Виктория Спиридонова
Педагогический проект «Сказки и краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
Актуальность проекта : В соответствии с последними федеральными государственными требованиями образовательный процесс в ДОУ должен строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, учетом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей воспитанников. Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» способна обеспечить повышение эффективности педагогического процесса и улучшение качества образования. Кроме того, частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому очень важно не упустить возможность и расширить способности каждого ребенка к образному познанию.
Публикация «Педагогический проект „Сказки и краски“» размещена в разделах
Вид проекта : познавательно-практический.
Цель проекта : развитие творческих способностей и полноценной самореализации ребенка в процессе восприятия им произведений художественной литературы.
Задачи проекта :
- обучить ребенка элементарным приемам рисования в соответствии с естественными потребностями;
- развивать воображение, восприятие, мышление ребенка;
- развивать умение выражать свое отношение к прочитанному через передачу художественного образа средствами изобразительного искусства;
- формировать у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру;
- прививать интерес и любовь к чтению;
- обучать детей умению межличностного общения со взрослыми и сверстниками;
- создание позитивного микроклимата в процессе проведения образовательной деятельности.
Участники проекта :
- дети 4-5 летнего возраста;
- воспитатель группы,
- старший воспитатель ДОУ;
- родители воспитанников.
Срок реализации: 1 год.
Ожидаемый результат:
- у детей должно быть сформировано чувство прекрасного, умение самостоятельно выражать свое отношение к прочитанному через рисунок, умение воспринимать и эмоционально реагировать на развитие сюжетной линии в литературном произведении.
- должна быть развита связная речь детей через последовательный пересказ произведения, или творческое рассказывание
- дети должны овладеть способами и разной техникой рисования, в том числе и нетрадиционной.
Этапы реализации проекта :
№ Этап проекта Содержание этапа Цели и задачи этапа
1. Подготовительный - подбор детской литературы, удобной для иллюстрирования в соответствии с возрастом,
- индивидуальные беседы с детьми,
- наблюдение за каждым ребенком в момент слушания литературного произведения,
- подбор необходимых материалов для изобразительной деятельности детей,
- создание картотеки иллюстраций
Выявление интересов детей
2. Практический - составление конспектов игр-занятий по литературным произведениям в соответствии с возрастом детей,
- проведение игровых упражнений с детьми в вечернее время,
- консультации для воспитателей,
- индивидуальные консультации для родителей воспитанников,
- итоговые занятия, развлечения, тематические вечера,
- создание детской библиотеки в группе
- закрепление умения передавать образ литературного героя или сюжета в повседневной жизни
3. Заключительный - анализ результатов практической деятельности,
- организация выставки детских работ-рисунков,
- диагностика уровня усвоения программного материала по образовательным областям «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество»,
- методические рекомендации родителям
- осуществить контроль усвоения содержания практического этапа,
- определить перспективы на будущее,
- определить рекомендации педагогам и родителям
Реализация проектной деятельности :
Проект разработан с опорой на популярное пособие для воспитателей и родителей Н. Алексеевской «Карандашик озорной» и пособие Е. А. Лыковой «Изодеятельность и детская литература». Деятельность воспитателя в рамках проекта «Сказки и краски» представляет собой проведение игр - занятий в процессе чтения детям литературных произведений. В основу таких игровых положены специально подобранные произведения различных жанров и авторов, соответствующие возрасту детей. В основном,для таких занятий были отобраны сказки В. Сутеева, С. Маршака, которые сами по себе подразумевают процесс рисования.
Цикл игровых занятий по чтению и рисованию начинается со знакомства детей со сквозными героями: Карандашиком и Кисточкой, которые живут в стране маленьких художников, а также помощниками Кисточки Акварелькой и тетушкой Гуашью.
Занятия проводятся в игровой произвольной форме в вечернее время при чтении детской художественной литературы с периодичностью 1 раз в две недели. Строятся они таким образом, чтобы происходила смена, чередование различных видов деятельности и различных видов восприятия (рассматривание, слушание, выполнение различных действий). Основной принцип данной игры – не навязывать ребенку процесс рисования, а увлечь его этим видом деятельности. Процесс совместной работы взрослого и ребенка сопровождается рассказом. В первых играх-занятиях, чтобы заинтересовать ребенка необходимостью рисования, используются народные потешки, песенки, стихотворения, подходящие к сюжету игры.
