Анастасия Владимировна Кулаева
Педагогический проект «Стирая грани» (инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта – создание эффективной модели инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, с ведущей формой организации - группы комбинированной направленности в режиме полного дня.
Основными задачами проекта являются :
1. Создание условий в ДОУ для обеспечения доступности качественного образования детям с ОВЗ;
Публикация «Педагогический проект „Стирая грани“ (инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Инклюзивное образование
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2. Интеграция детей с ОВЗ в систему образования и минимизация изолирующих форм получения образования;
3. Формирование личностных качеств (гуманность, толерантность, готовность к помощи и проч.) у дошкольников без ОВЗ по средствам совместного проживания дошкольного возраста в условиях ДОУ;
4. транслирование практического опыта педагогов.
ДОРОЖНАЯ КАРТА
(пошаговые действия)
создания эффективной модели инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, через организацию формы - группы комбинированной направленности в режиме полного дня.
I. Организация и осуществление деятельности комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленного на повышение эффективности и качества услуг дошкольного образования.
1. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на доступное (внеочередное) зачисление детей в МДОАУ д/с «Солнышко», включает в себя:
- реализацию целевой программы МДОАУ д/с «Солнышко» "Создание условий для обеспечения доступности дошкольного образования на 2010-2015 годы", по следующим направлениям: использование ресурсов детского сада; капитальный ремонт 4 групп; перепрофилирование групп используемых не по назначению; уплотнение наполняемости группы за счет низкой посещаемости; расширение возрастного ценза воспитанников; развитие открытости и доступности информации о состоянии очередности в ДОУ; включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ребенка-инвалида) в группу сверстников для совместного обучения;
- создание условий для развития вариативных форм дошкольного образования на основе внедрения : групп кратковременного пребывания, центра игровой поддержки рбенка, лекотеки, службы ранней помощи.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя следующие мероприятия:
1. Составление основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы ДОУ;
2. кадровое обеспечение МДОАУ д/с «Солнышко» узкими специалистами;
3. внедрение системы оценки качества дошкольного образования.
№ п/п мероприятия срок
Создание нормативно-правового обеспечения
1 Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих введение и реализацию деятельности комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями Январь-март 2012
1.1 Локальные акты, регламентирующие деятельность комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» :
Устав;
Правила внутреннего трудового распорядка;
Должностные инструкции работников;
Положение Об организации дополнительного обучения по индивидуальным образовательным программам с детьми-инвалидами, посещающими МДОАУ д/с «Солнышко» и не посещающими дошкольные учреждения;
Договора с родителями;
Программа развития МДОАУ д/с «Солнышко»; Апрель –август 2012
2 Проведение инструктивно-методических совещаний по изучению нормативно-правовых актов
3 Организация работы рабочей группы и утверждение плана мероприятий по введению деятельности комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями
4 Изучение методических рекомендаций и статей по данной проблеме
5 Внесение изменений и дополнений в основную общеобразовательную программу дошкольного образования
6 Создание локальной базы МДОАУ д/с «Солнышко», регламентирующей деятельность комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями
Методическое обеспечение
1
Анализ учебно-методических условий для деятельности комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями Апрель –август 2012
2 Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения введения деятельности комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями Апрель 2012 - декабрь 2014
3 Работа постоянно действующего семинара для педагогов ДОУ по освоению и реализации деятельности комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями
Кадровое обеспечение
1 Анализ кадрового обеспечения для реализации деятельности комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями Январь 2012
2 Приведение в соответствие с требованиями инклюзивного образования должностных инструкций работников МДОАУ д/с «Солнышко» Апрель 2012
3 Организация внутрифирменного обучения педагогов узкими специалистами ДОУ, организация курсовой переподготовки кадров Апрель 2012- декабрь 2014
4 Участие педагогов ДОУ в работе семинаров, методических объединений по вопросам внедрения деятельности комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями Апрель 2012 - декабрь 2014
Информационное обеспечение
1 Размещение информации о ходе введения и реализации деятельности комбинированных групп МДОАУ д/с «Солнышко» в связи с внедрением инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями на страницах сайта дошкольного учреждения Апрель 2012 - декабрь 2014
2 Итоговый педсовет «Результаты работы педагогического коллектива по внедрению инклюзивного образования в МДОАУ д/с «Солнышко»». Май 2012
3 Презентация опыта по внедрению инклюзивного образования на родительских собраниях и заседании общего собрания трудового коллектива, районных семинарах, различных порталах и сайтах Апрель 2012 - декабрь 2014
4 Обеспечение публичной отчетности дошкольного учреждения о ходе и результатах введения и реализации инклюзивного образования Апрель 2012 - декабрь 2014
Материально- техническое обеспечение
1 Обеспечение соответствия материально-технической базы дошкольного учреждения действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников В течение всего периода
2 Обеспечение оснащения дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ В течение всего периода
3 Обеспечение укомплектованности дошкольного учреждения методическими пособиями по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы В течение всего периода
4 Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к сети Интернет В течение всего периода
План поэтапной реализации проекта
«Стирая грани»
Мероприятия Сроки Ответственные Результат
Подготовительный этап (январь 2014 г. – июнь 2014 г.)
Изучение нормативно-правовых документов, обеспечивающих создание модели инклюзивного образования в ДОУ январь Заведующая ДОУ
Пакет нормативно – правовых документов федерального, регионального уровней
Создание рабочей группы февраль Заведующая ДОУ Положение о рабочей группе
Структуризация опыта работы МДОАУ д/с «Солнышко» с детьми-инвалидами Март-август Рабочая группа Методическое рекомендации по психолого-педагогической работе с ребенком-инвалидом и его семьей
Коррекционно-развивающий этап (июль 2014 г. - август 2015 г.)
Мероприятия с педагогами
Работа по структуризации и преобразованию существующей модели, переход учреждения в проектный режим работы. июль 2014 г. - август 2015 г Рабочая группа Проект модели инклюзивного образования МДОАУ д/с «Солнышко»
Создание локального акта, регламентирующего работу специалистов с детьми-инвалидами (июль 2014 г. - август 2015 г заведующая ПОЛОЖЕНИЕ Об организации дополнительного обучения по индивидуальным образовательным программам с детьми-инвалидами, посещающими МДОАУ д/с «Солнышко» и не посещающими дошкольные учреждения.
Повышение профессиональной компетенции педагогов по работе с детьми-инвалидами июль 2014 г. - август 2015 г. Заведующий
Старший воспитатель
Мероприятия с детьми
Работа по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка" ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию этих качеств решаются интегрированно в ходе освоения детьми всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
июль 2014 г. - август 2015 г Педагогический коллектив ДОУ Интегративные качества
Мероприятия с родителями
Участие в выборе оптимальной модели интеграции постоянно Заведующий
Старший воспитатель Участие на индивидуальных и групповых занятия, досуговых мероприятиях
Мониторинг удовлетворенности всей родительской общественности воспитательно-образовательным процессом июль 2014 г. - август 2015 г заведующий Своевременная корректировка модели
Аналитически-информационный этап (август 2015г. - май 2016г.)
Обеспечение доступности форм инклюзивного образования постоянно заведующий
мониторинг эффективности реализации проекта, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении На конец года
ежегодно Заведующий
Старший воспитатель
Информирование общественности о вариативности получения детьми-инвалидами услуги по дошкольному образованию 3-4 квартал 2015г. Заведующая
Старший воспитатель Публикации в СМИ, Интернет, буклеты
Внесение изменений в локальные акты, по мере необходимости 2015-2016г. Заведующая
Старший воспитатель
Системное использование результатов основного этапа постоянно Коллектив ДОУ