложи картину», «Четвертый лишний».
Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование «Бабочки».
2. Лепка «Божья коровка».
3. Аппликация «Гусеница».
4. Работа в раскрасках «Бабочки, жучки и паучки»
Речевое развитие 1. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
2. Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление существительных в родительном падеже).
3. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала
бабочку.
4. Дидактическая игра «Подбери признак» : бабочка какая? -, муравей какой? -, пчела какая?
Социально-коммуникативное развитие
Беседы «Чем опасны насекомые?», «Безопасность в природе».
Чтение художественной литературы 1. К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище».
2. В. Татарников «Зажжужала тут оса».
3. П. Синявский «Штрашная иштория»
4. В. Нестеренко «Паучок».
5. Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
6. В. Митько «Я кузнечика ловил».
7. Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
8. В. Бианки «Приключения муравьишки».
Очень активную роль сыграли родители детей, им очень понравилась идея создания книжек о насекомых, и они вместе с детьми нашли много интересных фактов из жизни насекомых.
Но больше всего запомнилась ребятам экскурсия в парк. Мы были настоящими учеными. Дети, вооружившись лупами, ползали по траве, рассматривали цветущие кустарники и цветы в поисках представителей насекомых. Огромная радость была, когда были найдены жуки -солдатики, шмель, маленькая божья коровка.
lll.Заключительный этап.
На заключительном этапе прошла презентация книжек-малышек «Такие разные насекомые» и фотовыставка по результатам экскурсии «Мы идем искать…»
Дети получили колоссальный опыт и знания, которые были добыты самостоятельно экспериментальным путем.
Работа над проектом в очередной раз позволила включить семью в жизнь ребенка в детском саду. Участие же педагогов и родителей в реализации проекта пробуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает культуру и компетентность в области воспитания дошкольников.
Список литературы
1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
2. Потапова Л. М. детям о природе. Экология в играх детей 5-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия К: Академия Холдинг, 2000.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. : ВАКО, 2008.
4. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. : Новая школа, 1995.
5. Танасийчук В. Энтомология в картинках. М. : Издательство «Детская литература», 1980.
6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М. : ТЦ «Сфера», 2003.
7. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы.» М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
Экскурсия в парк «Мы идем искать…»
Цель: вызвать интерес детей и родителей к совместно поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
• обобщить представления детей о насекомых (внешний вид, значение);
• учить детей устанавливать причинно-следственные связи на примере: птицы – насекомые – цветы (пищевые цепочки);
• закреплять знания детей о цветущих растениях (каштан, яблоня, сирень, черемуха, одуванчик);
• воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: лупы, желательно по количеству детей; коврики, фотоаппарат.
Ход экскурсии
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся на поиски насекомых. Как вы думаете, где их можно найти около детского сада (ответы детей)Очень хорошо. Мы отправимся в парк на поиски насекомых, и помогут нам в этом волшебные стеклышки. Кто помнит, что это за стекла и почему они волшебные (это лупа, она все увеличивает). Зачем нам лупа (Для того, чтобы лучше рассмотреть насекомых, они же маленькие). Молодцы. В путь!
Перед вами дорожка, пойдем по ней очень аккуратно, может быть, кого-нибудь встретим? Смотрите, кто это?
Дети. Это муравьиный народ! Они спешат по своим делам.
Воспитатель. Правильно, это муравьи, которые живут под землей. Они мельче тех, что живут в лесном муравейнике. Возьмите лупы, и давайте их рассмотрим.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Запомнили, как они выглядят? Пойдемте дальше.
Посмотрите какое красивое дерево. Помните, как оно называется и на что похожи его цветы (Это каштан, цветы похожи на свечки.) А вот черемуха, посмотрите, какие у нее цветочки. На черемухе во время цветения можно увидеть разных букашек и даже маленьких божьих коровок. Давайте поищем и хорошенько запомним, кого мы найдем.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. А сейчас, ребята, возьмите коврики, можете на них лечь и в траве посмотреть на насекомых. Только ложитесь подальше друг от друга.
Дети ложатся и рассматривают в лупу обнаруженных насекомых.
Воспитатель: Все рассмотрели и запомнили? Тогда пойдемте дальше.
Помните, как называется этот куст? Мы его рассматривали в марте и апреле. (Это сирень.) Правильно, это куст сирени, и на нем распустились цветы. Понюхаем? Что напоминает вам запах сирени? (Виноград, компот и ягоды, мамины духи.) Как вы думаете, какое насекомое может привлечь запах сирени? (Пчел, они будут собирать нектар, а еще бабочек.) Все правильно. А какие еще растения привлекают пчел? (Пчелок привлекает запах цветов.) Посмотрите, что это за цветы, похожие на солнышко? (Это одуванчики.)
А сейчас я покажу вам чудо: снег идет весной. Посмотрите, что это под деревом? Это дерево – яблоня, расцветает она весной, как и другие фруктовые кустарники и деревья. А что же на ней появляется в конце лета? (Яблочки.)
Дальше идет сравнение цветов черемухи и яблони.
Воспитатель. Ветер дует, и лепестки яблони осыпаются, и поэтому в настоящем яблоневом саду вся трава покрывается лепестками, будто снежным покрывалом. Хотите, соберем лепестки и устроим снегопад?
Дети собирают лепестки и по сигналу подбрасывают их вверх.
Воспитатель. А теперь посмотрим, кто прячется в траве. (Шмель и разные жучки.)
Садитесь на коврики. Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.) Вы сегодня были настоящими учеными. Я буду задавать вам вопросы, а вы – по очереди на них отвечать.
- Каких насекомых мы видели?
- Какие из них могут летать, а какие ползать?
- Какие деревья нам встретились, какие кустарники?
- Кто и каких птиц заметил?
- Почему на цветущих растениях много бабочек, пчел и мушек?
- Для кого насекомые – это пища?
- Что будет, если насекомые исчезнут?
- Почему надо беречь и защищать природу?
Молодцы! Наши поиски увенчались успехом. Мы возвращаемся в детский сад.