В дальнейшем приоритет видов деятельности меняется: теперь, чтобы малыш лучше понял и запомнил содержание произведения, ему предлагается сделать зарисовки по тексту (по ходу развития литературного сюжета). Это могут быть контурные рисунки, которые он должен закрасить нужным цветом («Петух и краски» по В. Сутееву. народная потешка «Улитка,улитка…» и др.). Таким образом, ребенок постепенно научится аккуратно закрашивать, не входя за контур. В других играх («Мышонок и карандаш», по В. Сутееву, «Снеговая баба» по А. Барто, «Кораблик» по В. Сутееву и др.) детям предоставляется возможность попробовать рисовать мелками, красками, карандашами и фломастерами и вместе с тем подумать, чем отличаются полученные разными способами изображения. Дети учатся находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами и явлениями.
Игры-занятия не предполагают изучение и обучение детей художественным приемам, любое занятие – это игра, где ребенку предоставляется свобода в выборе изобразительных средств.
Перспективный план игровых занятий
Месяц Тема Задачи Литературные произведения Вид изодеятельности
Сентябрь
«Коробка с карандашами» Закрепить знание основных цветов; продолжать приучать детей слушать стихотворения и сказки. Стихи о цветах,
С. Я. Маршак
«Усатый полосатый».
«Кисточка и ее помощницы Акварелька и тетушка Гуашь». Освоить все свойства акварели и гуаши; воспитывать интерес чтение и рассматриванию занимательных сказок. «Как карандаш встретился с кисточкой», «Акварель и Гуашь».
Октябрь
«Дождик, дождик»
Закрепить умение рисовать карандашом; формировать интерес русскому творчеству. Потешка «Дождик». Рисование карандашами
«Шли по дорожке» Закрепить умение наносить следы отпечатками и печатью; поддерживать интерес к потешкам. Потешка «шли по дорожке». Рисование тычком, печатками.
Ноябрь
«Улитка»
Закрепить умение рисовать улиткин дом; поддерживать интерес к русскому творчеству. Потешка народная «»Улитка и пироги». Рисование акварельными красками. Раскрашивание.
«Колеса»
Формировать умение рисовать колеса, работать с карандашом. Сутеев В. «Колеса» Рисование карандашом
Декабрь
«Мышонок и Карандаш» Закреплять умение правильно держать карандаш; использовать его при создании изображения; познакомить с творчеством Сутеева В. Сутеев В. «Мышонок и Карандаш». Рисование карандашом
«Снеговая Баба» Формировать умение закрашивать рисунок кистью; продолжать приучать слушать стихотворения; запоминать небольшие по содержанию стихотворения. А. Барто «Снеговая Баба» Рисованиие красками
Январь
«Петух и краски» Продолжать вырабатывать навык правильного держания кисти, карандаша; познакомить с новой сказкой Сутеева В. Сутеев. «Петух и краски». Рисование красками, карандашом, мелками. Раскрашивание.
«Веселые зарисовки» Формировать умение правильно передавать расположение рисунка на всем листе; приучать слушать стихотворения.
А. Плещеев «Еще не растаял последний Снежок». Рисование карандашом
Февраль
«Три котенка». Формировать умение закрашивать рисунок кистью; вслушиваться в произведения. Сутеев В. «Три котенка». Рисование акварельными красками. Раскрашивание.
«Карандаш». Формировать умение закрашивать карандашом, проводя линию и штрихи только в одном направлении. Н. Забила «Карандаш». Рисование карандашами.
Март
«Капризная кошка». Закрепить умение рисовать контур; помогать им, используя разные приемы, правильно воспринимать содержание произведения. Сутеев В. «Капризная Кошка». Рисование контурное
«Хрюшка обижается» Развивать желание использовать в рисовании разнообразные цвета; обращать внимание на многоцветие окружающего мира. В. Орлов «Хрюшка Обижается». Рисование цветными карандашами.
Апрель
«Цыпленок и утенок» Помогать детям при передачи сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действий. Сутеев В. «Цыпленок и Утенок». Раскрашивание восковыми мелками.
«Белка – Закалялка». Формировать умение правильно передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине. К. Чуковский
«Белка – Закалялка». Рисование фломастерами.
Май
«Кораблик» Закрепить умение закрашивать фломастером; ритмично наносить штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура. Сутеев В. «Кораблик» Раскрашивание фломастерами.
«Скрюченная песня»
Закрепить умение закрашивать мелками по всей форме; не выходя за пределы рисунка. К. Чуковский «Скрюченная Песня». Рисование мелками.