Александра Ефремова
Педагогический проект «Релаксационные упражнения в коррекционной работе с детьми с заиканием»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов — необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.
Публикация «Педагогический проект „Релаксационные упражнения в коррекционной работе с детьми с заиканием“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ. языка, шеи, а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими {т. е. говорить без запинок, необходимо расслабить мышцы, снять их напряжение.
Мышечная и эмоциональная раскованность — это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим сконцентрировать внимание, снять напряжение.
Наиболее подвержены скованности заикающиеся дети, поэтому авторы и уделили им внимание. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в большей мере обеспечивается общим мышечным расслаблением. Когда человек пребывают в возбужденном состоянии, его мышцы чрезмерно напрягаются. От напряженных мышц в центральную нервную систему идут мощные нервные импульсы, которые и держат в возбуждении отдельные участки мозга. И наоборот, чем больше расслаблены мышпы, тем глубже состояние общего покоя. Поэтому заикающимся детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием, и обучить их некоторым приемам расслабления.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.
Расслабляющие упражнения для мышц широко применяются учителями начальной школы на уроках (физкультминутки, упражнения для пальцев рук при письме и т. д. }. а также спортсменами, актерами.
Многие логопеды, работая с заикающимися детьми, пользовались упражнениями, которые помогали расслабить мышцы рук, ног. лица (Е. Ф. Рау, В. И. Рождественская, М. И. Мерлис, Л. М., Винокурова, Н. П. Мировская, С. М. Любинская и др. }. В детских методических учреждениях проводятся занятия с музыкальным сопровождением (логоритмика}. Такие занятия были разработаны в специальном детском учреждении при больнице им. Сербского профессором Н. А. Власовой и профессором В. А. Гринер. Эти занятия способствовали снятию напряжения мышц.
Затем профессор Н. A. Власова вместе с врачом В. С. Кочергиной и сотрудниками составила «Методи:еское письмо», в котором были рекомендованы и разработаны методы проведения релаксации с заикающимися детьми дошкольного возраста.
В предлагаемом комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона (США}, который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц.
Группу для детей с заиканием посещают 10 детей. Изучение данного контингента детей показало:
2010-2012 учебные годы
У 30% детей заикание клонической формы легкой степени
У 60% детей заикание средней степени на резидуально-органическом фоне, клонической и клона-тонической формы;
У 10% детей заикание клоно-тонической формы тяжелой степени.
2012-2013 учебный год
У 20% детей заикание клонической формы легкой степени;
У 80% детей заикание средней степени на резидуально-органическом фоне,
клонической и клоно-тонической формы
Цель: Коррекция заикания через использование расслабляющих упражнений.
Задачи:
1. Снижение психо-эмоционального напряжения и тревожности у детей с заиканием
2. Обучение детей и их родителей навыкам релаксации.
3. Обогащение технической и предметно-развивающей среды в группе.
Ожидаемые результаты.
Дети должны овладеть навыками мышечной релаксации, что позволит снять психо-эмоциональное напряжение и тревожность.
Родители должны научиться распознавать мышечное расслабление и добиваться релаксации в домашних условиях.
Срок реализации: Сентябрь - Ноябрь 2012-2013 учебного года.
В нашей работе мы выделили 3 этапа:
I — подготовительный
II —основной
III — заключительный.
I этап.
Срок: 1-20 сентября 2012 года
Цель: подготовка работы в рамках проекта.
Задачи:
1. Создание и подготовка необходимой материально-технической базы;
2. Обучение детей мышечной релаксации по контрасту с напряжением;
3. Знакомство родителей с техникой релаксации по контрасту с напряжением;
Работа с детьми
Мероприятие Знакомство детей с позой покоя
Учить детей навыкам расслабления по контрасту с напряжением мышцы конечностей
Упражнения: «Кулачки», «Загораем», «Кораблик»
Срок 3-5 сентября
Ответственный Педагоги
Ресурсы Стулья по росту детей
Мероприятие Учить детей навыкам расслабления по; контрасту с напряжением мышцы корпуса
упражнения: «Штангист». «Загораем», «Шарик»
Срок 6-14 сентября
Ресурсы Стулья по росту детей, спортивный инвентарь
Мероприятия Учить детей навыкам расслабления по контрасту с напряжением мышцы
Срок 15-20 сентября
Ресурсы Стулья по росту детей, зеркало
Работа с родителями:
МероприятиеЗнакомство родителей с темой проекта
Срок сентябрь
Ответственный Педагоги и родители
Ресурсы Демонстрационный материал
Проведение мастер-класса по обучению методике расслабления по контрасту с
напряжением Методические пособия
Раздаточный материал
II этап.
Срок: 20 сентября- 20 октября 2012 года
Цель: реализация проектной идеи
Задачи:
1. Освоение материально-технической базы;
2. Обучение детей мышечной релаксации по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности;
3. Знакомство родителей с техникой релаксации по представлению.
4. Знакомство педагогов с техникой релаксации по представлению
Работа с детьми:
Мероприятие
Расслабление конечностей, мышц шеи и живота по указанию логопеда на основе прошлого опыта детей.
Срок 20-28 сентября
Ресурсы Стулья по росту детей
Аудиопроигрователь,
записи спокойной музыки
ОтветственныйПедагоги
Мероприятие Расслабление по представлению с включением внушения покоя игра
«Волшебный сон»
Срок 1-20 октября
Ресурсы Аудиопроигрователь,записи спокойной музыки
Работа с родителями
Мероприятие Знакомство родителей с целью расслабления по представлению
Срок октябрь
Ответственный педагоги и родители
Ресурсы Демонстрационный материал
Проведение мастер-класса по обучению методике расслабления по представлению Методические пособия
Раздаточный материал Аудиопроигрователь,
III заключительный этап работы
Срок: 20 октября- 30 ноября 2012 года
Цель: реализация проектной идеи
Задачи:
1. Освоение материально-технической базы:
2. Обучение детей мышечной релаксации по внушению;
3. Знакомство родителей с техникой релаксации по внушению;
4. Знакомство педагогов с техникой релаксации по внушению
Работа с детьми:
Мероприятие Расслабление «Волшебный сон»
Срок 28 октября – 30 ноября
Ответственный педагоги
Ресурсы Аудиопроиграватель, записи спокойной музыки
Работа с родителями:
Мероприятие Знакомство родителей с целью расслабления по внушению
Срок октябрь
Ответственный Педагоги и родители
Ресурсы Демонстрационный материал
Проведение мастер-класса по обучению методике расслабления по внушению. Методические пособия
Раздаточный материал. Аудиопроигрователь,
Вывод:
Конечно, нельзя рассматривать релаксацию как обособленную деятельность. она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстанавлению плавности речи. на каждом этапе логопедической работы логопед и родители должны создавать спокойный настрой у детей и следить за соблюдением правил плавной речи.
Изучив литературу по данному вопросу мы отметили следующие функции релаксации:
1. Регулятивная – снятие психо-эмоционального напряжения, формирование чувства покоя.
2. Оздоровительная – улучшается общее самочувствие, нормализуется сон.
Релаксация помогает в формировании самоконтроля, ориентировке в собственном теле, учит прислушиваться к своим ощущениям.
Целью нашего проекта была коррекция заикания через использование расслабляющих упражнений. Данный проект рассчитан на 3 месяца в начале учебного года.
На всех этапах реализации проекта мы проводили работу по 3-м направлениям: подготовка коррекционной среды, ознакомление с работой родителей и обучение детей.
Конечно, не все дети сразу обучились релаксации. Длительные и повторные занятия дают хороший эффект. Успех во многом зависел от последовательности и регулярности домашних тренировок. Некоторым особенно возбужденным детям не удавалось сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения релаксации на первом этапе. С ними проводилась индивидуальная работа в виде беседы, им разрешалось спокойно посидеть и понаблюдать за тем как расслабляются другие дети. Со временим они также научились приемам релаксации и даже сами просили поиграть в «Волшебный сон». Наш опыт показал, что в результате применения приемов релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными и спокойными. Все это способствовало улучшению их речи.
По результатам мониторинга можно было отметить следующие результаты:
снижение уровня запинок, снижение уровня тревожности и общее улучшение плавности речи в 100% случаев.
Таким образом, можно говорить об эффективности проделанной работы.
Литература:
1. Выгодская И. Г. Устранение заикания в игровых ситуациях. Кн. Для логопеда/И. Г.
Выгодская, Е. Л. Пелленгер, Л. П. Успенская. — 2-е издание, перераб. И доп. — М. : Просвещение, 1993
2. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. Для логопеда — М. : Просвещение, 1983. — 144стр.
3. Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду.
Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. — М. : Мозаика-Синтез, 2006. -64с.