Белишко Оксана Александровна
Педагогический проект «Разработка и внедрение здоровьесберегающей технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект "Разработка и внедрения здоровьесберегающей технологии"
"Здоровье детей - будущее страны, основа ее национальной безопасности"
Введение
Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, это ничто иное как комплекс мер, получивший в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Публикация «Педагогический проект „Разработка и внедрение здоровьесберегающей технологии“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Актуальность проекта.
В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей.
Виной тому стали экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе.
Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14 % детей России можно считать практически здоровыми, 50 % имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35 % - хронически больны (данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях»).
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Но этого не всегда достаточно.
«Здоровье детям» под таким девизом живет наше дошкольное образовательное учреждение.
Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей. Что привело к разработке долгосрочного проекта «Здоровые дети – здоровая нация», целью которого — организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников.
Срок реализации данного проекта рассчитан на весь период обучения детей в детском саду.
Цель проекта
Целью данного проекта является : разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей и обеспечение их психологической безопасности.
Задачи
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• Создать в детском саду благоприятные санитарно – гигиенические условия.
• Организовать специальные профилактические меры по предупреждению заболевания ОРВИ и гриппом: прием кислородного коктейля и фито чая.
• Создать в детском саду развивающую среду, способствующую укреплению и сбережению здоровья детей.
• Разработать тематические блоки занятий и совместной практической деятельности по здоровьесбережению детей.
• Разработать план лечебно – профилактических мероприятий.
• Разработать комплексы оздоровительной гимнастики (йоги).
• Организовать сбалансированное питание детей через рациональное и разнообразное меню, усиленное витаминами, фито-препаратами.
• Создать и реализовать индивидуальные и коллективные программы профилактики и оздоровления детей исходя из особенностей психофизического развития каждого ребенка.
• Провести информационные мероприятия на всех уровнях: педагоги, родители, дети.
• Привлечь всех участников воспитательно-образовательного процесса (администрация, педагогические и медицинские кадры, родительский состав и состав воспитанников) к осознанному сотрудничеству в решении обозначенной проблемы.
• Провести работу по повышению квалификации педагогов и родителей в вопросах охраны здоровья и воспитания здорового образа жизни.
Предполагаемые итоги реализации проекта
1. Снижения уровня заболеваемости воспитанников.
2. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
3. Заинтересованность родителей как участников здоровьесберегающего образовательного процесса.
4. Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, медицинского персонала.
5. Эффективное использование предметно-развивающей здоровьесберегающей среды групп.
Основное условие, которое должно выполняться при реализации данного проекта – это системность и последовательность действий.
Критерии оценки реализации проекта :
— состояние здоровья детей по результатам профилактических медицинских осмотров, наблюдений медицинского персонала и врача.
— сокращение количества пропущенных дней по причине болезни;
— диагностика отношения детей к здоровому образу жизни (анкетирование);
— показатель удовлетворенности родителей совместной работой по сохранению здоровья детей (анкетирование, книга отзывов и предложений).
Структура проекта
Проект состоит из нескольких этапов, которые последовательно позволять реализовать поставленные задачи
Подготовительный этап:
-Изучение методических и законодательных материалов
-Проведение обследования детей с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям,
-Анализ полученных данных,
-Составление бюджет проекта,
-Провести анкетирование педагогов и родителей по проблеме здоровьесбережения дошкольников.
-Беседы с родителями по поводу проведения профилактического лечения и внедрения здоровьесберегающих технологий.
-Приобретение необходимого оборудования и средств для реализации проекта
Содержательный этап:
• Разработать тематические блоки занятий и совместной практической деятельности.
• Мини – проекты в работе с детьми.
• Организация помещений, в которых будут проходить оздоровительные мероприятия :
Выделение уголка в столовой для раздачи кислородных коктейлей
Выделение места в спортивном зале для занятий йогой
Разработать план лечебно – профилактических мероприятий.
Разработать комплексы оздоровительной гимнастики
Заключительный этап:
Подведение итогов.
Сбор и обработка аналитических материалов.
Анкетирование родителей
Анализ книги жалоб и предложений
Состояние результатов профилактических осмотров детей
Методы реализации проекта.
