Наталия Юданова
Педагогический совет: «Методы эффективного общения с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения.
1. Выступление старшего воспитателя Юдановой Н. А. : «аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»
2. Проведение практикума по теме педагогического совета.
3. Выступление педагога – психолога Шмыгля С. В. : «Психологический аспект общения педагогов с детьми, принципы общения с ребенком»
4. Принятие решения педагогического совета.
Публикация «Педагогический совет: „Методы эффективного общения с детьми“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ход педагогического совета.
1. Выступление старшего воспитателя Юдановой Н. А. : «аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»
2. Проведение практикума по теме педагогического совета.
Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Методы эффективного общения с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.
Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что «Мы можем стать умнее тремя путями:
-путем опыта- это самый горький путь,
-путем подражания – это самый легкий путь,
-путем размышления – это самый благородный путь».
Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.
Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с ними. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.
Нашу работу мы начнем со знакомства. Я прошу вас назвать свое имя и ответить на вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самым важным в общении с детьми?».
Игра «Разрезные картинки». Цель: активизировать участников, объединить их в группы по 4 человека.
У вас - часть разрезанной картинки. Ваша задача – найти как можно быстрее участников, у которых продолжение вашей картинки.
Игра «Паровозики»
Инструкция: «Паровозики» ездят по 4 человека, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего глаза закрыты- это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой. Задача паровоза- проехать без аварий. По сигналу «стоп» движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему участнику.
Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали во время этой игры? Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили? Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?
Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция- вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.
А сейчас рассмотрим модели общения педагога с детьми.
Я предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой представлены характеристики разных стилей общения педагогов с детьми. Какие стили общения вам известны?
Участникам выдается таблица 1.
Вопрос к участникам:
Каждая группа отвечает на вопрос: «Какие качества формируются у детей в процессе данного педагогического подхода? Как можно назвать этот стиль общения?».
Вывод :
Авторитарный стиль говорит о твердой воле педагога, но не несет ребенку любви и уверенности в хорошем отношении педагога к нему. Дети фиксируют свое внимание на негативных проявлениях авторитарного педагога и начинают бояться его. У детей появляется сначала страх перед конкретным воспитателем, а потом и перед взрослыми вообще, т. н. «дидактогенный невроз», по некоторым данным, составляет 30% от всех детских неврозов. Кроме того, у детей складывается впечатление, что недовольство педагога направлено не на их поведение в конкретной ситуации, а непосредственно на них самих. Авторитарный стиль управляет дисциплиной, но искажает развитие личности ребенка.
Либеральный стиль мешает педагогу квалифицированно организовать воспитательный процесс. Он хотя и не перегружает ребенка эмоционально, но и не дает ему позитивных условий для развития личности.
Демократический стиль вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, объединяет детей. Демократический стиль предполагает общение с ребенком на равных. Конечно, ребенок не равен взрослому в опыте и знаниях. Общение взрослого на равных означает признание взрослым чувства собственного достоинства ребенка, уважение его как личности. Этот стиль требует большого профессионального мастерства, но является единственно приемлемым для воспитания позитивных качеств личности ребенка.
Таблица 1. Модели взаимодействия педагогов с детьми
1 2 3
Цель Вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками.
Акцент на организационно-деловую, обучающую и дисциплинирующую сторону педагогического процесса и его результативность. Учитывать желания детей.
Педагог легко подчиняется противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, развитие индивидуальности. Акцент на воспитание у детей определенных нравственных качеств и черт характера.
Лозунг Делай, как Я Делай, как хочешь Сделаем ВМЕСТЕ
Способы взаимодействия Наставления, разъяснения, запрет, требование, нотация. Уход за ребенком, наблюдение. Принятие, понимание, поддержка.
Тактика Диктат, опека, жесткая дисциплина. Высокая степень контроля. Опора на интеллектуальные возможности детей. Максимум свободы, минимум контроля Сотрудничество, совет, просьба, побуждение к действию, предложение, «опосредованное» требование. Опора на положительное в личности ребенка.
