Галина Чеботарева
Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя (инклюзивной группы)
В последние годы общество и государственные структуры обращают всё больше внимания на людей с ограниченными возможностями здоровья.
Благодаря ратификации нашей странной Конвенции ООН о правах инвалидов (сентябрь 2008г. ,надеемся, что в скором времени в России, так же как и в других развитых европейских странах, инклюзия станет массовой практикой, а не рядовым экспериментом.
Публикация «Организация психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателя инклюзивной группы» размещена в разделах
Прошедший 2009 г. Был объявлен годом равных возможностей.
В системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка-это ключевой момент модернизации современной системой образования.
В новом типовом положении о дошкольном образовательном учреждении №666 впервые предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых могут получать дошкольное образование здоровые дети и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Во многих регионах России, в том числе и городах Томск, Москва, Петербург, Пермь (где проблема людей с ограниченными способностями уделяется большое внимание, накоплен значительный опыт в области инклюзивного образования.
Разработана и действует законодательная база в области инклюзивного образования :
1. Конституция РФ
2. «Конвенция о правах ребенка»
3. «Конвенция ООН о правах инвалидов»
4. Закон РФ «об основных гарантиях прав ребенка»
5. Закон РФ «об образовании»
6. Резолюция 3443 (ХХХ) Генеральный ассамблеей ООН в «декларации о правах инвалидов», принятая 9 декабря 1975г
7. Декларация прав ребенка
8. Постановление правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 617
9. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
10. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
11. Программа «Доступная среда для инвалидов»
12. Концепция непрерывного образования
13. Типовое положение об общеобразовательном учреждении №666
Таким образом вопросы инклюзивного образования актуальны для современных условий.
Наше ДОУ тоже имеет свой опыт работы в области в инклюзивного образования. На основании Приказа Управления образования № 29а от 29.01.1998 г. У нас были созданы две группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Проанализировав полугодичный опыт работы воспитателей в этих группах, администрация управления образования издала Приказ № 361а от 23.07.1998г. о выделении дополнительных штатных единиц для работы в группах детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а именно:
Учитель-логопед-1 ставка ;
Инструктор лечебной физкультуры-1 ставка;
Медицинская сестра по массажу-1 ставка;
Психолог-0.25 ставки;
Музыкальный работник для проведения логоритмики-0.25 ставки
Администрация ДОУ разработала положения об организации деятельности групп детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, которая регулирует их деятельность.
Группа такого типа создается с целью реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на качественное и доступное образование, создание условий, наиболее благоприятных для их воспитания, социальной адаптации и включения в их общество.
Прием детей с ОВЗ в инклюзивную группу осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК) и медицинского заключения. При наличии свободных мест прием в группы может проводиться в течении всего года. Отношение между учреждением и родителями или законными представителями регулируется договором, который заключается в уставном порядке.
Вопрос об изменении образовательного маршрута и разрешения споров между родителями и Учреждением осуществляется ПМПК.
Наполняемость инклюзивной группы составляет 14 детей. Принцип подбора осуществляется на основании структуры нарушения (первичного и вторичного дефекта).Списочный состав группы дополняется детьми, развивающимися типичным образом.
Содержание образовательного процесса в инклюзивной группе определяется образовательной программой Учреждения и индивидуальными программами для детей с ОВЗ, составляемыми на основе типовых, специальных, коррекционных, адаптированных или авторских программ с учетом возраста, сложности, характера нарушений развития воспитанников.
Технологии, методы и формы работы с детьми с ОВЗ определяется специалистами, исходя из собственностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей.
Дети с ОВЗ, с согласия родителей (законных представителей) при необходимости могут быть направлены на консультации к специалистам необходимого профиля.
Роль воспитателя в инклюзивной группе заключается в осуществлении педагогической поддержки и психологического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Мы совместно с детьми определяем их собственные цели и интересы согласно их возможностям; намечаем пути решения препятствий, проблем для достижения этих целей; создаем условия для успешного обучения и психологического развития личности ребенка.
В своей работе мы пользуемся основными принципами инклюзии, такими как:
- принцип индивидуального подхода;
- принцип интегрированного подхода;
- принцип вариативной развивающей среды;
- принцип вариативной методической базы обучения и воспитания (различные программы);
- принцип самостоятельной активности ребенка;
- принцип семейно-ориентированного сопровождения;
- принцип активного включения всех участников образовательного процесса.
Осуществляя эти принципы мы посещаем ребенка в условиях дома, знакомимся с его семьей, развивающей средой дома, любимыми занятиями, играми ребенка, домашними животными, взаимодействуем со всеми специалистами ДОУ по вопросам воспитания, здоровья и развития личности ребенка.
Спортивные уголки групп были оснащены специальным оборудованием:
1. Гимнастические палки
2. Всевозможные коврики для массажа стоп ног
3. Платочки для упражнения пальцев ног
4. Мячи разных размеров
Перед кроватями детей лежат массажные коврики.
Нами были разработаны индивидуальные программы развития ребенка с учетом рекомендации специалистов:
- учителя-лагопеда-пальчиковые и речевые упражнения; дидактические речевые игры.
- совместно с врачом проводились индивидуальные ознакомительные беседы по поставленным детям диагнозам, возможным проблемным ситуациям, касающиеся здоровья; консультации по оказанию возможной первой доврачебной помощи ребенку в случае необходимости.
Родителям давались рекомендации по проведению физкультурно-оздаровительных упражнений, малоподвижных игр.
Для родителей здоровых детей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата разрабатывались памятки «мы вместе – это здорово!»
Проводили анкетирование родителей «какие бы дополнительные услуги вы хотели получить в ДОУ»
Особо хочется сказать о работе в направлении развития интересам к изодеятельности. Детям на занятиях предоставляется широкая возможность использовать пространство группы для сохранения своего физического здоровья: они могут заниматься изодеятельностью сидя, стоя и лежа; могут регулировать их деятельность, используя свои физические ресурсы.
Анализируя деятельность подобных групп, можно сказать, что дети, развивающиеся типичным образом, становятся добрее, терпимее, владеют навыками проявления заботы и внимания к детям ОВЗ, а дети, имеющие диагнозы нарушения развития формируют адекватную самооценку, успешно усваивают программу дошкольного образования и становятся значимыми членами группы : они умеют дружить, имеют навыки самостоятельного труда, проявляют творчество, участвуя внутрисадовских и городских конкурсах.