Вид деятельности Форма проведения Ответственный
Мероприятия по первому этапу:
-Изучить методические материалы, информировать о принятом проекте
-Провести анкетирование педагогов и родителей по проблеме здоровьесбережения дошкольников
-Создать в детском саду благоприятные санитарно – гигиенические условия.
-Тестирование, беседы, наблюдения за детьми
Мероприятия по второму этапу:
Работа с воспитателями:
• Разработать тематические блоки занятий и совместной практической деятельности.
• Мини – проекты в работе с детьми.
• Разработать план лечебно – профилактических мероприятий.
• Разработать комплексы оздоровительной гимнастики.
• Детская продуктивная деятельность. Игры, которые лечат.
• Составление плана посещение кислородных коктейлей
Работа с родителями:
• Роль и значение рационального питания дошкольников.
• Что полезно детям? Любимая еда вашего малыша.
• «Точечный массаж»
• Система оздоровления малышей.
• Здоровый ребенок.
• Формирование привычки к ЗОЖ.
• «О пользе кислородных коктейлей»
Работа с детьми:
• Организационное наблюдение с мотивацией на здоровый образ жизни.
• Физкультурные занятия с использованием нетрадиционных методов. (йога)
• Веселые минутки со здоровьеформирующей направленностью (точечный массаж)
• Витаминотерапия.
• Кислородный коктейль.
Примерный календарно-тематический план
Сентябрь
• Изучение методических и законодательных материалов
• Анкетирование родителей «Ваши дети и их здоровье»
• Медико-педагогическая экспертиза
Проведение обследования детей с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям,
Анализ полученных данных,
• Составление бюджет проекта,
• Беседы с родителями по поводу проведения профилактического лечения и внедрения здоровьесберегающих технологий.
Октябрь
• Приобретение необходимого оборудования и средств для реализации проекта
• Создание в детском саду благоприятных санитарно – гигиенические условий для проведения профилактических мероприятий.
• Мини-сочинение родителей на тему: «Что полезно детям? Любимая еда вашего малыша».
• Семинар «О пользе кислородных коктейлей».
• Оформление папки-передвижки «Кислородные коктейли»
• Разработка комплексов оздоровительной гимнастики.
Ноябрь
• Разработать план лечебно – профилактических мероприятий.
• Семинар «Точечный массаж»
• Оформление папки-передвижки «Точечный массаж»
• Профилактическое мероприятие для детей «Общеукрепляющая фитотерапия»
• Профилактическое мероприятие для детей «Кислородные коктейли».
Декабрь
• Составление памятки: «Формирование у детей здорового образа жизни»
• Памятка «Отвары трав и витаминные чаи»
• Профилактическое мероприятие для детей «Витаминотерапия».
• Профилактическое мероприятие для детей «Кислородные коктейли».
• Профилактическое мероприятие для детей «Чесночная диета»
Январь
• Профилактическое мероприятие для детей «Веселые минутки со здоровьеформирующей направленностью (точечный массаж)»
• Семинар «Йога и ребенок»
• Профилактическое мероприятие для детей «Кислородные коктейли».
• Профилактическое мероприятие для детей «Чесночная диета»
Февраль
• Семинар «Йога и ребенок»
• Профилактическое мероприятие для детей «Чесночная диета»
• Профилактическое мероприятие для детей «Кислородные коктейли».
Март
• Лекция «Роль и значение рационального питания дошкольников».
• День открытых дверей
• Физкультурные занятия с использованием нетрадиционных методов. (йога)
• Профилактическое мероприятие для детей «Кислородные коктейли».
•
Апрель
• Памятка «Будьте здоровы!»
• Профилактическое мероприятие для детей «Кислородные коктейли».
• Физкультурные занятия с использованием нетрадиционных методов (йога)
Май
• Подведение итогов.
• Сбор и обработка аналитических материалов.
• Анкетирование родителей
• Анализ книги жалоб и предложений
• Состояние результатов профилактических осмотров детей
Приложение №1
Семинар «Точечный массаж»
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ — ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
В системе оздоровительных мероприятий нашего учреждения важное место занимают нетрадиционные занятия. В систему включены комплексы дыхательной гимнастики, точечный массаж, Начнем с общих сведений о точечном массаже.