Роль Педагог- начальник
Взаимодействие строится «от педагога» Педагог-миротворец
Взаимодействие строится с учетом интересов детей и их взаимоотношений Педагог-партнер
Взаимодействие строится «от ребенка»
Организация Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети - только исполнители. Организацию и контроль деятельности воспитанников осуществляет без системы, проявляя нерешительность и колебания. Непоследователен в предъявлении требований к детям. Разъясняет вводимые правила поведения, оценки. Учит управлять своим поведением, принимать решения. Предоставляет возможность проявить самостоятельность, поощряет ответственность детей
Позиция по отношению к ребенку НАД ребенком (давление) РЯДОМ, но НЕ ВМЕСТЕ (приспособление) ВМЕСТЕ с ребенком
(равноправные отношения)
Отношение к своим ошибкам Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Попытается «спустить дело на тормозах», замаскировать допущенные им ошибки. Не боится признавать свои ошибки, не придает этому особого значения. Умеет признавать свои ошибки, несмотря на то, что это трудно.
Отношение к детям Сухость в обращении с детьми. Слабый интерес к ребенку как к личности. Избирательно относятся к детям. Есть «любимчики», гордость группы и «неспособные», «серая масса» Открыт для общения с детьми, предоставляет им много свободы. Доброжелательное и ровное отношение ко всем воспитанникам
Оценка детей Низко оценивает возможности и способности детей. В его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Поддержку получают послушные, умные дети. Ситуативен и непоследователен в оценочных высказываниях в адрес детей. Переоценивает их возможности. Оценка объективная, «поддерживающая», стимулирующая дальнейшее развитие. Эмоциональная поддержка всегда, как бы ни поступили дети
Ожидания Беспрекословное послушание и повиновение. Желания детей для него мало значат. Находится во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда ему удается. В связи с этим часто непоследователен в принимаемых решениях и действиях, недостаточно решителен. Ждет эмоционального отклика, общения, проявления индивидуальности. Учитывает желания и интересы детей, особенности их взаимоотношений.
Детские впечатления влияют на взрослого человека и движут его поведением. Стиль взаимодействия со взрослым непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения.
Мне бы хотелось выделить главные принципы общения с ребенком – ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ И ПОДДЕРЖАТЬ.
3. И с содержанием этих принципов на познакомит Шмыгля Светлана Викторовна.
Психологами доказано, что потребность в признании, внимании - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение- необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда ребенок понимает, что вы уважаете его, цените, что он вам интересен. Если вы сообщаете ему это в приветливых взглядах, в выражении заинтересованности, в доброжелательной интонации.
Ребенку подобные знаки принятия нужны как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же ребенок не получает знаков внимания ни дома, ни в детском саду, то у него появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, различные заболевания.
ПРИНЯТИЕ- безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, признание его уникальности независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет. Безусловно принимать ребенка - значит ценить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
Вопрос к участникам: «Как ребенок узнаёт о том, принимаем мы его или нет?»
Правильно, он ориентируется на наши интонацию, взгляды, мимику, слова, реакцию на его поступки. Ведущий каждому из участников предлагает вспомнить, что входит в «язык принятия», чем характеризуется «язык непринятия».
«Язык непринятия» вывешивается на «грозовую тучку», «язык принятия» - на «солнечное облачко».
Таблица 2
Язык принятия Язык непринятия
Контакт глаз, приветливый взгляд Игнорирование, строгий взгляд
Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Негативные телесные контакты (отталкивание, одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы
Доброжелательные, приветливые интонации Негативные, грубые, «нравоучительные» интонации, окрик
Приглашение к совместной деятельности, выражение заинтересованности Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие
Улыбка «Жесткая» мимика, равнодушное выражение лица
Одобрение, похвала, комплимент Негативные оценки, подчеркивание неудачи,
Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Позиция «над» ребенком
Поддержка в трудной ситуации Критика, подчеркивание неудач, высмеивание
Оценка поступка («Мне жаль что ты не захотел поделиться игрушками») Негативная оценка личности («Ты очень жадный мальчик»)
«Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»)
Сравнение ребенка с самим собой, положительные оценки Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки
Ласковые слова Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания.
