Надежда Кот
Педагогический проект с детьми подготовительной группы «Цветок солнца»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кот Надежда Евгеньевна
Актуальность. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Важно, чтобы ребенок получил первые представления о разнообразии растительного мира, научился выделять отличительные признаки растении не только с помощью иллюстрированного материала, но и в природе имел представления о росте растений.
Именно в дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы к окружающему миру. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей, их сотрудничество представляют собой способ организации совместной деятельности по экологическому воспитанию детей.
Публикация «Педагогический проект с детьми подготовительной группы „Цветок солнца“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цель: Сформировать у детей представления о развитии и значимости в жизни людей подсолнечника, называемого в народе «Цветком солнца».
Задачи: 1. Развивать познавательный интерес, наблюдательность;
2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования объекта;
3. Учить делать простейшие умозаключения и отвечать на вопросы;
4. Учить детей правильно сажать и выращивать семена подсолнечника;
5. Расширять словарный запас;
6. Развивать умение передавать свои чувства в рисунках и поделках;
7. Развивать эмоциональную сферу и творческие способности детей.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный, исследовательский, групповой.
Методы проекта:
1. исследовательские:
- опыты,
- проблемные вопросы,
- наблюдения;
2. самостоятельное наблюдение;
3. коллективное наблюдение;
4. наглядные:
- рассматривание иллюстраций,
- тактильно–мышечная наглядность;
5. словесные:
- беседы,
- чтение литературы,
- консультации для родителей,
- объяснения, указания, словесные инструкции;
6. технология моделирования;
7. слушание музыки.
Формы организации проекта:
1. НОД (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, природный и социальный мир);
2. Экскурсии;
3. Дидактические игры;
4. Трудовая деятельность детей;
5. Исследовательская деятельность;
6. Экологические викторины.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
2. Методический инструментарий.
3. Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники).
4. Наглядный материал:
а) подсолнухи на иллюстрациях, фотографиях;
б) настольно-печатные и дидактические игры.
Гипотеза: Проектная деятельность по развитию у детей представлений о растительном мире будет способствовать развитию у детей интереса к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; сформирует навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
Ожидаемый результат:
Развитие познавательного интереса детей;
Расширение представлений о подсолнечнике;
Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, которая окружает ребенка;
Готовность участвовать в практических делах (посадка, наблюдение и уход за подсолнечником);
Сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта:
- Методическая литература для педагогов и родителей;
- Познавательная и энциклопедическая литература для детей.
2. Изучение интернет - ресурсов по теме проекта, подбор иллюстраций;
3. Оформление уголка "Все о растениях" в предметно-пространственной развивающей среде группы:
- Наглядные: картины, фото, карточки с изображениями подсолнуха и других растений;
- Мнемотаблицы (опорные схемы для составления рассказа о росте и развитии растений);
- Дидактические игры и пособия "Сложи цветок", "Найди растение по описанию";
- ИКТ (слайд - презентации "Откуда к нам пришел подсолнух ", "Как развивается растение", "Как выращивают подсолнечник", "Значение подсолнечника для жизни людей")
6. Подготовка семян подсолнечника, рассадников;
7. Создание мини - музея в группе "Цветок солнца".
II. Основной этап - исследовательский
1. "Когда и откуда появился подсолнух в нашей стране"
Задачи:
- Пробудить у детей желание познакомиться с подсолнухом, узнать историю его появления в нашей стране;
- Воспитывать желание к поисковой деятельности.
Содержание работы:
Проблемно - поисковая ситуация "Когда и откуда появился подсолнух";
Познавательная деятельность "Цветок солнца";
Дидактические игры "Найди растение по описанию"(уточнение знаний о строении подсолнуха, закрепление названий растений, "Угадай, что где растет?"
Наблюдение "Как развивается растение"
Беседа "Подсолнечник - цветок солнца".
Работа с родителями:
Консультация "Ребенок и природа"
Конкурс "Красота спасет мир" (рисунок)
2. "Почему так назвали растение?"
Задачи:
- Познакомить воспитанников с историей возникновения названия растения;
- Учить делать простейшие умозаключения.
Содержание работы:
Непосредственно образовательная деятельность "Чудо - цветок"
Просмотр презентации "Подсолнух - спутник солнца";
Чтение:
- З. Письман "В поле солнышко сияет",
- Т. Уманская "Подсолнух крутит головой",
- В. Пахомов "Расцвел подсолнух в огороде",
- В. Макуров "Сотни подсолнухов смотрят едино"
Отгадывание загадок, ребусов;
Дидактическая игра "Сложи цветок";
Творческо - продуктивная деятельность (лепка барельефа "Подсолнух - это чудо".
Работа с родителями:
Мастер - класс "Подсолнух из бросовых материалов"
Консультация "Мир растений"
3."Трудно ли его вырастить?"
Задачи:
- познакомить детей с процессом выращивания подсолнуха, этапах его развития.
- развивать интерес к самостоятельной посадке и выращиванию растения, уходу за ним.
Содержание работы:
Просмотр презентации "Как выращивают подсолнечник";
НОД "От семечка к семечку" (этапы развития подсолнуха);
Дидактическая игра "Разложи по порядку" (этапы развития);
Чтение:
- Т. Бабаярова "Там, где-то в глубине земли",
- Г. Голова "Я семечку в землю вчера посадил",
- О. КУдинова "Посадила семечко";
Творческо - продуктивная деятельность (рисование портрета "Растение улыбается")
Исследовательская деятельность:
- Эксперимент "Что произойдет с растением из-за недостатка света, влаги, тепла?"
Практическая деятельность
- Проращивание семян подсолнечника;
- Высадка в почву в группе;
- Уход за рассадой;
- Высадка рассады на участке детского сада.
Наблюдение за ростом рассады с фиксацией в дневник наблюдений.
4. "Какую пользу приносит подсолнечник людям?"
Задачи:
- Сформировать у детей знания о значимости подсолнечника в жизни людей (из семян подсолнечника делали муку и выпекали хлеб; из дробленых семян получали масло; из шелухи - горячий напиток, напоминающий кофе; использовали как средство от змеиных укусов; получали краску для тканей и т. д.)
- Развивать познавательную активность.
Содержание работы:
НОД "Подсолнечник - как декоративное растение";
Просмотр презентации "Значение подсолнечника в жизни человека";
Занимательные викторины с использованием средств ИКТ;
Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Букеты для мам» (закрепление знаний о строении подсолнуха, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам);
Исследовательская деятельность:
- Опыт по наличию в семенах подсолнечника жиров и углеводов;
Беседа «Красота спасет мир», посвященная «Дню Земли» (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире);
Чтение:
- А. Бойко "А говорят на солнце нет пятен",
- Е. Шевцова "Вы видели поле подсолнухов желтых?",
Изготовление подсолнуха из бумаги;
Рисование красками, карандашами, мелками, используя разные приемы;
Оформление фотоальбома «Дети и растения»
Работа с родителями:
Консультация «Цветок для мамы» из серии «Вместе с детьми».
Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать весной)».
III этап - Создание презентации.
Выводы:
В ходе реализации проекта была достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать новое о природе. Был обобщен и обогащен опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. У детей сформировался стойкий интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений, желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями. В период работы над проектом дети пополнили свой словарный запас.
В ходе экспериментальной деятельности у детей были сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности.
Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, эстетического восприятия.