Точечный массаж — это разновидность одного из методов народной китайской медицины — чжэнь-дзю-терапии. При его проведении применяются различные способы давления. Так, одним-двумя пальцами производят поглаживание, растирание, разминание (надавливание, вибрацию и т. д. Используют так называемые успокаивающий (тормозной) и возбуждающий (тонизирующий) варианты массажа.
При успокаивающем варианте непрерывно медленно осуществляют вращение подушечками 2-го и 3-го пальцев с постепенным увеличением силы давления с помощью «ввинчивания» и задержки давления на глубине. Прием повторяют 2—4 раза, не отрывая пальца от пунктируемой точки.
При возбуждающем варианте используют короткие, сильные надавливания в сочетании с прерывистым глубоким растиранием и быстрым отниманием пальца после каждого приема.
В основе точечного массажа лежит механическое воздействие пальцами на биологически активные точки. Нажимая на определенную точку на коже, можно вызвать реакцию одного из внутренних органов.
После точечного массажа увеличиваются защитные силы организма, повышается сопротивляемость простуде, мышцы меньше устают при нагрузке.
Многие специалисты считают, что дети дошкольного возраста не в состоянии делать себе точечный массаж самостоятельно, поскольку это сложный процесс, требующий знания особенностей заболевания, анатомии, умения владения техникой массажа.
Однако комплексы, разработанные К. К. Утробиной, несложные, интересные, поэтому дети старшего дошкольного возраста при правильном показе приемов взрослым и при систематическом повторе (когда один комплекс повторяется в течение трех месяцев) вполне могут самостоятельно справиться с этим заданием.
Большое значение в профилактике заболеваний органов дыхания имеет обучение детей правильному дыханию через нос. Ведь от этого во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная активность, поэтому в комплекс точечного массажа для детей 5—7 лет включено и несколько упражнений на дыхание.
Комплекс «Осенний» (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.
3. Щипать, как «клешней», перегородку носа указательным и большим пальцами.
4. Указательными пальцами с нажимом «рисовать» брови.
5. Указательным и большим пальцами «лепить» уши снизу вверх.
6. Вдох через левую ноздрю (правую закрываем указательным пальцем, выдох через правую ноздрю (при этом закрывать левую).
7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.
Комплекс «Зимний» (декабрь, январь, февраль)
1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательным пальцем помассировать точку под носом.
4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
5. Растирать за ушами — «примазываем уши, чтобы не отклеились».
6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «м-м-м».
7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь — «сдуваем снежинку с руки».
Комплекс «Весенний» (март, апрель, май)
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем нажимать на ноготь каждого пальца другой руки.
3. Поглаживать нос от ноздрей к переносице.
4. Средними пальцами надавливать на ушные козелки.
5. Поглаживать двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
6. Игра «Веселая пчелка» : вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з». Дети должны представить, что пчелка садится на руку, потом на ногу, нанос.
7. Несколько раз зевнуть и потянуться.
Продолжительность каждого комплекса, состоящего из нескольких упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1—2 минуты. Упражнения проводятся на каждом день. Каждое упражнение повторяется 8—10 раз.
Целью комплексов массажа и дыхательных упражнений является не только профилактика простудных и других заболеваний и повышение жизненного тонуса у детей, но и привитие им чувства ответственности за свое здоровье.
Приложение №2
Семинар «О пользе кислородных коктейлей»
На днях мне довелось быть участницей разговора в троллейбусе, который начали две пожилые женщины, обсуждавшие начинающийся грипп и сетовавшие на то, что раньше всем воспитанникам детского сада для профилактики простудных заболеваний давали вкусные кислородные коктейли, а сейчас такую процедуру не делают.
В начале я поясню, в чем польза кислородных коктейлей. В ходе развития многих болезней возникает гипоксия — кислородная недостаточность. У людей, страдающих хроническими заболеваниями, в большинстве случаев наблюдается гипоксический синдром — состояние, когда нарушается доставка кислорода к клеткам организма. Дефицит кислорода сказывается на состоянии всех органов и систем: на сердце, легких, головном мозге, печени. Кроме того, даже у практически здоровых людей, но недостаточно бывающих на свежем воздухе и ведущих малоподвижный образ жизни, также отмечаются признаки кислородного голодания: быстрая утомляемость, сонливость, головные боли, рассеянность, нарушения сна.
