Ольга Мамонтова
Педагогический совет «Природа — главное средство экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет : «Природа – главное средство экологического воспитания»
Форма проведения
«Посиделки в зеленой гостиной»
Автор: Мамонтова О. П. - методист СП ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»
Цель: Создание обстановки психологического комфорта, нацеливание на практические действия в добром, позитивном общении.
Задачи:
Публикация «Педагогический совет „Природа — главное средство экологического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
1. Вызвать у педагогов осознание необходимости пополнять свои знания в области экологического воспитания и применять их в практической деятельности.
2. Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно – образовательной работы с детьми;
3. Создать в коллективе обстановку творческого поиска.
План проведения:
1. Выполнение решений прошлого педсовета.
2. Мозговой штурм. Игра «Ромашка»
3. Сообщение из опыта работы:
• «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» через организацию детского экспериментирования.
4. Практическая часть
• Презентация дидактических игр и пособий по экологическому воспитанию;
• Детских исследовательских проектов.
5. Принятие решения.
Экология как наука появилась еще в конце девятнадцатого века, однако долгое время она оставалась чисто биологической, которая интересовала лишь ученых. В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Сегодня мы собрались на необычном педсовете «Посиделки в зеленой гостиной», на котором обсудим вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Ни одни посиделки не обходятся без гадания, вот и сегодня мы погадаем. Но наша ромашка необычная – лепестки имеют своё название. Мы будем их отрывать и отвечать на вопросы. (Отрывается первый лепесток)
Это лепесток «Познай-ка». На нем вопросы, на которые вы, уважаемые коллеги, попытаетесь ответить.
1. “Есть у природы сердца безотказные, мудрые руки ее мастеров”. Что означают эти слова?
2. Что такое “экологическая, цепочка”? Взаимосвязь между всем существующим на планете, в том числе и человеком.
3. Как вы объясните понятие “равновесие в мире природы”? Если много стало травоядных, обязательно увеличивается и поголовье хищников. Почему? Чтобы не съели всю траву.
4. Какой вред приносит мусор природе? Он отнимает у растений и животных место для жизни, нарушает красоту природы, способствует получению травмы. Стекло может от солнечных лучей поджечь лес, бумага исчезает бесследно только через 10 лет, целлофановый пакет - через 250 лет, металлические банки гниют 100 лет, а стекло лежит 1000 лет.
Отрываем следующий лепесток. Он называется «Читай-ка». Этот лепесток позволит проверить ваши знания в области литературы.
1. Перечислите писателей и поэтов, воспевавших русскую природу, с которыми знакомят детей в детском саду? А. С. Пушкин, В. Бианки, М. Пришвин, Э. Сетон-Томпсон, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.
На основе художественных произведений формируется любовь к природе
2. Назовите художников – пейзажистов?
3. Назовите пословицы и поговорки о природе.
4. Вспомните и назовите народные приметы.
А этот лепесток называется «Обучай-ка». Предлагаю вспомнить свои знания и поделиться ими с коллегами.
1. Назовите формы работы с детьми по развитию экологических знаний
1. Организованные:
– экскурсии (в лес, парк, луг, водоем и т. д,
– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные,
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др. ,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,
– работа с моделями,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд,
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).
2. Ваша любимая форма работы с детьми по экологическому воспитанию. Почему?
3. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию.
Лепесток «Решай-ка». Этот лепесток предлагает вам решить несколько педагогических ситуаций.
1. На лесной поляне играют четверо детей от 5до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжём ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем вам поджигать бабочке крылышки?» Мальчик помолчал и ответил: «Просто так…»
Вопрос: Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы, на ваш взгляд, методы и приёмы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой их поливали. Но мать была занята собственными мыслями.
-Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
-Это ещё что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку.
-Мама, зачем ты сломала ветку?
Мама зло бросила:
-Кому нужны твои хлопоты. Без тебя хватит охранников природы!
Вопрос: Какие последствия в душе ребенка оставит поступок матери?
Лепесток «Рассуждай-ка».
1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)
2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)
3. У кого уши на ногах? (у кузнечика)
4. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)
5. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)
6. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)
Остался последний лепесток, который называется «Отвечай-ка» Вопросы этого лепестка висят на дереве мудрости. Кто смелый, возьмите по одному вопросу!
1. Что означает термин “Экология”.
Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
2 .Проблемы экологии в мире, стране?
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране.
3. Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.
4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
5. Определите задачи экологического воспитания.
– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей.
6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
Аукцион игр, пособий, проектов.
Я продаю, вы покупаете,
Что купили применяете.
Покупайте, не стесняйтесь,
А купив – не удивляйтесь.
7. Сообщения из опыта работы
8. Подведение итогов.
Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы.
Мы много говорили об экологии и экологическом воспитании. Хочется, чтобы наши посиделки остались в вашей душе надолго, а знания, которые вы сегодня вспомнили или приобрели, помогли вам в работе с детьми.
Ведь спасая родную природу, ты душу свою спасаешь,
в сердцах благодарных потомков бессмертие обретаешь.
9. Проект решения педагогического совета, его обсуждение, дополнение.