Ольга Николаева
Педагогический проект «В стране дорожных знаков»
▼ Скачать + Заказать документы
«…Если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
проблемы «всем миром» : детский
сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский.
Первый этап. Целеполагание.
Обеспечение безопасности движения из года в год становится всё актуальнее, поскольку количество автомобилей на улицах города, села растёт устрашающими темпами. Возрастающее число транспортных средств обусловливает и рост аварийности. К сожалению, часто участниками дорожно-транспортных происшествий становятся дети дошкольного возраста. Основными причинами сложных ситуаций на дороге становится незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части, правил пользования пассажирским транспортом, невнимательность и недисциплинированность на улице.
Публикация «Педагогический проект „В стране дорожных знаков“» размещена в разделах
- Дорожные знаки
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта связана ещё и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению правил дорожного движения.
Вид проекта : досугово-познавательный.
Сроки реализации проекта : недельный проект.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, их родители, воспитатели старшей группы, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.
Цель: воспитание у ребёнка активной позиции участника дорожного движения как совокупности представлений о правилах поведения на улице, осознанного ответственного отношения к их выполнению и позитивного опыта реализации правил в совместной со взрослым деятельности.
Задачи:
• способствовать накоплению у детей опыта следования правилам в совместной со взрослым (в реальных ситуациях) и самостоятельной (в игровых ситуациях) деятельности.
• формировать у ребёнка систему знаний о правилах поведения на улице и в транспорте, как социально детерминированных нормах взаимодействия между людьми
• стимулировать становление и развитие у ребёнка осознанного и ответственного отношения к выполнению правил поведения на улице
• содействовать осознанию родителями воспитанников ответственности за жизнь и здоровье ребёнка в ситуациях, связанных с соблюдением (нарушением) правил дорожного движения, за формирование у малыша позиции участника дорожного движения, совершенствовать их педагогическую культуру
Второй этап. Разработка проекта.
1. Довести до участников важность данной темы.
2. Подбор методической литературы по данной теме.
3. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (соответствующие теме проекта).
4. Составить перспективный план мероприятий.
5. Проведение мониторинга.
Третий этап. Выполнение проекта.
Раздел программы. Формы и методы работы.
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Светофор»
дидактические игры: «Что? Где? Откуда?», «Пешеход – молодец», «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка»
подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт»
словесные игры: «Как бы ты поступил?», «Не сбейся с пути», «Да – нет»
Познавательное развитие. Занятие с элементами тренинга по правилам дорожного движения.
Познание
(формирование целостной картины мира)
Коммуникация
Чтение художественной литературы.
Художественное творчество
Аппликация с элементами рисования
Работа с родителями.
Целевая прогулка «Светофор»
Нод «Волшебный семицветик»
Тематическая беседа по правилам дорожного движения.
Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Разбор различные ситуации.
Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним : Иванов А. «Азбука безопасности», Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Дружинина М. «Наш друг светофор», «Правила езды на велосипеде», сказка С. Михалкова «Бездельник светофор», «Улица, где все спешат» И. Серебрякова, «Зайка велосипедист» В. Клименко, Сергей Волков «Про правила дорожного движения»
Нод: «Машины на улицах города» (коллективная композиция)
консультации и беседы с родителями по темам:
«О поведении в общественном транспорте», «Пример родителя – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», изготовление буклетов, памяток, выпуск стенгазеты.
Четвертый этап. Презентация проекта.
Познавательно-игровой конкурс «Страна дорожных знаков»
Оценка результатов реализации проекта
Оценка результативности проекта происходило на основании диагностирования детей.
Цель диагностики: выявить уровень сформированности у детей позиции участника дорожного движения.
Критериями сформированности у детей позиции участника дорожного движения выступают её составляющие:
1. представления о правилах поведения на улице
2. отношение к выполнению правил
3. опыт реализации правил в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности
Критерии Показатели для детей
Представления о правилах поведения на улице Ребё нок знает:
об элементах дороги, участниках дорожного движения, правилах поведения на улице и в транспорте;
о сигналах светофора и регулировщика;
о знаках дорожного движения
Отношение к выполнению правил Ребё нок:
выказывает стремление следовать правилам дорожного движения;
уважительно относится к другим участникам дорожного движения, их интересам
Опыт реализации правил в совместной со взрослым и
самостоятельной деятельности Ребё нок:
в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности следует правилам дорожного движения;
делает замечания сверстникам, нарушающим правила
Основными методами обследования являются беседа по специально разработанным вопросам, обсуждение проблемных ситуаций, наблюдение за поведением детей, методики «Подбери слова», «Продолжи предложение», «Дорожная история».
В целом об эффективности работы над проектом свидетельствует анализ данных диагностирования.
Первичная диагностика.
Итоговая диагностика.
Сравнительный анализ результатов обследования детей.
Как видно из диаграммы, наибольшая динамика прослеживается в формировании системы знаний о правилах поведения на дороге и в общественном транспорте.
Заключение
План реализации проекта включил работу по трё м направлениям: работа с детьми, работа с родителями и обогащение предметной среды.
На первом этапе мы подбирали информационный материал, наглядный материал для детей по правилам дорожного движения, рассматривали рисунки, фотографии о дорожных ситуациях, просмотрели видеоматериалы, знакомила детей с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения» и т. д., изготавливали дидактические игры по ПДД «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», играли подвижные игры: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д., дидактические игры: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка» и т. д., проводила диагностику знаний и умений детей по ПДД.
На втором этапе вместе с детьми мы совершали пешие прогулки по ближайшим улицам, были организованы игровая и продуктивная виды деятельности. Происходило обогащение предметной среды группы активизирующим игровым и дидактическим материалом: были изготовлены макеты домов, машин, светофора, зебры, шло накопление информационной базы по теме знакомства детей с правилами дорожного движения, была создана картотека игр по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, подобрана детская художественная литература по теме. Была проведена консультация для родителей «Чему родители должны обучить своих детей», «О поведении в общественном транспорте», «Пример родителя – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице». Детям мы читали художественную литературу (в группе была организована выставка книг по теме, рассматривали иллюстрации, плакаты, разгадывали загадки, заучивали пословицы, поговорки, стихи, песни, составляли рассказы по заданному началу, знакомились со светофором, со знаками «Пешеходный переход», «Зеброй», «Подземный переход», «Железнодорожный переезд», «Автобусная остановка» и т. д. Также дети занимались продуктивной деятельностью: раскрашивали альбомы, рисовали по теме, выполнили аппликацию «Светофорчик», «Автобус», «Мой дом».
Раздевальная комната была оформлена в соответствии с темой, на стенде была помещена информация для родителей «Как сделать дорогу ребёнка безопасной?», тезисы собрания для родителей с инспектором ГИБДД, список книг по теме для чтения детям, иллюстративный материал «На улицах города», памятки, советы для родителей.
На заключительном этапе мы проводили повторную диагностику знаний и умений детей по ПДД. Результатом проектной деятельности стало развлечение «В стране дорожных знаков».
Этот метод работы позволил запланировать конкретный результат, охватить все виды деятельности детей, привлечь к сотрудничеству родителей, узких специалистов, использовать самые разные приёмы, открыл неожиданные перспективы, создал атмосферу успешности для детей, помог лучше увидеть удачи и ошибки при анализе.
Перспектива:
продолжить работу над обогащением предметной развивающей среды в группе
организовать встречу с инспектором ГИБДД.