Светлана Махонина
Педагогический проект в старшей группе «Легомастер»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
по конструированию в группе №9
с использованием конструкторов «ЛЕГО»
«ЛЕГОМАСТЕР»
2021-2023г.
Подготовил воспитатель Махонина Светлана Александровна
Проект по конструированию для детей дошкольного возраста с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР» создан на основе результатов педагогической практики на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение детского сада №13 г. Шебекино. Проект предусматривает формирование творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, умение использование различных видов конструктора «Лего» в продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Автором проанализировано влияние различных техник в конструировании и с применением разных наборов на особенности развития детского изобразительного творчества.
Публикация «Педагогический проект в старшей группе „Легомастер“» размещена в разделах
Проект может быть рекомендован воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования Художественно-эстетической деятельности искусства в детской студии в рамках внедрения ФГОС ДО, родителям и всем заинтересованным лицам.
Информационная карта проекта (Паспорт проекта)
Название проекта «ЛЕГОМАСТЕР» - Конструирование в старшей группе ДОУ с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»
Девиз проекта «ЛЕГО» – умная игра, завлекательна, хитра.
Интересно конструировать, играть, строить, составлять, искать!
Приглашаем всех друзей «ЛЕГО» собирать скорей.
Да и взрослым интересно: в «ЛЕГО» поиграть полезно!
Образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно- модельная деятельность» (конструирование)
Объект исследования Дети (5 – 6лет, старшей группы №9
Предмет исследования Развитие конструктивной деятельности с конструктором «ЛЕГО».
Тип проекта Познавательно – игровой, практико- информационный, ориентированный, познавательно- творческий
по социальной значимости Социально-проектный, тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.
по форме организации детей на продуктивную деятельность Групповой, подгрупповой, индивидуальный
по форме проведения занятия Комбинированные (индивидуальная и групповая работа, подгрупповая, самостоятельная и практическая работа)
по характеру деятельности
(по цели обучения) Развивающая художественные способности, творческое воображение, интерес детей к художественно- продуктивной деятельности, творческой активности в процессе конструирования с наборами конструктора «ЛЕГО»
по количеству участников Коллективный
по возрасту 5-7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей детей по масштабу действия Учрежденческий, внутри ДОУ
по срокам реализации долгосрочный (2 года)
Цель проекта Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии «ЛЕГО» -конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования. Эффективное развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации через конструирование с применением наборов «ЛЕГО» конструкторов развитие его социального и эмоционального интеллекта детей.
Задачи проекта
- Повысить интерес родителей к «ЛЕГО» конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми
- Обогащать предметно- развивающую среду, направленную на социально- эмоциональный интеллект детей через конструирование с использование наборов конструктора «ЛЕГО»
- Создавать условия для свободного экспериментирования с наборами конструкторов «ЛЕГО»;
- Развивать мелкую моторику рук и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции;
- Закреплять умение созданные конструкции использовать в сюжетно-ролевых играх;
- Развивать конструктивные способности детей;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»;
- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру
творческой личности;
- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через организованную деятельность по освоению «ЛЕГО»-технологии;
-Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той
же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы;
- Расширять представления о многообразии конструкторов «ЛЕГО»;
- Обучать приемам конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»;
- Формировать умение детей в конструировании по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему конструкции;
Проблема Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.
Гипотеза - Обоснование проекта Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они превращаются в строителей, проектировщиков. Только систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором LEGO способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала.
Методологическое обоснование Конструирование является одним из видов трудовой деятельности, так как цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом. В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.
Новизна проекта Проект является интегрированным и включает в себя все виды образовательной деятельности, а также все образовательные области. Проводится адаптация конструкторов «ЛЕГО», в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста и реализация задач по развитию творчества и конструктивных навыков через различные формы работы с детьми с использованием наборов конструктора «ЛЕГО». В связи с этим создаются условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение «ЛЕГО»-технологии». Опыт работы над проектом направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству.
Актуальность проекта Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. «ЛЕГО –технология» - одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем и является актуальной в свете внедрения ФГОС ДО, так как обеспечивающих интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности и позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Проект «Легомастер» раскрывает для старшего дошкольника мир техники и «ЛЕГО» -конструирования : активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственного мышления, воображение и формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор Конструктивная деятельность требует выcокой сосредоточенности внимания.
Педагогическая целесообразность Работа с образовательными конструкторами «ЛЕГО» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Конструктор «ЛЕГО» является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию разных образовательных областей и различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальной профориентации и первоначальных технических навыков.
Направленность - Социальная - тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов (всех участников воспитательно - образовательного процесса) ДОУ;
- научно-техническую направленность рассчитана на обучающихся дошкольного возраста.
Основные принципы • Индивидуальный подход к каждому ребёнку
• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей
• Эффективность форм взаимодействия от простого к сложному
• Активность и созидательность
• комплексность решения задач (Интегрированность)
• результативность и гарантированность
• доступность и наглядность /
• интеграция развивающего обучения,
• индивидуализация и дифференциация образовательного процесса,
• активное развитие эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, природе, психологической комфортности и вариативности.
• Принцип поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса
Подходы к формированию проекта
Личностно-ориентированный: Педагогический процесс имеет деятельностно -творческий характер, позволяющий посредством опоры на системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности
Индивидуальный: Предполагает широкое внедрение новых нетрадиционных форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, с целью развития индивидуальности
Культурологический: Создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов к народному творчеству, к истории своей Родины
Дифференцированный: Предполагается дифференциация в различных видах и формах., учет индивидуально- типологические особенности личности в форме группирования воспитанников и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Деятельностный: Опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Проект предусматривает что «ведущей деятельностью» является конструктивная деятельность
Нормативная база Проект составлен с учетом ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов дошкольников, а также учитывает концептуальные положения используемой в ДОУ программы «От рождения до школы».
