Татьяна Ляпустина
Педагогический совет «Организация сопровождения детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявление уровня знаний и сформированности профессиональных трудовых действий педагогов для решения задач профессиональной деятельности в области организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир особого ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт. Мир особого ребёнка иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему не говорит? Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
Публикация «Педагогический совет „Организация сопровождения детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения.
Инклюзивное образование - процесс создания оптимального образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.
Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».
На заседании педагогического совета мы постараемся рассмотреть такие вопросы, как:
Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?
Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях?
Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Понятие и классификация:
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-
инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Как отличить детей с ОВЗ и детей инвалидов?
ОВЗ – заключение ПМПК
Инвалиды - ИПРА (могут быть и дети с ОВЗ) Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида
К детям с ОВЗ относятся дети:
1. с нарушением слуха - не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие (может выявить педагог);
2. с нарушениями зрения - незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием (может выявить педагог);
3. дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и алалия или дети «молчуны»;
4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
5. дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения (диагноз ставит невропатолог);
6. с нарушениями интеллекта - умственно отсталые дети (диагноз ставит невролог, психиатр);
7. с нарушением эмоционально-волевой сферы (таких детей выявляет психолог и невропатолог);
8. дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
9 дети-инвалиды
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность.
В детском саду:
• 10 групп общеразвивающей направленности
• 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью легкой степени)
• 1 ребенок - инвалид
• 5 человек – с ОВЗ
Управление системой сопровождения детей с ОВЗ в условиях ДОУ - учитель – логопед Купрацевич Е. В.
Цель психолого-педагогического сопровождения : создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения :
•выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
•осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-
педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-
медико-педагогической комиссии);
•возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их
интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
•первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка,
выявление образовательного запроса;
•заключение договора между ДОУ и родителями (законными
представителями);
•разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК
консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ;
•составление сетки занятий и перспективного плана для детей, обучающихся
по коррекционной программе;
•создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его
пребывания в ДОУ;
•реализация индивидуальной программы или маршрута;
•проведение промежуточной диагностики и анализ;
•консультирование родителей.
Информация для родителей:
•о предельно-допустимой норме учебной нагрузки;
•об основных образовательных программах;
•о дополнительных коррекционно-развивающих программах;
•о содержании психолого-педагогической коррекции;
•о возможности и правилах изменений в образовательный маршрут.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
•беседа с родителями;
•изучение медицинской карты ребенка;
•обследование физического развития;
• обследование психического развития: характеристика детских видов
деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог :
•организует взаимодействие педагогов;
•разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития
ребенка;
•проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с
детьми;
•организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в
группу риска;
•повышает уровень психологической компетентности педагогов детского
сада;
•проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
•диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
•составляет индивидуальные планы развития;
•проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого
дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в
самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических
процессов);
•консультирует педагогических работников и родителей о применении
логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Музыкальный руководитель:
•осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
•учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при
подборе материала для занятий;
•использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
•осуществляет укрепление здоровья детей;
•совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
•проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка,
конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
•воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую
моторику;
•организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом
рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-
логопеда);
•применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный
микроклимат в группе;
•консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических
навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
•проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
•осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством
регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
1 Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2 Каждый человек способен чувствовать и думать.
3 Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4 Все люди нуждаются друг в друге.
5 Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6 Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7 Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут
делать, чем в том, что не могут.
8 Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В детском саду три адаптированные программы:
- адаптированная Основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития
- адаптированная основная Образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи.
- адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Индивидуальный образовательный маршрут составляют все специалисты детского сада. Бланки находятся в конце программы, образец ИОМ педагога – психолога вы видите на столе.
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе) .
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Организация индивидуальных занятий с детьми ОВЗ (просмотр видеозаписи). Учитель – дефектолог Лаптева С. С.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приё мы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д., помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.
Технология организации сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО на примере дидактических пособий «Развивающие игры В. В. Воскобовича» воспитатель Чарикова Н. П.
Взаимодействие ПМПК с семьями детей с ОВЗ.
И в заключении хочется сказать, что инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. Инклюзивное образование само по себе организовать невозможно, оно связано с изменениями на ценностном, нравственном уровне. Проблемы его организации в современном образовательном учреждении связаны в первую очередь с тем, что образовательное учреждение как социальный институт ориентировано на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы. Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов и уровня их профессиональных компетентностей. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, выразите, одним словом свое отношение к данной теме?
Решения:
1. Рекомендовать к использованию в образовательном процессе для детей с ОВЗ дидактические пособия «Развивающие игры В. В. Воскобовича» (развивающую игровую технологию)
2. Развивать методическую базу, материально-технические средства и условия для сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ в условиях ФГОС ДО
3. Скорректировать содержание коррекционной работы Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад № 25
4. Подготовить и провести практический семинар с представлением презентаций работы педагогов по организации работы с детьми с ОВЗ (форм работы, технологий, развивающей предметно-пространственной среды).
5. Подготовить и разместить информационные материалы по теме педсовета на сайте учреждения в рубрике «Методическая копилка».