Просьба, Команды, приказы
Обращение по имени, использование ласковых форм имени Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ»
Опора на сильные стороны ребенка Подчеркивание «промахов» ребенка
Иногда взрослые говорят: «Как я могу принимать этого ребенка таким, какой он есть, если он дерется, хулиганит, не слушается? Сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения». Естественно, чем послушнее дети, тем легче их любить. Любое неадекватное поведение ребенка – это защита от нелюбви. Энергетика ребенка слаба, она требует подпитки в виде внимания, признания, и, если этого не хватает, он «добирает» внимание к себе другими способами.
Следующий принцип - ПОНИМАНИЕ
Если представить процесс формирования личности ребенка в виде строящегося дома, то его фундаментом будет уважение взрослого, основанное на понимании.
У ребенка в силу его возраста ограниченный запас средств выражения своих чувств, мыслей, желаний. Поэтому очень важно уметь понимать ребенка, не только слышать то, что он говорит, но и чувствовать его состояние.
В ПОДДЕРЖКЕ ребенок нуждается постоянно, даже когда у него все получается.
Поддержка – это процесс, в котором:
- взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки,
- помогает ребенку поверить в себя и свои способности,
- помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неудачах.
Чтобы показать веру в ребенка, взрослому нужно:
- забыть о прошлых неудачах ребенка,
- помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,
- позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него и в достижение успеха,
- помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Я предлагаю потренироваться в понимании чувств ребенка.
Участникам предлагается ролевая игра: «Говорим на «языке чувств»»
Ребенок говорит Ребенок чувствует Вы отвечаете
Я не умею… Чувство затруднения, неуверенность в своих силах
Просьба о помощи Ты боишься, что у тебя не получится. Давай, я тебе помогу. Я уверена, вместе мы обязательно справимся.
Вася меня толкну-у-л (плачет).
Смотрите, какой я построил гараж!
Никто не хочет со мной играть.
Врач – плохой! (ребенку сделали укол).
Я не буду перед ним извиняться, он первый меня стукнул!
Вы – плохие, я все про вас маме расскажу!
Наташка- жадина, не буду с ней играть! (не поделили игрушки).
Я не буду убирать игрушки,
я ими не играла!
Методы эффективного общения с ребенком
1. «Язык принятия»
2. Метод отражения чувств ребенка- проговаривание чувства, которое испытывает ребенок
«Мне кажется, ты обижен», «Вероятно, ты чувствуешь себя расстроенным», «Ты боишься, что у тебя не получится», «Ты злишься на меня. Наверное, я тебя чем-то обидела».
Эффект метода : мы помогаем ребенку осознать свое эмоциональное состояние и рассказать о нем. Дети будут меньше боятся негативных чувств. Они видят, что взрослые их понимают.
3. Метод выражения своих чувств в необидной для ребенка форме.
Полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. Делиться с ребенком своими чувствами, значит доверять ему.
Здесь следует придерживаться следующего правила:
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.
«Меня это очень огорчает»,
«Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же»,
«Я рада, что у тебя так хорошо получилось».
Этот метод дает возможность детям ближе узнать нас, взрослых. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддержать, во что бы то ни стало. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
И тогда они начинают учитывать наши желания и переживания.
4. Метод «смещения негативной оценки»
-на самого себя
Сравните: «Опять ты все перепачкал!» // «Мне обидно, когда не уважают мой труд. Вымой, пожалуйста, руки».
«Не умеешь вести себя как все нормальные дети!» // «Мне неприятно такое поведение».
«Опять подрались. Будете оба наказаны» // «Мне грустно видеть, когда вы ссоритесь», «Я удивлена, что вы не смогли договориться. Я уверена, что вы сможете найти общий язык, если постараетесь».
«Да сколько же можно повторять!» // «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
-на третье лицо
Сравните: «Не смей трогать чужие вещи!» // «Маше не нравится, когда ее вещи берут без спроса. Если ты хочешь поиграть ее куклой, нужно спросить разрешения».
«Ты достал всех сегодня на физкультуре!» // «Ребята могут на тебя обидеться».
- на объективные последствия нежелательных слов, действий, поступков
Сравните: «Сколько раз можно напоминать про грязные кисточки!» // «Если не вымыть кисточки сразу, потом это сделать будет гораздо труднее».
