Наталья Багаева
Педагогический проект по зимним календарно-обрядовым праздникам «В целом мире торжество — наступило Рождество»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект :
«Зимние календарно - обрядовые праздники»
«В целом мире торжество – наступило Рождество»
подготовительная группа
Участники: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Подготовила проект : воспитатель высшей квалификационной категории
БагаеваН. Б.
Срок реализации проекта : краткосрочный 28.12.2023 – 19.01.2024
Вид проекта : познавательно – творческий, групповой.
Темочки:
- Зима. Проекты
- Зима. Сценарии развлечений
- Зимние праздники
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты, проектная деятельность
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Рождество. Сценарии рождественских праздников для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Цель: Приобщение дошкольников к русской народной культуре. Воспитание творчески развитой личности через обогащение духовного мира ребенка, активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре, к истории и традициям своего народа.
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к культуре русского народа.
2. Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал.
3. Познакомить детей с устным народным творчеством, народными инструментами.
4. Способствовать духовно-нравственному развитию ребенка, познавательной активности, любознательности.
5. Развивать устную речь ребенка, умение образно описать предмет, дать яркую характеристику.
6. Воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений.
7. Возрождать интерес к народным праздникам.
8. Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема: сегодня Рождество, Крещение являются не только великими христианскими праздниками, но всенародными и отмечаются в более чем 100 странах мира, но, к сожалению, исконный смысл этих праздников постепенно утрачивается.
Обоснование проблемы: у детей 6 – 7 лет отсутствует чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Актуальность: Понятие о нравственности, причастность к исторической, культурной традиции своего народа, умение построить отношения с окружающими – эти важнейшие аспекты внутреннего мира, соприкасаясь и взаимодействуя, формируют личность с позитивным взглядом на жизнь. Откуда же возьмется этот позитив? От гармонии, которую воспримет ребенок, от красоты, на которой будет сосредоточено его внимание, от того светлого, жизнеутверждающего начала, которым проникнут мир и лучшие произведения искусства. Настроенный на это понимание, ребенок и сам потянется к совершенствованию, чтобы гармонично вписаться в этот прекрасный мир.
Программное содержание. Проект «Зимние календарно - обрядовые праздники в детском саду» включает в себя разные виды деятельности. Вместе с детьми мы разучиваем русские народные подвижные игры, песни, потешки, заклички, сказки, знакомимся с историей русского национального костюма, изготавливаем атрибуты и костюмы к праздникам.
Oсновная цель данного проекта направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, формирование эмоционального чувства причастности детей к наследию прошлого, благодаря созданию среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет начало, это день, который люди отмечают все вместе. Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество, его значением. Познакомить детей с обрядом колядования. Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками. 18 января —последние святочные гадания.
Предполагаемый результат.
- расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника, Старого Нового года, Рождества Христова, Крещения.
- понимание детьми значимости сохранения культуры русского народа;
- знание детьми русских народных сказок и песен, узнавание русских народных мелодий.
- использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.
- приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
1. Определение темы проекта, постановка цели и задач.
2. Изучение методической литературы по данной теме.
3. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Выбор форм работы с детьми и родителями.
6. Подбор художественной литературы.
II этап – основной:
План мероприятий
по ознакомлению с зимними календарно - обрядовыми праздниками :
Вид деятельности Цели и задачи
1 Лепка из теста «Елочная игрушка» Расширение представлений детей о народных игрушках.
2 Беседа «Русские народные праздники» Рассматривание и обсуждение игрушек, в которые играли наши бабушки и дедушки. Беседа о народных традициях и обычаях.
3 Рисование «Укрась полоску» Расширение представлений детей о народных промыслах (городецкая роспись). «Украшаем ёлку», «Рождественский венок»
4 Речевое развитие. Развитие речи. Составление рассказа по картине «Зимние забавы», отгадывание загадок, работа в тетрадях по развитию речи.
5 Прослушивание русских народных мелодий и песен. Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору. Календарно обрядовые песни «Коляда! Коляда! А бывает коляда…» «Как пошла коляда…»
6 Чтение русских народных сказок по желанию детей. Приобщение детей к русскому фольклору. рус. нар. песен, колядок.
7 Русские народные подвижные игры. Приобщение детей к игровому фольклору русского народа. «Бабка-Ёжка», «Горелки» «Золотые ворота»
8 Д/и «Когда это бывает?» Развивать умения детей ориентироваться в частях суток, временах года. Д/ и: «Символы Рождества»
9 Рождество Христово. Рождественские посиделки. Беседа и театрализация о святочных праздниках, об обычаях рядиться на святки, знакомство детей с рождественскими песнями колядками, иллюстрации с изображением ряженных. Рассказ воспитателя «Рождество какой это праздник», «По одёжке встречают», «Рождество и Святки», «Наши предки – славяне», «Умей в гости звать и умей угощать».
10 Просмотр презентации «Крещение на Руси» Познакомить детей с происхождением праздника Крещения. Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру.
11 «Пришла Коляда – отворяй ворота!» Развлечение -Разучивание рождественских колядок, разучивание сценок колядования, разучивание русских народных игр «Прялица», «Бабка ежка». Костюмы ряженных, шумовые музыкальные инструменты.
12 Консультация для родителей «Колядование на Руси».
III этап - Заключительный:
Развлечение «Старый Новый год! До свидания, ёлка!»
Сформированность у детей:
- Становление духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников;
- Воспитание у детей доброты, милосердия, сострадание ко всему живому на земле.
У родителей:
- положительное отношение к знакомству детей с историей возникновения праздника Рождества Христова.
Результат:
- Сформированы устойчивые знания и интерес к истории праздника Рождества Христова.
- Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.
Список литературы:
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М. : Мозаика - Синтез, 2008
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ – М. : ТЦ Сфера, 2006
3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика - Синтез, 2008
4. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М. : Просвещение, 1990
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / И. А. Лыкова. – ТЦ Сфера, 2007
6. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 6 -7 лет / Л. А. Парамонова. – М. : Олма Медиа Групп, 2013