Людмила Ковалевская
Педагогический проект в младшей группе «Использование малых форм фольклора в развитии речевых навыков ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект в младшей группе
Тема «Использование малых форм фольклора в развитии речевых навыков ребенка»
Воспитатель КовалевскаяЛ. Н.
Краткое описание проекта :
Публикация «Педагогический проект в младшей группе „Использование малых форм фольклора в развитии речевых навыков ребенка“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Данный проект направлен на формирование познавательной активности детей. Целью проекта является – знакомить детей с малыми формами фольклора, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Цель предполагается достичь через решение следующих задач.
Повышать интерес к русским народным потешкам, песенкам.
Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
Развивать мышление умение подхватывать и проговаривать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. ---
Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
Участниками проекта являются дети и родители младшей группы ДОУ.
Ожидаемый результат по окончании реализации проекта – это
создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.
По результатам наблюдений, а также бесед с детьми своей группы можно сделать вывод, что дети в недостаточном объеме знают потешки, не умеют разыгрывать и инсценировать потешки.
Одним из путей решения данной проблемы может стать разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование знаний у детей потешек и умение их инсценировать, а также тесное взаимодействие педагога, детей и родителей в работе в этом направлении.
Актуальность
В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает развивать связную речь. Свою работу я строила на принципах тщательного отбора художественных текстов для детей и интеграции фольклорных произведений в различные виды детской деятельности.
Именно поэтому данный проект позволит расширить словарный запас малышей, активизировать познавательное и умственное развитие. Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит.
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи. Они легко запоминаются детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.
Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.
Анализ ситуации в младшей группе :
Из бесед с родителями стало ясно: в большинстве семей нашей группы родители практически не используют с детьми малые формы фольклора.
В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».
Таким образом, я выяснила, что работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.
Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.
Проблема: слабо развит познавательный интерес.
Цель: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Задачи:
Повышать интерес к русским народным потешкам.
Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. ---
Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.
Продукт проекта :
Выставка рисунков
Альбом «Моя любимая потешка»
Книжки-малышки, книжки-картинки
Картотека потешек, игр
Коллаж «Любимые герои потешек»
Мини-музей «Потешки»
Предполагаемый результат:
Высокий уровень сформированности знаний у детей потешек (по результатам наблюдений и бесед с детьми).
План реализации проекта
1 этап. Вводный.
Цель: Создать условия для реализации проекта.
1. Создание условий для работы с детьми и родителями:
-подобрать иллюстрированный материал к потешкам
-подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей
-составить картотеку потешек
-подбор игр и другого материала по теме
2. Работа с детьми
Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о фольклоре)
3. Взаимодействие с родителями
-ознакомить родителей с целями и задачами проекта
-консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»)
2 этап. Основной.
Цель: Организация работы с детьми и родителями
Работа с детьми
Чтение и обыгрывание потешки «Как у нашего кота».
П/и «Мышеловка»
Хороводные игры «Колпачок», «Пузырь»
Рисование «Пушистый котенок»
Чтение и обыгрывание потешек «Киска, киска брысь», «Перчатки»
Рисование «Петушок» (ладошкой)
П/и «Вышла курочка гулять»
Хороводная игра «Шла коза по лесу…»
Чтение и обыгрывание потешки «Кисонька-мурысонька»
Хороводная игра «Мыши водят хоровод»
Лепка «Испечем прянички»
Игра-драматизация «Кошкин дом»
Хороводная игра «Ходит Ваня»
Конструирование «Домик для кошечки»
Чтение и драматизация сказки «Теремок»
Чтение потешек, закличек о солнышке.
Лепка «Лучики для солнышка»
Взаимодействие с родителями
Оформление папки-передвижки «Потешки- наши друзья»
Принять участие совместно с ребенком в выставке рисунков «Моя любимая потешка»
Домашнее задание: коллаж «Любимые герои потешек»
Индивидуальные консультации, беседы.
3 этап. Заключительный.
Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта
Выставка рисунков «Моя любимая потешка» совместно с родителями
Создание мини-музея «Потешки»
Выступление на педсовете «Из опыта работы по использованию малых форм фольклора в речевой деятельности детей младшего возраста»
Список литературы
Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» — М. : Просвещение, 1991.
Куприна Л. С., Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП. : Детство- пресс, 2001.
Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М. : Мозаика — Синтез, 2010.
Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» — М. : ТЦ Сфера, 2008