«Вечно разбросаешь все игрушки, а убирать их потом не хочешь!» // «Об игрушки на полу можно споткнуться».
5. Метод «временного языка»
Сравните: «Постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует!») // «Временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось. Я верю, что завтра ты постараешься, и у тебя все получится»)
6. Метод проецирования положительных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны ребенка, педагог в определенной ситуации озвучивает их.
Напоминание: «Ты же умная, терпеливая, способная девочка».
Выражение удивления, сопоставления достоинств ребенка с его негативным поведением : «Неужели это говорит Миша? Ну, Миша, не ожидала от тебя такого».
7. Прием смены ролей - моделирование ситуации, в которой «нарушитель порядка» оказался на месте другого человека. «Представь себе, что ты оказался на месте Миши, которого ты обидел», «А тебе самому было бы приятно слышать слова, которые ты сказал Тане?».
8. Метод оценки действия. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. (“Ребенок хорош, плох его поступок”).
Сравните: «Ты злой и невоспитанный мальчик» // «Я очень недовольна тем, что ты ударил девочку».
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были, раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие его.
Рефлексия:
Игра «Ромашка».
Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»
4. Принятие решения педагогического совета.
1. Продолжать углубленную работу по развитию речи дошкольников, с учётом данных рекомендаций.
2. Использовать в своей деятельности с детьми методы эффективного общения с детьми.
3. Утвердить положение «Мониторинг в ДОУ».
Заключение. Подведение итогов работы.
Закончить нашу встречу я хочу релаксационным упражнением. Мы очень активно потрудились, давайте теперь отдохнем, чтобы с новыми силами идти к детям. Сядьте удобно. Закройте глаза, дыхание становится медленным и ровным. Отбросьте все мысли, слушайте только мои слова:
«Ребенок, которого я воспитываю – человек. Не будущий, а сегодняшний, настоящий. Поэтому он другой, как и все люди. Он также призван к жизни, как и я. Это нас объединяет.
Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я принимаю ребенка, понимаю, терплю, прощаю.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю ребенку учить меня.
Ребенок, которого я воспитываю, верит мне. Поэтому я охраняю его детство.
Я не применяю силу к нему, потому что я его уважаю. За это я уважаю себя и ему благодарна».
Я желаю вам успехов в нелегком деле воспитания. Наш педсовет подошел к концу.
Использованная литература:
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : МАСС-МЕДИА, 1995.
Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб. : ООО Издательство "Речь", 2000.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб. : ООО Издательство "Речь", 2000.
ПРОТОКОЛ
Педагогического совета педагогов МБДОУ – д/с «Вишенка» по теме:
«Методы эффективного общения педагогов с детьми»
04. 04. 2013 г. №3 г. Семикаракорск
Председатель: Юданова Наталия Александровна.
Секретарь: Молоканова Любовь Анатольевна
Присутствовали: 13 человек.
Приглашё нные: -
ПОВЕСТКА ДНЯ.
1. Выступление старшего воспитателя Юдановой Н. А. : «аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»
2. Проведение практикума по теме педагогического совета.
3. Выступление педагога – психолога Шмыгля С. В. : «Психологический аспект общения педагогов с детьми, принципы личностно-ориентированного общения с ребенком»
4. Принятие решения педагогического совета.
1. СЛУШАЛИ:
Старшего воспитателя Юданову Н. А. : «Аналитическая справка по проведению тематического контроля «Развитие речи детей в ДОУ в различных видах непосредственно образовательной деятельности»»
Наталия Александровна подвела итог тематического контроля и дала рекомендации по каждой форме проверки.
2. Провели практикум по теме педагогического совета.
Рассмотрели конкретные методы эффективного общения с детьми. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.
ВЫСТУПИЛИ:
Выступление педагога – психолога Шмыгля С. В. : «Психологический аспект общения педагогов с детьми, принципы общения с ребенком»
РЕШИЛИ:
1. Продолжать углубленную работу по развитию речи дошкольников, с учётом данных рекомендаций.
2. Использовать в своей деятельности с детьми методы эффективного общения с детьми.
3. Утвердить положение «Мониторинг в ДОУ».
Председатель___ Юданова Н. А.
Секретарь___ Молоканова Л. А.