Оксигенация (насыщение кислородом) организма способствует нормализации обменных процессов, повышает иммунитет. Даже небольшое повышение концентрации кислорода во вдыхаемом воздухе положительно влияет на умственную и физическую работоспособность человека.
Поступление кислорода в организм с лечебной и профилактической целью возможно несколькими способами. В случае тяжелого состояния и угрозы для жизни кислород аппаратом подается через катетеры непосредственно в трахею. Барокамеры, где газ находится под давлением, используются лишь в крупных лечебных учреждениях, так как они громоздки, требуют особых условий эксплуатации (из-за своей взрывоопасности) и, что немаловажно, дорогостоящие.
Самым доступным для массового применения, экономически выгодным и весьма эффективным является прием кислородного коктейля. Определять назначение коктейля, впрочем, как и любую другую физиопроцедуру, должен врач, но доподлинно известно, что 100 г кислородного коктейля заменяют пятичасовую прогулку в сосновом бору в летнее время. Даже непродолжительный курс повышает сопротивляемость простудным заболеваниям, способствует изгнанию глистов, активизирует функции желудочно-кишечного тракта, улучшая пищеварительный процесс.
Через специальное устройство от баллона с кислородом газ поступает в жидкость (отвар трав, сироп, раствор лекарственного средства, сок и т. д., и ароматная пена готова к употреблению.
Какие же претензии имеются у санитарной службы к столь полезному средству? Речь идет о том, что в инструкции по изготовлению коктейля называется пенообразователем. Традиционно в качестве источника устойчивой, пышной, насыщенной кислородом пены используется сырой яичный белок.
Эпидемиологи с большой тревогой относятся к этому продукту, так как птичьи яйца являются источником такого серьезного инфекционного заболевания, как сальмонеллез. А в случае с коктейлем белок одного яйца идет на приготовление 20—30 порций.
Представьте себе, сколько детей может пострадать, если будет использовано некачественное, недостаточно обработанное яйцо. А необходимых условий для соблюдения всех профилактических требований в дошкольных и лечебно-профилактических учреждениях, как правило, нет, что и приводит к ограничению приготовления кислородных коктейлей органами государственного санитарного надзора. Но только в части использования в них куриных яиц!
Есть другие средства, которые позволят, не утратив оздоровительных свойств, сделать процедуру максимально безвредной. Это пищевой желатин, рисовый отвар, крахмальный клейстер, сироп корня солодки и другие пенообразователи.
Сейчас очень много нетрадиционных средств лечения и методик оздоровления. Но не стоит забывать и об испытанных, хорошо зарекомендовавших себя средствах.
Будьте здоровы!
Приложение №3
Анкета для родителей «Ваши дети и их здоровье»
1. Вы считаете своего ребенка здоровым?
2. Как часто он болеет простудными заболеваниями?
• 1 раз в году?
• 2 раза в году?
• 3 раза в году? — Это уже группа «риска»
• или чаще? – иммунитет снижен
3 У Вашего ребенка аппетит хороший? избирательный? снижен?
4 Вы довольны поведением своего ребенка? Если нет, то почему?
5 У него повышенная раздражительность? он (она) эмоционально неустойчивы?
6 Нарушен сон: поздно засыпает, во сне вздрагивает?
7 Вы заметили у своего ребенка рассеянность, быструю утомляемость,
агрессивность, трудный контакт с ровесниками?
8 Ребенок стал недобрым?
9 Есть ли у Вашего ребенка проблемы с зубами? Считаете ли Вы, что эти изменения связаны с зимним и весенним периодом года?
10 А знаете ли вы, что проблемы здоровья Вашего ребенка являются результатом несбалансированного питания, недостатком в пище витаминов, микроэлементов, кальция?
Как можно в кратчайший срок решить эти проблемы?
Приложение №4
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Ответы:
А. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
В. Не могу
Вопросы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
3. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
4. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из
себя?
5. Поставить себя на место ребенка?
6. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц?
7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?
8. Воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут
ранить ребенка?
9. Пообещать исполнить его желание за хорошее поведение?
10. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести
себя как хочет?
11. У стоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз,
мимолетная прихоть?
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» — в 2 очка.
Ответ «В» — в 1 очко.
Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок — самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 13 до 27 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые слабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 13 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.