Алексеева Галина Николаевна
Педагогическая консультация «Познавательное воображение дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Волчихинский детский сад №2»
Практический семинар
Тема: «Разработка образовательного тематического содержания по фомированию познавательных действий детей дошкольного возраста».
Педконсультация «Познавательное воображение дошкольников».
Разработчик:
Алексеева Г. Н
с. Волчиха – ноябрь 2017г.
Публикация «Педагогическая консультация „Познавательное воображение дошкольников“» размещена в разделах
Педконсультация «Познавательное воображение дошкольников»
Познавательное развитие - это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.
Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста включает несколько стадий:
1. Любопытство. Ребенка привлекает занимательность, яркость, необычность самого предмета.
2. Любознательность. Ребенок стремится проникнуть в суть воспринимаемого, проявляет удивление, радость познания, удовлетворенность деятельностью.
3. Познавательный интерес. Ребенок проявляет устойчивое внимание, целенаправленность, мотивацию; дошкольник стремится проникнуть в суть отношений, связей, закономерностей действительности.
4. Познавательную активность. Источник познавательной активности - познавательная потребность, и процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Для реализации образовательной программы используются различные способы и приемы взаимодействия взрослого с детьми в разных возрастных группах:
Младший возраст – деятельность под руководством взрослого; педагоги поддерживают детское любопытство; развивают интерес к совместному со взрослыми познанию.
Средний возраст – педагоги развивают целенаправленное восприятие и поощряют самостоятельное познание окружающих предметов.
Старший возраст – педагоги развивают интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира.
Выделяют следующие методы формирования познавательной активности :
Наглядные методы: наблюдение, метод демонстрации, использование ТСО.
Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.
Метод демонстрации, включает различные приемы: показ предметов, образца, способа действий, демонстрация картин, иллюстраций
Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диафильмов, кинофильмов, презентаций.
Словесные методы: объяснение, рассказ педагога, рассказ детей, чтение.
Практические и игровые методы: упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование.
Эти методы дают возможность ребенку самому найти решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Дети познают окружающий мир, придумывая объяснения всему новому, что встречается в жизни с помощью воображения.
Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями и памятью, поэтому его развитие имеет большое значение для общего развития дошкольников.
Воображение ребенка нужно развивать с детства, и самый восприимчивый для этого период – дошкольный возраст.
Различают несколько видов воображения :
1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют «из головы».
3. Неуправляемое - это то, что называют «буйной фантазией», несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Работа по развитию воображения делится на два этапа.
1этап. Это младший и средний дошкольный возраст. Первое, что необходимо дать на этом этапе — это обогащение знаний об окружающем мире, представлений о тех предметах, которые им предстоит изображать. Большое внимание необходимо уделять предварительной работе с детьми: чтение специальной и
художественной литературы, беседы, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, а также, контролируют изобразительную деятельность в группе.
На I этапе дети должны овладеть главными формообразующими движениями (круг, овал, прямоугольник). У некоторых детей на этом этапе возникают трудности в изображении определенных форм, движения получаются неточными, искажается форма предмета, все это сказывается на качестве работы. В таких случаях ребенок может потерять интерес к данному виду деятельности, в этой ситуации необходим индивидуальный подход.
Особое внимание на этом этапе уделяется развитию мелкой моторики.
С детьми можно на этом этапе можно проводить пальчиковую гимнастику в виде игры «Повтори на раз два, три». Ребенок повторяет за воспитателем построенную фигуру из пальчиков (очки, бинокль, кувшин, подзорная труба, коза, зайка, забор, ножницы). Эта игра может сопровождаться словами.
Действия с мелкими предметами, раскладывание, застегивание и расстегивание пуговиц, действия с мешочками, в которые насыпаны разные виды крупы и фасоль.
В начале обучения дети часто испытывают затруднения в выполнении
многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются
постепенно, вначале пассивно, с помощью воспитателя, а по мере
усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению. Хорошо развитая мелкая моторика позволяет ребенку правильно держать карандаш, кисть и умело действовать ножницами.
2этап. Это старший дошкольный возраст. На этом этапе продолжаем
работу по накоплению и уточнению знаний об окружающем мире через
наблюдения, беседы, чтение литературы, рассматривание репродукций
картин, так же продолжают обучению технике изобразительной
деятельности.
Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое в своих рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.
Важную роль в развитии воображения имеет продуктивная деятельность детей.
Слушая сказки и рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.
От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом.