МААМ-картинки

Педагогический совет

Надежда Шестаченко
Педагогический совет
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Работа воспитателя по проблеме развития познавательных интересов дошкольников на основе социокультурных традиций Белгородской области в рамках инновационной деятельности «Здравствуй, мир Белогорья!»

Важнейшим периодом становления личности человека - дошкольное детство. В этот период и закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Ведь с воспитанием чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство к своему Отечеству.

Публикация «Педагогический совет» размещена в разделах

Знакомство ребенка с культурой своей страны, своего края, приобщение его к истокам великой национальной культуры пробуждает и развивает у него основы нравственности и патриотизма. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся действительности, обладающего чувством принадлежности к своей родине. В связи с этим особое место занимает проблема развития познавательных интересах о социокультурных традициях Белгородской области, направленной на преобразование окружающего мира.

Проблема развития познавательных интересов дошкольников о социокультурных традициях Белгородской области – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что развитие интереса является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Одним из наиболее ярких и ранних проявлений активности ребенка является его бескорыстное стремление к познанию окружающего мира. Под познавательным интересом детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Нынешние маленькие Белгородцы должны стать достойными приемниками традиций Белгородской области.

Термин «краеведение» - означает знание своего края, его природы, истории, экономики, быта. В исследованиях (Г. Т. Алифановой, И. М. Гревс, Л. К. Ермолаевой, О. В. Солнцевой) изучаются вопросы освоения детьми краеведческого содержания; показана роль данных знаний в развитии личности детей; выявлены закономерности данного процесса; делаются попытки обоснования эффективных методов и приемов данного процесса. Познание города, края, в котором живет ребёнок, позволяет актуализировать имеющиеся у него повседневные знания, опыт и применять полученные им знания и умения; развивает аналитические способности, познавательную активность.

Смысл краеведческого образования - позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развитие интереса к культурному наследию, приобщение ребенка к культурным традициям, развитие эмоционально - ценностных ориентиров через осмысление истории города. Развитие способности чувствовать красоту города, развитие способности понимать архитектурно-скульптурный облик города, его символику, содействовать развитию художественно-творческих способностей детей в продуктивной деятельности. Образовательные ситуации по истории могут предоставить детям материал для впечатлений и переживаний, познавательный материал, а также стимулировать творческую реакцию на них, способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию детей.

Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Воспринимая архитектурную среду города, ребенок дошкольного возраста способен эмоционально откликаться на художественный образ, выделять декоративные элементы и интерпретировать назначение сооружения (С. Ю. Бологова). Язык ассоциаций легко осваивается в дошкольном возрасте. Ведущим компонентом является эстетический. В убранстве города для дошкольника важен цвет. От выделения красивого дети переходят к предположениям о функциональном назначении декоративного убранства. Стремление детей к выдвижению вопросительных гипотез, показывает, что детей можно знакомить с символикой города, поводить к установлению связей между функцией символа города и его эстетическими особенностями. Важно учитывать, что город привлекает дошкольников не в статике, а в действии и движении, когда происходят какие-либо события. Для детей дошкольного возраста характерно эмоционально-положительное отношение к городу, важно, что внимание детей привлекает красота города, действенный компонент проявляется в стремлении обыгрывать образы облика города, высказывать эстетические и этические суждения о городе, использовать поисковые действия при решении задач, содержанием которых является культурное наследие Белгородской области, увлеченность процессом познания города, стремление преодолеть мыслительные затруднения.

В связи с этим в МАДОУ «Кораблик» реализуется примерная парциальная образовательная программа «Здравствуй, мир Белогорья!» направленная на познавательное развитие ребенка на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей. Программа является составной частью проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья», разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования и предназначена для части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

В структуре парциальной программы в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела (целевой, содержательный, организационный). Определены задачи, содержание и ожидаемые результаты в реализации вариативной части образовательной области «Познавательное развитие».

Программа является результатом многолетней экспериментальной деятельности дошкольных учреждений региона и кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО «БелИРО».

Цель программы: обеспечение познавательного развития детей 3 – 8 лет на основе социокультурных традиций Белгородской области, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, потребностей детей и их родителей.