Проект «ЛЕГО»-конструирование» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
• санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13). ФГОС ДОО от 17.10 2013 №1155 (регист. в Минюст РФ 14.11.2013 №30384)
• «Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редак. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2011
• Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы
Возрастные особенности детей 5-7 лет в конструкторской деятельности У старших дошкольников отмечается всесторонне активное развитие способностей, на новый уровень выходят социальные отношения, совершенствуется речь. Повышение уровня мотивации к самостоятельной деятельности с «ЛЕГО»-конструктором и компетентности детей., развивается речь, ребенок может самостоятельно рассказать о постройке. Дети общаться, договариваться и взаимодействовать между собой. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию. Умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО»
Ожидаемые результаты 1. Увеличение числа детей, имеющих высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитие.
2. Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, в коллективе, распределении обязанностей.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
4. Формирование конструкторских умения и навыков, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением
5. Формирование представления: о деталях конструкторов «ЛЕГО» и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.
6. Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; формирование интереса к детскому «ЛЕГО-конструированию»; активное участие родителей в жизни своего ребёнка
7. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Механизм реализации
(Этапы проекта) 1. Организационно-подготовительный этап (Аналитико-диагностический ценностно- ориентированный, подготовительно-информационный, подготовительно-документальный)
- Изучение возможностей внедрения «ЛЕГО»- технологии» в воспитательно - образовательный процесс группы ДОУ
-Создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием наборов конструктора «ЛЕГО (наглядно-дидактический материал, подбор художественной литературы, дидактических игр, подбор репродукции, картин, плакатов и разработка конспектов ОД, технологических карт, карт- схем построек, создание картотеки игр с применением «ЛЕГО- технологии», атрибуты для занятий и игр)
- Дифференциация потребностей педагогов, детей и родителей в рамках существующей проблемы;
- Определение конкретных целей, подготовки плана конкретных действий по созданию условий выполнения проекта
и способов решения проблемы;
- Мониторинг: диагностика исходной ситуации (фиксация проблем,
- Анализ предметно-пространственной среды старшей группы «А», наличие необходимого оборудования в группе
- Разработка комплексно-тематического планирования по интеграции образовательных областей через использование наборов конструирования «ЛЕГО» («ЛЕГО- технология») и перспективного плана реализации проекта
- Закрепление знаний по конструированию и знакомство с различными наборами конструкторов «ЛЕГО». Формирование представлений о приемах и методах конструктивной деятельности
- Закрепить знания техники безопасности в работе с различным материалом: Организация рабочего места. Конструкторы необходимые для работы. Закреплять правила работы и техники безопасности при работе с мелкими деталями конструктора.
2. Основной этап (Организационно- исполнительный, внедренческий: конструктивный этап, организационно - исполнительный
- Повышение квалификации педагогов группы по «ЛЕГО-технологии»;
- Организация ПРС (зоны «Конструирования» в группе, организация конкурсов, выставок творческих работ, создание фотоальбома и презентации по проекту;
- Знакомство детей с терминологией. Знакомство с «ЛЕГО»- технологией» особенностями деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; знакомить детей с приемами «ЛЕГО»- конструирования; продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали. Формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга Формировать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции. Закреплять умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек
- Организация самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей по замыслу, схемам, чертежам;
- Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность, практическое осуществление деятельности по проекту
-- Проведение мастер-классов для родителей по применению «ЛЕГО-технологии» в совместной с детьми деятельности;
- Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;
-Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности, в сюжетно- ролевых играх и т. д.
3. Завершающий этап (обобщающий, оценочно-рефлексивный.)
Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта «ЛЕГОМАСТЕР», систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка;
- Выставка продуктов творческой деятельности детей: Дети показывают свои умения и навыки, полученные в течение года. Проводится обсуждение и выбор наиболее интересных продуктов творческой деятельности детей, знакомство с правилами оформления творческих работ и принципами создания экспозиции, оформления выставки. Педагог и дети организовывают и проводят выставку продуктов творческой деятельности детей
Результат проекта Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. В ходе реализации проекта дети называют и узнают детали конструктора «ЛЕГО», могут произвести замену недостающей детали на аналогичную, умеют создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Наблюдается сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО». Также наблюдается удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в ДОУ; повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством «ЛЕГО»-конструирования и степени вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс. Отмечается рост профессиональной компетентности педагогов в плане обучения и воспитания детей, а также в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды.
Перспективы дальнейшего развития
проекта Организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. Такие условия позволят не только расширить границы социализации ребёнка в обществе, активировать познавательную деятельность, демонстрировать успехи воспитанников, но и закладывают истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности. В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Разработать перспективное планирование для работы с детьми по «ЛЕГО»-конструированию для детей подготовительной группы, продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «ЛЕГО», развивать взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.
Вывод по проекту
Использование «ЛЕГО» - технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в проекте были учтены все общие виды познавательной деятельности и разносторонние процессы (интеллектуальные и сенсорные); в нем сочетаются и взаимосвязываются эмоциональные и интеллектуальные процессы; активизируются регулятивные механизмы деятельности; формируется познавательная сфера в конструктивной детей дошкольного возраста 5-6 лет; развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе, с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы.
Таким образом, можно считать, что при реализации проекта можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетическом развитии детей в плане конструктивной деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка. Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Проект может быть рекомендован воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования Художественно-эстетической деятельности искусства в детской студии в рамках внедрения ФГОС ДО, родителям и всем заинтересованным лицам.
Список использованной литературы:
1. Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
3. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
4. Фешина Е. В. «Лего конструирование в детском саду» : Пособие для педагогов. -М. : изд. Сфера, 2011.