Ольга Храмцова
Педагогический проект «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Умные пальчики»
Тема: «Развитие мелкой моторики руки через нетрадиционные виды аппликации и сенсорные игры»
Срок реализации проекта : 2013-2014 учебный год
Краткое описание проекта.
Данный проект направлен на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов аппликаций с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей.
Проект реализуется в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.
Публикация «Педагогический проект „Умные пальчики“» размещена в разделах
На первом этапе реализации проекта при помощи родителей осуществляется сбор природного, бросового материалов, бумаги различной фактуры.
На практическом этапе в ходе системных занятий дети знакомятся и изготавливают различные виды аппликаций.
На заключительном этапе проекта воспитателем и детьми организовывается выставка индивидуальных и совместных детских работ. Воспитателем оценивается уровень развития мелкой моторики руки и результативность в целом.
Актуальность, новизна.
С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития мышления. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои руки». С этого момента начинается новый этап развития руки и мозга. Скачок в развитии моторики приводит к скачку в развитии речи. Специалисты по раннему детству В. С. Мухина, Е. В. Зворыгина указывают на значительную роль простого хватания в формировании восприятия, зрительно-двигательной координации. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей.
Многие педагоги придают огромное значение развитию сенсорной культуры и мелкой моторики лишь в старшем дошкольном возрасте, упуская «благодатный» младший и средний возраст.
Уникальным, на мой взгляд, видом детской деятельности в дошкольном возрасте является продуктивная или практическая. Данный вид деятельности позволяет удовлетворять основные потребности ребё нка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. В процессе практической деятельности у ребёнка развивается мелкая моторика руки, пространственные представления, он овладевает разнообразными способами практических действий, познаёт свойства различных материалов, появляются элементы творчества.
Как организовать данную работу, если в программе «Развитие» развитие мелкой моторики руки и сенсорной культуры не является приоритетным, представлено кратко и в самых общих чертах, нет системы планирования работы с детьми?
Передо мной встали проблемы, как пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками, вызвать интерес к «исследованию» материала и работе с ним, помочь обрести уверенность в собственных силах и получить удовольствие от результата своей работы.
При системе работы и правильном подходе воспитателя элементы ручного труда и аппликация вносят важный вклад в психическое развитие ребёнка, они позволяют удовлетворять основные потребности ребё нка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат. Эти универсальные виды художественной деятельности способствуют эстетическому, интеллектуальному и творческому развитию ребенка.
В работе с детьми средней группы выбрала доступные им формы организации: совместная исследовательская деятельность; занятия с подгруппой детей; самостоятельное взаимодействие с предметной средой; творческая индивидуальная работа детей.
Проблемы:
- недостаточно развита мелкая моторика руки у детей;
- нет сенсорного опыта в исследовании свойств и качеств предметов.
Гипотеза: аппликация будет способствовать развитию мелкой моторики руки, обучит детей простейшему сенсорному анализу, научит способам создания и преобразования предметов.
Цель: создание системы работы по развитию мелкой моторики руки ребёнка через рукотворные виды деятельности
Задачи:
1. Вызвать интерес к «исследованию» материала, пробудить у ребёнка желание делать что-то своими руками
2. Формировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами
3. Содействовать развитию мелкой моторики руки, созидательному отношению к окружающему миру
Участники.
- воспитатель группы,
- дети средней группы,
- родители.
Продукт проекта :
1. Изготовленные детьми различные виды аппликаций.
2. Выставка детских творческих работ в родительском уголке и группе.
3. Пополнение природного и бросового материала в уголке по изодеятельности
Предполагаемый результат работы с детьми:
Обучение:
1. Овладение простейшими практическими навыками в аппликации
2. Представления о свойствах предметов
3. Появление познавательной активности
Развитие:
1. Развитие моторики руки в соответствии с возрастом детей
2. Проявление самостоятельности в выборе средств и материала
Воспитание:
1. Навыки общения в совместной деятельности
2. Уверенность в собственных силах
3. Устойчивый интерес к занятиям.
Анализ ресурсов, влияющих на реализацию проекта.
1. Научно- методические:
- подбор печатных теоретических материалов по изготовлению различных видов аппликации.
2. Организационные.
- создание разных видов аппликации
- организация родителей для подбора материалов.
3. Информационные.
- использование возможностей Интернета в поиске информации.
- знакомство родителей с проблемой на групповом родительском собрании.
4. Мотивационные.
- Разработка системы поощрения детей.
Этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап
Срок: сентябрь-октябрь 2013 года
Срок
Организация работы педагога
1. Разработка перспективного планирования - системы занятий по изготовлению аппликации при помощи нетрадиционных техник X
2. Сбор природного и бросового материала с помощью родителей IX-X
3. Изготовление сенсорных игр: «Подбери наряд Маше и Мише» (свойства ткани, «Найди пару» (цвет, «Подбери узор», «Узнай бумагу», «Собери бусы» IX-X
4. Создание пакета методических материалов по организации занятий аппликацией и ручным трудом X
5. Групповое родительское собрание на тему «Аппликация и развитие мелкой моторики руки» X
Организация работы с детьми
1. представление детей о свойствах различных материалов IX
2. Рассматривание различных материалов в уголке по изодеятельности X
2. Практический этап
Срок: ноябрь 2013 г. – март 2014 г.
Срок
Организация работы педагога
1. Разработка конспектов занятий по аппликации XI
2. Информация в родительском уголке на тему: «Аппликация и развитие мелкой моторики руки» XII
3. Оформление картотеки занятий, опытов I-II
Организация работы с детьми
1. Организация занятий с детьми: мотивация, простейшие опыты и эксперименты, выбор средств и материала, способов изображения, практическая деятельность, оценка детской деятельности XI-III
2. Совместная исследовательская деятельность:
• знакомство детей со свойствами материалов: пенопласт, вата, бумага, магнит, дерево, пластмасса и др. ;
• изучение разных круп, их свойств: греча, рис, пшено, горох. XI-III
3. Сенсорные развлечения для детей: «Цветные салфетки», «Занимательный дырокол», «Чудо- бумага», «Праздник круп», «Воздушные шары», «Разноцветные пробки» XI-III
4. Создание с детьми коллажа на тему «Разноцветный мир», «Цветы» I-II
5. Самостоятельное взаимодействие с предметной средой XI-III
3. Заключительный этап
Срок: апрель – май 2014 г.
Срок
Организация работы педагога
1. Показ открытого занятия для воспитателей ДОУ и родителей IV
2. Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Эффективные методы и приёмы сенсорного развития детей» V
3. Самоанализ деятельности по реализации проекта V
Организация работы с детьми
Совместная с родителями выставка «Папа, мама, я и наша аппликация!» IV
Перспективы распространения результатов проекта
Распространение результатов проекта предполагается :
1. В рамках ДОУ: презентация проекта, показ открытого занятия, мастер-класс.
2. Публикация проекта в СМИ, на соц. Порталах.