Задачи программы:

развитие познавательных интересов дошкольников, любознательности и познавательной мотивации на основе социокультурных традиций Белгородской области;

формирование представлений о социокультурных ценностях и традициях России и Белгородской области;

развитие в игровой, познавательно-исследовательской, проектной деятельности представлений о себе и других людях, о природных богатствах и культурных достижениях Белгородской области, о труде и профессиях земляков, об историческом прошлом и настоящем Белогорья;

расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослыми и друг с другом с учетом социокультурных традиций Белогорья;

развитие у детей способности к инициативному и самостоятельному действию по решению познавательных задач на основе социокультурных традиций Белгородской области.

В содержательном разделе парциальной программы выделено 12 самостоятельных модулей:

Модуль1.«Мой детский сад».

Модуль 2.«Моя семья - мои корни».

Модуль 3.«Я – Белгородец».

Модуль 4.«Природа Белогорья».

Модуль 5.«Мир животных и растений Белогорья».

Модуль 6.«Мир профессий и труда Белогорья».

Модуль 7. «Народные промыслы и ремесла Белогорья».

Модуль 8. «Белгородчина православная».

Модуль 9. «Герои Белогорья».

Модуль 10. «Деятели культуры и искусства Белогорья».

Модуль 11. «Замечательные места Белогорья» (архитектура, производство, спортивные и культурные объекты, заповедники и зоопарки).

Модуль 12. «Замечательные места Белогорья» (природа, живые и неживые объекты).

В программе представлено комплексно-тематическое планирование, по каждому возрастному периоду. Программа предназначена для использования в различных организационных формах дошкольного образования, в центрах развития ребенка, детских клубах, семейных формах дошкольного образования, в образовательном процессе дошкольной ступени общеобразовательных организаций.

В своей работе по развитию познавательных интересов дошкольников о социокультурных традициях Белгородской области мы выбрали технологию проектирования, которая является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода, средством повышения познавательных интересов детей. Поэтому проектирование является эффективным способом краеведческой работы в ДОУ. Дошкольный возраст — это тот возраст, в котором необходимо закладывать предпосылки гражданских качеств. В этом возрасте развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения, перед педагогами ДОУ стоит задача «формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств».

Для реализации данного направления через проекты используем:

- специально организованную деятельность, на которой даем сведения о достопримечательностях города Белгород, знакомство с символикой города,

песнями;

-беседы: «Мое родное Белогорье», «Моя улица», «Разнообразие природы Белогорья», знакомство с русской избой «Как жили наши дедушки и бабушки»;

-посещение краеведческого музея, музея –диорамы «Курская битва»

-экскурсии по городу, знакомство с историей города;

-чтение краеведческой литературы о городе.

-тематические дни, посвященные Дню города, Дню защитника Отечества, путешествие в прошлое «Быт русского народа в старину»;

-оформление семейных выставок: «Моя дружная семья», «Как я отдыхаю с родителями», «Народные умельцы»; «Русские – народные игрушки»;

-сюжетно - ролевые игры: «Строю дом», «Строю свой город», «Мы военные»,

«Пароход», «Семья», «Одень куклу в национальный костюм» и т. д.

-выставка рисунков «Мой город самый красивый», «Моя семья», «Мой папа самый лучший», «По мотивам русских народных сказок», «Русские народные игрушки»;

-систематическое участие детей в городском конкурсе рисунков по патриотическому воспитанию.

-интегрированные занятия: «Удивительное имя нашего города Белгород»,

«С днем рождения, мой город», «Что расскажут нам улицы нашего города», «История города Белгород», «Народная игрушка - матрешка», «Знакомство с русской избой», «Знакомство детей с Борисовской глиняной посудой»;

-фольклорные праздники «Осенняя ярмарка», «Горница собирает гостей», «Посиделки с русским чаем», «Здравствуй Масленица»

«Любимый край – родное Белогорье», «В гостях у хозяйки избы»;

-Фото экспозиция: «Быт русского народа»;

-семейные художественно-творческие проекты: «Я и моя семья», «Горница собирает гостей», «Мой любимый город Белгород»;

Исходя из вышесказанного, нами был разработан исследовательско-творческий проект «Я шагаю по Белгороду».

