Получи документы

Педагогическая консультация «Познавательное воображение дошкольников»

Алексеева Галина Николаевна
Педагогическая консультация «Познавательное воображение дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №2»

Практический семинар

Тема: «Разработка образовательного тематического содержания по фомированию познавательных действий детей дошкольного возраста».

Педконсультация «Познавательное воображение дошкольников».

Разработчик:

Алексеева Г. Н

с. Волчиха – ноябрь 2017г.

Публикация «Педагогическая консультация „Познавательное воображение дошкольников“» размещена в разделах

Педконсультация «Познавательное воображение дошкольников»

Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста включает несколько стадий:

1. Любопытство. Ребенка привлекает занимательность, яркость, необычность самого предмета.

2. Любознательность. Ребенок стремится проникнуть в суть воспринимаемого, проявляет удивление, радость познания, удовлетворенность деятельностью.

3. Познавательный интерес. Ребенок проявляет устойчивое внимание, целенаправленность, мотивацию; дошкольник стремится проникнуть в суть отношений, связей, закономерностей действительности.

4. Познавательную активность. Источник познавательной активности - познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Для реализации образовательной программы используются различные способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми в разных возрастных группах:

Младший возраст – деятельность под руководством взрослого; педагоги поддерживают детское любопытство; развивают интерес к совместному со взрослыми познанию.

Средний возраст – педагоги развивают целенаправленное восприятие и поощряют самостоятельное познание окружающих предметов.

Старший возраст – педагоги развивают интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.

Выделяют следующие методы формирования познавательной активности :

Наглядные методы: наблюдение, метод демонстрации, использование ТСО.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.

Метод демонстрации, включает различные приемы: показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин, иллюстраций

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диафильмов, кинофильмов, презентаций.

Словесные методы: объяснение, рассказ педагога, рассказ детей, чтение.

Практические и игровые методы: упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование.

Эти методы дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Дети познают окружающий мир, придумывая объяснения всему новому, что встречается в жизни с помощью воображения.

Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников.

Воображение ребенка нужно развивать с детства, и самый восприимчивый для этого период – дошкольный возраст.

Различают несколько видов воображения :

1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

2. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы».

3. Неуправляемое - это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

Работа по развитию воображения делится на два этапа.

1этап. Это младший и средний дошкольный возраст. Первое, что необходимо дать на этом этапе — это обогащение знаний об окружающем мире, представлений о тех предметах, которые им предстоит изображать. Большое внимание необходимо уделять предварительной работе с детьми: чтение специальной и

художественной литературы, беседы, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, а также, контролируют изобразительную деятельность в группе.

На I этапе дети должны овладеть главными формообразующими движениями (круг, овал, прямоугольник). У некоторых детей на этом этапе возникают трудности в изображении определенных форм, движения получаются неточными, искажается форма предмета, все это сказывается на качестве работы. В таких случаях ребенок может потерять интерес к данному виду деятельности, в этой ситуации необходим индивидуальный подход.

Особое внимание на этом этапе уделяется развитию мелкой моторики.

С детьми можно на этом этапе можно проводить пальчиковую гимнастику в виде игры «Повтори на раз два, три». Ребенок повторяет за воспитателем построенную фигуру из пальчиков (очки, бинокль, кувшин, подзорная труба, коза, зайка, забор, ножницы). Эта игра может сопровождаться словами.

Действия с мелкими предметами, раскладывание, застегивание и расстегивание пуговиц, действия с мешочками, в которые насыпаны разные виды крупы и фасоль.

В начале обучения дети часто испытывают затруднения в выполнении

многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются

постепенно, вначале пассивно, с помощью воспитателя, а по мере

усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку правильно держать карандаш, кисть и умело действовать ножницами.

2этап. Это старший дошкольный возраст. На этом этапе продолжаем

работу по накоплению и уточнению знаний об окружающем мире через

наблюдения, беседы, чтение литературы, рассматривание репродукций

картин, так же продолжают обучению технике изобразительной

деятельности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в развитии воображения имеет продуктивная деятельность детей.

Слушая сказки и рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?»Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Консультация для воспитателей «Иллюстрации, которые развивают воображение»Консультация для воспитателей «Иллюстрации, которые развивают воображение» Уважаемые коллеги! В далеком 2008 году я встретилась с книгой, которую не могу забыть до сегодняшнего дня и которую хотела бы иметь в своей.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Фотоотчёт «В кинетический песок играем — воображение развиваем»Фотоотчёт «В кинетический песок играем — воображение развиваем» Уважаемые коллеги, сегодня предлагаю вашему вниманию фотоотчёт игр с кинетическим песком. Кинетический песок это уникальный материал для.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» «Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Моя педагогическая философия. В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом «Умейте открыть перед ребенком в окружающем.

«Моя педагогическая философия». Эссе «В воспитании все должно основываться на личности педагога, потому что воспитательская сила изливается только из живого источника человеческой.

Эссе «Моя педагогическая инициатива»Эссе «Моя педагогическая инициатива» Ребенок-это маленький росток, который холим, любим и лелеем, Ребенок-это маленький цветок, я всей душой его согрею, и позабочусь я о том,.

Автор публикации:
Педагогическая консультация «Познавательное воображение дошкольников»
Опубликовано: 15 января 2022 в 17:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая консультация «Познавательное воображение дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Алексеева Галина Николаевна (УИ 1970903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД