Папки-передвижки

Педагогический рисунок его значение как наглядность в обучении

Елена Макарова
Педагогический рисунок его значение как наглядность в обучении
▼ Скачать +Заказ

Тема: Педагогический рисунок и его значение

Автор: учитель ИЗО, черчения музыки и МХК Макарова Елена Александровна

Педагогический рисунок как наглядность в обучении. Лаконичность, простота и ясность как основные качества педагогического рисунка.

«Рисунок есть источник

и душа всех искусств.

Тот, кто овладел им,

владеет сокровищем».

(Микеланджело)

1. Место педагогического рисунка в педагогике.

Публикация «Педагогический рисунок его значение как наглядность в обучении» размещена в разделах

Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения.

В распоряжении педагога имеются различные средства наглядного обучения : иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.

Учителю, преподающего изобразительное искусство постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проходил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве, ему всегда нужен будет натурный материал.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения.

Существуют различные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры.

Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности. Время его выполнения 2- 5 минут. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Сам по себе рисунок не имеет художественного значения, но он становится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога –подготовить учащихся к решению учебных задач. Педагогический рисунок необходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности.

Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Педагогический рисунок бывает разных видов :

Первый вид - рисунок на классной доске - является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребёнка, на правильность его суждений.

Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Второй вид - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид - исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация рисунков выдающихся художников. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого может достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет большую роль.

2. Назначение и особенности педагогического рисунка

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина "педагогическое рисование" устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка.

Рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам их использования.

1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Основная задача педагога - наиболее полно, доходчиво донести учебный материал до слушателей. Это предъявляет к рисунку ряд основных требований.

1. Крупный размер рисунка. Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его, он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся.

2. Быстрота, лаконизм исполнения. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует.

3. Словесное сопровождение изображаемого.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске.

При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т. д.

- Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.

Надо научиться сочетать четкое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.

Умение держать себя у доски имеет большое значение и достигается не сразу. Если в самостоятельной работе с натурой на бумаге могут быть постоянные поиски, исправление ошибок, переделки, то на доске этого допускать нельзя. Ошибка, сделанная преподавателем и в особенности не исправленная им на доске, часто остается в памяти учеников. Вертикальное положение доски, крупный размер рисунка, мел вместо карандаша - все это требует специальных приемов работы, отличных от рисования на бумаге. Учащимся надо объяснить, как надо стоять у доски, выполняя рисунок. Обычно рисующий находится от доски примерно на расстоянии 40— 45 см и в полуоборот к классу, а не спиной. В процессе рисования необходимо отходить от доски для того, чтобы увидеть рисунок в целом и иметь возможность проверить качество рисунка.

Учащимся следует постоянно напоминать о необходимости движений руки не только в кисти, но и в локте, и в плече. Умение рисовать всей рукой дается не сразу и требует упражнений в течение довольно продолжительного времени. Освоиться с новыми приемами рисования на доске и развить моторику помогают специальные упражнения.

Подготовительные упражнения к рисованию на доске должны иметь место в самом начале обучения. Вначале они ограничиваются начертанием линий и фигур и служат для воспитания подвижной координированной моторики. Поэтому желательно, чтобы упражнения могли бы быть (в течение одного или полутора месяцев) своего рода ежедневной «зарядкой» не только в классные, но и во внеклассные часы.

3. Ценность педагогического рисунка на доске заключается в следующем:

на глазах ребенка изучаемый объект появляется по частям, сливаясь в понятное целое, после показа ребенку уже не так трудно выделить в предмете главное, характерное;

- грамотный рисунок учителя на доске служит образцом для изобразительной деятельности детей, развивая их графическое мышление;

- выполнение рисунка на доске доступно каждому учителю при сравнительно небольшой тренировке руки и глаза.

Различают следующие типы рисунков мелом :

а) линейный рисунок, т. е. рисунок, выполненный непрерывной линией, имеющей везде одинаковую толщину, без светотени; (Бабочка двумя руками)

б) рисунок штриховой, т. е. выполненный прерывистой линией - штрихами, разнообразными как по длине, так и по силе нажима (по толщине, дающей возможность характеризовать форму предмета светотенью; (конус)

в) рисунок линейный с применением цветных мелков или

аппликаций;

г) тоновой рисунок, в котором наносится намеленной влажной тряпкой общий меловой слой. В меловом слое протираются освещенные (или светлые) места предмета. Тени (или темные места) выражены меловым слоем разной силы.

4. Особенностью педагогического рисунка мелом является :

1. Рисунок имеет вид негативного изображения.

При всех преимуществах рисунок мелом на доске имеет свои недостатки. Так, он не позволяет показать завершающие стадии работы над изображением, так как у учителя не хватает на это времени, да и сам характер негативного рисунка не дает возможности полноценно передать тональные отношения натурной постановки. Здесь необходимо наглядное пособие в виде таблицы, рисунка, выполненного преподавателем, или репродукции с работой известного мастера.

2. Рисунок учителя стирается с доски сразу же после объяснения.

Это делается для того, чтобы дети не срисовывали и рисовали самостоятельно.

5. Влияние педагогического рисунка на качество изображения и творческую активность учащихся на уроке.

Итак, стало ясно, что Учитель, преподающий изобразительное искусство должен сам уверенно иметь возможность убедительно показать учащимся привлекательность практической работы по рисунку или живописи. Такой педагог может увлечь ребят своим предметом, поможет учащимся приобрести достаточно обширные знания и навыки. Он способен делом показать, что искусство - это не скучная повседневность, а праздник, глубокая потребность человека в общении с прекрасным.

Наброски и зарисовки в условиях школы, а также и внеклассных и внешкольных занятий (кружки, факультативы, детские художественные школы, изостудии) - важное средство привития учащимся любви к искусству.

Обо всем этом необходимо постоянно помнить.

Литература:

1. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. Юсов и др. - Мн., 1992.

2. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. -Мн., 1998.

3. Неменский Б. М. Педагогика искусства. М. : Просвещение, 2007

4. Популярная художественная энциклопедия в 2 т. М., 1986

5. Программа "Изобразительное искусство" - Мн., 2008

6. Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства М, 1981.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Наглядность как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослыхНаглядность как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослых Людмила Рыбакова «Наглядность, как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослых». Мультимедийная презентация для педагогов.

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Сидим дома. Фотоотчет о первом дне на дистанционном обученииСидим дома. Фотоотчет о первом дне на дистанционном обучении Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня прошел наш первый день на дистанционном обучении. Хочу поделиться с вами впечатлениями.

Использование ковролина и липучек при обучении конструированиюИспользование ковролина и липучек при обучении конструированию Хочу предложить вашему вниманию еще один вариант работы с ковролином и липкой лентой. Ранее я опубликовала игру «Разноцветная поляна» для.

Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Коммуникативный подход при обучении английской грамматике Грамматический навык является неотъемлемой частью всех видов речевой деятельности,.

Мастер-класс «3D рисунок»Мастер-класс «3D рисунок» 3D рисунок. Мастер - класс. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня вашему вниманию я хочу представить мастер - класс рисунка.

О дистанционном обучении Сегодня хочу рассказать вам о дистанционном обучении. Что же это такое? В течение последних десятилетий использование современных технических.

Организация индивидуальной работы учителя с учеником при обучении на дому. Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами. Это люди, которым судьба послала сложные испытания. Только сочувствия мало, надо развивать.

Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический рисунок его значение как наглядность в обучении
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 06:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический рисунок его значение как наглядность в обучении» (включая файлы) размещена пользователем Елена Макарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД