Ольга Митрофанова
Педагогический проект «Жемчужины родного края — город Красный Кут»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Изучение родного края актуально в современное время. Российский академик Д. С. Лихачев отмечал, что только «любовь к родному краю, к природе, знание его истории и культуры – основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Воспитать настоящих граждан - патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время повышается интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлую и современную жизнь. Народные «краезнатцы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Публикация «Педагогический проект „Жемчужины родного края — город Красный Кут“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Обоснование проблемы. Изучение родного края - один из ведущих факторов воспитания дошкольников. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России».
Необходимость развития интересов дошкольников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.
Срок реализации проекта : 1 год.
Вид проекта : практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
3
Актуальность проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, привитие любви к малой Родине, бесспорна. Воспитание детей носит исторический характер и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста дошкольников. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу и чувство гордости за достижения страны
Цель. Формирование чувства гордости за свою малую Родину.
Задачи:
• систематизировать и расширить знания детей о своем городе;
• воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине;
• способствовать развитию потребности к изучению истории города;
• развивать навыки добывания своевременной информации о дате в календаре;
• формировать навыки к выбору профессии;
• способствовать развитию интереса к СМИ, в том числе к местной газете «Краснокутские вести».
Новизна проекта :
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Участниками проекта являются воспитатели и дети данной группы, родители.
4
Проект реализуется по трё м направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями;
- совместная деятельность родителей и детей.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
1 этап – накопительный, включает в себя: диагностирование детей о родном городе, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений.
2 этап – практический, включает в себя: ежедневные занятия с детьми в соответствии с перспективным планом; экскурсии; выставки; праздники и развлечения.
3 этап – заключительный, включает в себя:
- проведение музыкального праздника «День города»;
- проведение викторины «Знатоки родного города»;
- участие в патриотической акции «Бессмертный полк».
Предполагаемые результаты:
- обогатить и систематизировать знания детей об истории родного города, культурных традициях;
- сформировать устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- повысить родительскую компетентность по представляемой проблеме.
Этапы проекта :
1. Накопительный (информационно подготовительный)
С детьми С родителями
- беседы с детьми о родном городе;
- рассматривание альбома о городе Красный Кут;
- рассматривание открыток с достопримечательностями и памятниками, зданиями.
- рассматривание альбомов «Народное творчество», «Народные костюмы» ;
-чтение русских народных сказок»;
-рассматривание иллюстраций о православных праздниках и традициях;
-просмотр презентации «Герои ВОВ». - беседы с родителями ;
- проведение родительского собрания;
- помощь в подборе иллюстраций,
открыток, книг, фотографий о городе Вольске, о героях ВОВ, о памятниках;
-помощь в подборе иллюстраций, раскрасок, фотографий о народной культуре.
-помощь в подборе иллюстраций о православных праздниках.
5
2. Практический (организационный, реализация проекта)
С детьми С родителями
-выставка детских работ «Мой любимый город»;
- проведение тематических занятий о Родном городе;
- целевая прогулка по ближайшим улицам города, в музей, к знаменитым зданиям города, в храм.
- создание альбома «Наш город – это мы»;
- сюжетно-ролевые и дид. игры;
-праздники, развлечения. - оказание помощи в проведении экскурсий;
- изготовление совместно с детьми альбома о городеКрасный Кут;
-создание выставок «Народная игрушка», «Рождественская поделка», «Овощная ярмарка», «9 Мая», фоторепортаж «Светлая Пасха».
-создание мини-музеев.
-оказание помощи в проведении развлечений.
3. Заключительный.
С детьми С родителями
- проведение викторины «Знатоки родного города»;
- проведение музыкального праздника «День города»;
-праздник «9 Мая». - оказание помощи в проведение музыкального праздника «День города»;
- участие в викторине;
-участие в патриотической акции «Бессмертный полк»
План реализации проекта.
№ Название мероприятий Цель Сроки реализации Ответственные за выполнение
1. Занятия:
1. «История города Красный Кут»;
2.»Праздник Покров»
3. Виртуальное «Путешествие по городу»;
4. «Волшебные сказки А. Роу»
5. «Что такое церковь»
6. Праздник «Рождество Христово»
7. «Народная игрушка»
8. Праздник «Масленица»
9. Праздник «Светлая Пасха»
10. «Краснокутцы– участники ВОВ» 1. Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе, познакомить с историей возникновения города.
2. Знакомить детей с православным праздником.
3. Развивать эмоционально- ценностное отношение к родному дому, своей семье, улице, городу.
4. Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
5. Знакомить детей с православием.
6. Расширять знания о православных праздниках.
7. Знакомить детей с русской народной культурой»
8. Расширять знания о православных праздниках.
9. Расширять знания о православных праздниках.
10. Воспитывать нравственно – патриотические чувства к своей малой родине, боевому прошлому. 1 раз в месяц Воспитатели.
2. 1. Экскурсия в краеведческий музей.
2. Экскурсия на природу.
Дьяковский лес
3. Экскурсия к памятникам героев ВОВ. 1. Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем города. 2. Закреплять знания детей о красоте природы родного края.
3. Знакомство с особенностями архитектуры, внутренним устройством.
4. Воспитывать патриотические чувства к героям ВОВ. сентябрь
октябрь
январь
апрель Воспитатели, родители.
3. Чтение художественной литературы:
1. Загадки про городские здания;
«Родина» З. Александрова;
«Страна, где мы живём» С. Баруздин;
«Наш край» Н. Забила;
2. Русские народные сказки.