Актуальность темы: Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно — патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо хорошо знать свой район.

Цели: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей об истории Белгородской области, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного города.

Задачи: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине (знания о достопримечательностях родной области, некоторые исторические сведения (знание некоторых улиц)

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

3. Развитие у детей высших психических функций: внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

4. Пополнение словарного запаса.

5. Воспитание дружеские отношения, желание помогать друг другу.

При осуществлении педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитываются следующие принципы: - Принцип историзма. Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству. - Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем, в естественном включении краеведческого материала в базовую программу дошкольного образования. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития. Первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление с родным городом должно стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта

1. Формирование у детей любви к родному району и интереса к прошлому и настоящему малой Родины.

2. Развитие эмоционально — ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.

3. Воспитание у дошкольников чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в родном городе, сопричастности к этому.

4. Формирование умений ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

5. Дети знают и называют: свой домашний адрес, название улиц города, достопримечательности города и области, виды транспорта, знают ПДД, профессии людей, живущих в нашей области.

На первом этапе основными участниками были дети, мы отправились в виртуальное путешествие по родному району, используя карту, узнавали о достопримечательностях, через медиа — экскурсии, читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации с изображением достопримечательностей, значимых мест Белгородской области. Дети приносили семейные фотографии, где они вместе с родителями любят гулять, отдыхать, проводить свободное время и, мы оформили фотоальбом «Город, в котором мы живем!» Для получения более точной информации об объектах города ребята вместе с родителями подбирали материалы, фотографии, которые собрали в мини – проспект «Я шагаю по Белгороду». Нами была оформлена выставка детских работ «Достопримечательности Белгородской области». Изображая в рисунках, поделках любимые места района ребята передавали свои положительные впечатления, отношение. Творческий проект «Я шагаю по Белгороду» позволил: - сформировать у воспитанников общие представления об истории возникновения родного района; - воспитывать в детях чувство гордости за свой район; - развить творческие способности при знакомстве с достопримечательностями родного района. - Дети знают и называют: свой домашний адрес, название улиц района, достопримечательности района, виды транспорта, знают ПДД, профессии людей, живущих в нашем районе.

На втором этапе – дети и их родители приняли участие в мини детско-родительском проекте «В городе». Под руководством педагогов родители разрабатывают тематические детско-родительские проекты, превращая прогулки с детьми по родному городу в познавательное путешествие. Которые направлены на ознакомление воспитанников и родителей с историей развития родного города и его достопримечательностями в рамках детско-родительских проектов.

Авторы проектов — родители. На заседаниях семейной гостиной воспитатель помогает им разработать план предстоящей деятельности, обсуждает особенности каждого проекта. Вместе они ищут интересные пути их реализации.

Каждый из проектов имеет свои задачи в зависимости от темы. При этом все они направлены на достижение общих целей:

вовлечь семьи воспитанников в образовательную деятельность ДОО;

создать условия для продуктивного общения родителей и детей в ходе экскурсий по городу;

расширить и закрепить знания дошкольников о столице нашей Родины;

познакомить с историей возникновения и развития города — Белгорода;

сформировать понятие о Родине как месте, где человек родился и живет;

воспитать уважение к родному городу, чувство гордости за то, что они являются жителями столицы;

сформировать понимание того, что все в Белгороде создавалось веками, трудом и талантом жителей.

Итог проектной деятельности — презентация, которая предусматривает рассказ ребенка о проекте (с декламированием стихов о Белгороде) и заключительное мнение родителей о его важности, достижении поставленных целей и полученных впечатлениях. Педагог проводит анализ совместной деятельности родителей и детей. По результатам выступлений они получают грамоты и подарки.

С момента начала этой работы были реализованы проекты, которые отразили различные аспекты жизни горожан — отдых, занятия спортом, культурный досуг и т. д. Остановимся подробнее на некоторых из них: «Отдых и развлечения в Белгороде», «Харьковская гора», «Белгород театральный», «Белгород спортивный», «Город будущего», «Прохоровское поле – третье ратное поле России», «Город будущего», «Белгородский зоопарк».

Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о родном районе, городе, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Таким образом, проектная деятельность по краеведению является одним из средств развития высокого уровня сформированности познавательных интересов о социокультурных традициях Белгородской области, формирования интегративных качеств личности ребенка, позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ. В ходе совместной проектной деятельности дошкольники узнали много интересного о Белгороде. Стали гордиться тем, что живут в таком большом красивом городе, где много музеев, театров, выставок и замечательных мест для прогулок. Совместные прогулки способствовали развитию у дошкольников связной речи и коммуникативных навыков. Презентуя проекты, дети и родители показали, как они любят город, в котором живут, как много знают о нем

Очень важно активная позиция родителей, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей,

осознание себя частицей малой Родины, гражданином России.

И очень приятно получать плоды реализации программы.

С целью создания благоприятных условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми, развития социальных и коммуникативных умений детей был проведен мастер – класс для родителей «Игра с природным материалом», на котором педагоги познакомили родителей с различными играми с природным материалом. («Найди пару», «Найди отличие», «Дорисуй», «Что изменилось», «Золушка» (разобрать по форме, цвету и т. д.)

Например, в декабре была проведена работа над модулем «Природа Белогорья». В процессе реализации данного модуля у детей сформировались представление о природе родного города. Мы рассказали детям об истории названия города Белгорода. Воспитывали любящее заботливое отношение к природе родного края. Познакомили детей с живой и не живой природой Белгородской области. Дети узнали, о месторождениях мела, что его добывают в Белгороде, Шебекино, Севрюково, Валуйках и Короче, о его предназначении. А так же дети узнали о растениях и животных, которые необходимо охранять и беречь, в связи с этим на участке нашей группы были размещены кормушки для птиц, во время прогулок дети кормили птиц и наблюдали за их поведением. (НОД «Экспериментируем с водой», «Вот он какой - наш белый мел», игры «Найди игрушку», «Путешествие в сказочный лес», «Ветер дует на…»);

Развивали познавательную активность, наблюдательность, коммуникативные способности детей (Мини – экскурсия «Прогулка по территории детского сада», образовательная ситуация «Зимний лес», игра «Угадай, что там»)

В заключении можно отметить, что работа по данной программе поможет детям узнать о городе, в котором они живут, о достопримечательностях, великих людях, которые когда- то жили на Белгородчине.

Результатом нашей работы является обеспечение социально – воспитательного эффекта; воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, граждански - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое родного края.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы поможем ребенку установить положительное отношение с миром людей, миром природы и самим собой. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов «Технология «Детский совет» Анкета для педагогов. Технология «Детский совет». Технология «Детский совет»- используемая в мировой педагогической практике форма работы,.

Итоговый педагогический совет «Ярмарка тщеславия» Основные цели данного итогового педсовета: 1) подведение итогов работы педколлектива за учебный год, 2) поощрение отдельных сотрудников.

Моё увлечение — поделки из цемента, камня и гальки, совет, идеи…Моё увлечение — поделки из цемента, камня и гальки, совет, идеи… Украшение своего дома и участка дело интересное у увлекательное. Развивает вашу фантазию. Комфорту стремится каждый, поэтому свои задумки.

Педагогический проект «Мои друзья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя Тип проекта: информационно-творческий Автор проекта Стратулат.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Педагогический совет «Отчёт о работе за 2015–2016 год» ОТЧЁТ РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ЗА 2015-2016 ГОДРабота группы осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом.

Педагогический совет по речевому развитию дошкольниковПедагогический совет по речевому развитию дошкольников .

Педагогический совет «Проектная деятельность в группе. Отчёт за год»Педагогический совет «Проектная деятельность в группе. Отчёт за год» "Проектная деятельность в группе" (отчёт за год). Педагогический совет: «Проектная деятельность в группе» (отчёт за год). Руководствуясь.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет
Опубликовано: 25 октября 2020 в 16:18
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шестаченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД