Надежда Ермилова
Педагогический учет модальностей обучения на этапе подготовки детей к школе.
▼ Скачать + Заказать документы
Идея прямого педагогического воздействия на развитие детей дошкольного возраста доказала свою несостоятельность: если вы считаете, что, читая ребенку, вы учите его слушать и говорить, то следует понять, что такой подход годится только для аудиального типа детей, но недостаточен для их всестороннего развития, так как не учит зрительному восприятию и не способствует формированию двигательной активности. Правильным подходом будет такой, при котором показывают и обсуждают иллюстрации, разыгрывают литературное произведение по ролям вместе с ребенком, в том числе и пантомимически, смотрят поставленный по изученному литературному источнику видеофильм и проводят ролевые игры, рисуют персонажей, вырезают их и разыгрывают события в плоскостном театре и т. д. Важно также, чтобы дети чувствовали присутствие взрослого и других детей во время чтения : чтобы они могли обнять его, прижаться к нему, чтобы читающий модулировал интонации, давал детям возможность вскочить, побегать, например, изображая какой-то эпизод повествования, а потом потребовал бы сосредоточиться на продолжении чтения. Такая разноплановая работа будет адресована каждому типу персонально и дойдет до внимания, памяти, воображения любого воспитанника.
Публикация «Педагогический учет модальностей обучения на этапе подготовки детей к школе,» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Модный показ, дефиле. Конкурсы костюмов, нарядов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Как правило, следует отказаться от всех типов дисциплинарных замечаний, которые являются всего лишь констатацией врожденных склонностей ребенка. Понятно, что плохой педагог говорит ребенку визуального типа, что он редко, мало и коротко отвечает на вопросы, ребенку аудиального типа - что он подсказывает, шумит и болтает, когда к нему не обращаются, ребенку кинестетического типа- что он не может сидеть спокойно, машет руками и болтает ногами, вместо того чтобы сосредоточиться и слушать. Избегая этих стереотипных бессмысленных замечаний, следует предоставить ребенку совершить действие, соответствующее его когнитивному стилю, и тогда он будет благодарен за то, что внутреннее намерение его было угадано, и легче вернется к учебной рутине, навязываемой ему взрослым. Иными словами, кинестетик, находящийся в движении, сосредоточен лучше, чем в состоянии неподвижности. Разглядывающий иллюстрации визуал внимательнее визуала, которому запрещено раскрыть книгу. Аудиал, напевающий мелодию, воспринимает больше, чем молчащий. Сочетание разных типов познавательной активности позволяет восполнить недостатки восприятия. Учебную модальность ребенка нельзя ломать, но можно расширять и трансформировать.
Наиболее эффективной педагогической техникой, приносящей пользу всем воспитанникам когнитивных стилей, считают ученые, будет предоставление разнообразных игрушек и видов деятельности, одновременно воздействующих на разные органы чувств ребенка – синестетически. Например, если мы везем ребенка на тележке, рассказываем ему о том, что он видит, поем песню, даем возможность, остановившись, подойти поближе, рассмотреть предмет, а потом и изобразить его в разных техниках,- впечатления приобретаются в комплексе. Уже с младенческого возраста полезно чередовать свет и темноту, движения и покой, рассказ и тишину, ощупывание вещи и воображаемую игру с ней. Разнообразно окрашенные предметы, коллекции звуков, вкусов, запахов, тактильных и двигательных переживаний позволят стимулировать внимание, память и воображение воспитанника.
Многочисленные наблюдения психологов показывают, что наиболее правильным будет такой подход, при котором в процессе воспитания и образования ребенок научится, опираясь на свои сильные способности, компенсировать слабые или отсутствующие. Задачей дошкольного периода детства является всестороннее, максимально сбалансированное развитие личности, формирование умения учиться, в то время как в более старшем возрасте ребенок должен будет сосредоточить свои усилия на том, что у него получается лучше всего.
Ребенку когнитивного стиля самое большое удовольствие доставят игры, основанные на любимых видах деятельности, при этом необходимо уделять внимание таким способам познания окружающего мира, которые необходимы для изучения в школе.
Используемая литература:
1. Л. А. Парамонова, Е. Ю. Протасова Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность.
2. Н. В. Бабкина Оценка психологической готовности детей к школе
3. Л. М. Шипицина Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста
4. О. В. Хухлаева Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения сказки
5. В. С. Мухина Детская психология