3. Русские народные приметы, пословицы, загадки, стихи о временах года.
4. Стихи, рассказы о героях ВОВ. 1. Познакомить детей с произведениями о Родине. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Родину.
2. Формировать понятия добра и зла.
3. Знакомить с русским народным фольклором.
4. Воспитывать патриотические чувства, уважение к героям родного края. сентябрь- май Воспитатели.
4. Индивидуальные и коллективные беседы:
1. «Что есть в нашем городе для детей»,
2.«Секреты вежливости», «Как нужно вести себя в детском саду», «Как вести себя в транспорте».
3. «Красота родного края», «Что можно увидеть в осеннем лесу?», «Что нам дает природа?», «Правила поведения в природе»
4. «Что такое праздник?», «Какие праздники отмечаете с родителями?», «»Какой самый любимый праздник?», «Как я поздравлю свою семью с праздником».
5. «Народно-прикладное творчество», «Гжель», «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Городец», «Жёстово», «Хохлома», «Герои русских народных сказок».
6. «Что это за праздник 9 мая?», «Герои ВОВ», «Памятники героям ВОВ», «Есть герои в каждой семье» 1. Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Красного Кута.
2. Закреплять знания о культуре поведения детей.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
4. Знакомить детей с православными праздниками, традициями.
5. Знакомить с русским народным творчеством.
6. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою родину, героев. сентябрь-май Воспитатели.
5. Прослушивание музыкальных произведений:
1. М. Матусовский «С чего начинается Родина?»
2. Разучивание рождественских песен.
3. Слушание звуков природы.
4. Слушание звона колоколов.
5. Песни военных лет:
«Священная война» Александрова.
«День Победы!» Тухманова Д. 1. Развивать музыкальный слух, ритм, умение различать музыкальные произведения.
2. Знакомить с русским народным творчество, православными традициями.
3. Прививать любовь к родному краю, к природе.
4. Знакомить детей с православными традициями.
5. Воспитывать любовь к родине. сентябрь-май Музыкальный руководитель, воспитатель.
6. Сюжетно-ролевые игры:
1.«Семья», «Путешествие по городу», «Экскурсоводы», «Стройка»
2. «Школа», «Мы пешеходы», «Магазин», «В поликлинике»
3. «Магазин игрушек», «День рождения», «Мы художники»
4. «Праздник Рождество Христово», «Мы колядуем», «Идём на праздник»,
Дидактические игры:
«Я живу на улице…», «Жилое и нежилое» ,
«Угадай здание по описанию», «Доброе дело», «Вспомни сказку», «Раскрась пасхальное яичко», «Назови православный праздник», «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками», «Моих родителей зовут.», «Собери узор», «Подбери узор», «Птицы нашего края», «Кому что нужно для работы?» 1. Закрепить знания детей о родном городе, о достопримечательностях.
2. Закреплять знания о поведении в общественных местах.
3. Закреплять знания о народно- прикладном искусстве.
4. Закреплять знания о православных праздниках, народных кстюмах. 1 раз в неделю Воспитатели.
7. Самостоятельная
художественная
деятельность:
1. Рисование «Мой любимый город», «Красота осеннего леса», «Зимний пейзаж», «Весна»
2. Рисование узоров «Гжель», «Хохлома», «Жёстово», «Городец», «Дымковская игрушка».
3. «Ручной труд «Рождественский ангел»; рисование «Писанки»; рисование «Масленица».
4. Рисование «Открытка для ветеранов ВОВ» 1. Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.
2. Развивать творческие способности, любовь к народному искусству.
3. Развивать фантазию и творчество.
4. Воспитывать уважение к старшему поколению.
сентябрь-май Воспитатели.
8. Выставки.
1. Выставка поделок о Красном Куте.
2. Выставка «Овощная ярмарка»
3. Выставка «Народная игрушка», мини-музей «Матрёшки»
4. Выставка «Рождественская поделка», фоторепортаж «Светлая Пасха».
5. Выставка поделок «9 Мая». 1. Воспитывать интерес к истории города Красный Кут.
2. Закреплять знания детей о дарах природы родного края.
3. Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.
4. Развивать творчество детей, закреплять знания детей о православных праздниках.
5. Воспитывать гордость и любовь за свою Родину. сентябрь-май Родители,
дети, воспитатели.
9. Викторина.
«Знатоки родного города» Закрепить полученные знания о родном городе. май Музыкальный руководитель, родители,
воспитатели.
10. Музыкальные праздники.
1.«День города!»
2.«Праздник народных игр».
3. «День матери»
4. «Рождество»
5. «Масленица»
6. «День Победы» 1. Воспитывать чувство гордости за родной город.
2. Воспитывать любовь к народному искусству.
3. Воспитывать любовь к своей семье.
4. Расширять знания детей о православных праздниках и традициях.
5. Расширять знания детей о православных праздниках и традициях.
6. Воспитывать патриотические чувства, гордость за героев родины. 1день Музыкальный руководитель,
воспитатели, родители.
11. Городское мероприятие
Участие в патриотической акции «Бессметрный полк» Воспитывать в детях гордость за героев ВОВ.
11
Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта :
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки,
3. интеграция со специалистами детского сада.
Итоговый результат:
1. Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта :
1. Наблюдение,
2. совместные игры,
3. анкетирование,
4. познавательные игровые занятия,
5. бесед
12
Список литературы:
1. Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
2. И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
3. Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
4. Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
5. М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
6. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
7. И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
8. Материалы Интернет.