Оксана Пришвина
Педагогическое взаимодействие с родителями детей раннего возраста
Во ФГОС ДО определен принцип партнерского взаимодействия с родителями.
Он ориентирует родителей на участие в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития дошкольника, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.
Основная цель взаимодействия детского сада и семьи – создание единого образовательного пространства «ДОУ и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Публикация «Педагогическое взаимодействие с родителями детей раннего возраста» размещена в разделах
Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка всю работу в ДОУ строим так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребенка, положительных результатов, в воспитании которого, можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинаю уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника. Знакомлюсь с родителями малышей, в ходе которого провожу беседы и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания и т. д.
С родителями каждого ребенка беседу веду индивидуально, даю рекомендации по улучшению адаптации его к условиям детского сада. Этого можно достичь только при установившемся контакте родителей и воспитателей ДОУ.
Правильно организованная работа по взаимодействию педагога и родителей носит обучающий характер, что помогает родителям получить педагогические знания и умения. Родители посещают родительские собрания, консультации, пользуются методическим иллюстрированным материалом и т. д. Следствием такого педагогического взаимодействия становится активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.
В дальнейшем в своей деятельности мы также используем такие способы взаимодействия с семьями воспитанников, как: выставки и конкурсы, праздники, беседы, включение родителей в проектную деятельность, тематические недели, фотоотчёты, папки-передвижки. Остановимся на более интересных для нас формах взаимодействия.
Конкурсы и выставки воспитывают интерес к окружающему миру, развивают креативные способности, а также:
- укрепляют связь дошкольного учреждения с семьей;
- побуждают родителей к совместной деятельности с детьми и объединяют их в творческую команду;
- стимулируют детей к применению полученных умений и навыков в продуктивной деятельности;
- создают приподнятую эмоциональную атмосферу в преддверии праздников.
Поводом для проведения семейных выставок может быть любой: смена времен года, календарные праздники, увлечения и многое другое.
Родители гордятся тем, что смогли своими руками подарить радость себе, своему ребенку и, конечно, окружающим.
Все конкурсы и выставки у нас проходят через приказы. И в итоге и семьи воспитанников награждаются дипломами, грамотами, а воспитатели пополняют свои портфолио.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Мы стали привлекать родителей к взаимодействию через проектную деятельность.
Например, у нас проходил проект «Покормите птиц зимой».
На первом этапе (подготовительный) обсудили цели и задачи проекта с воспитателями, детьми, родителями.
Основной этап включал в себя рассматривание иллюстраций, наблюдение за птицами на участке, наблюдение за птичьими следами, продуктивную деятельность (аппликация, лепка, рисование, изготовление кормушек вместе с родителями, подкормка птиц во время прогулки и с родителями.
Продукт проектной деятельности:
Рисунки и поделки детей; кормушки; картотека стихов, загадок.
Мы с коллегами воспитателями считаем, что проектный метод позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта.
Проектная деятельность развивает у воспитанников, родителей и педагогов инициативность, умение планировать свою деятельность и общаться друг с другом, а главное, способствует укреплению отношений между ребенком, родителями и детским садом.
Мы пришли к выводу, что метод проектной деятельности во взаимодействии с родителями является эффективным.
Родительское собрание
Главной целью родительских собраний является взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с родителями.
Консультации для родителей проводимые в ДОУ являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.
Анкетирование – это быстрый и удобный способ получить понятные ответы на важные однотипные вопросы. Для того, чтобы общение с каждой семьёй не затягивалось надолго, применяю метод анкетирования.
Темы для анкет зависят от распоряжений администрации детского учреждения, потребности воспитателей и психологов в информации, учебных программ ДОУ.
Здесь представлена также очень полюбившаяся мне и родителям форма взаимодействия с родителями Фотоотчёт. Родители с умилением, восторгом, нежностью смотрят на фотографии своих детей, где запечатлены моменты их жизни в детском саду: режимные моменты, праздники, развлечения, игры.
Эти фотоотчёты представляю в виде фотографий, выставленных в уголке для родителей, либо показанной презентации.
Папка-передвижка – удобный практичный информационный стенд для детей, родителей и воспитателей. Его двухсторонние образцы содержат информацию об одновременно двух актуальных темах. Количество секций зависит от объёмов сообщения. Достоинства конструкции: мобильность; лёгкость изготовления; прочность; эстетичность. На страницах папок-передвижек я размещаю правила поведения, советы педиатров, вопросы безопасности детей, методические рекомендации, сведения о сезонных изменениях в природе и праздничных датах.
Папки-передвижки – эффективный способ донесения актуальной информации о воспитании и развитии детей, который активно применяется.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