Елена Мазурова
Педагогический проект «Разноцветная осень»
▼ Скачать + Заказать документы
КОУ «Исилькульская школа-интернат»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ»
Автор-разработчик Мазурова Елена Яковлевна
воспитатель группы кратковременного пребывания
для детей с тяжелыми нарушениями речи
2013-2014 уч. год
Название проекта : «Разноцветная осень»
Тип проекта : познавательно-творческий
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель Мазурова Е. Я.
Продолжительность: 1,5 месяца
Публикация «Педагогический проект „Разноцветная осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Актуальность проекта : особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д.
Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.
Участие детей в проекте «Разноцветная осень» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей.
Цель проекта.
создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Разноцветная осень».
Задачи проекта :
познакомить детей с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой, присущей осени.
формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе.
воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Краткое содержание проекта. Знакомство детей с сезонными изменениями осенью. В ходе проектной работы дети узнают, какие изменения происходят с растениями, как готовятся животные и птицы к зиме, о «дарах» осени, о труде людей осенью.
Образовательная область.
Познание
Социализация
Музыка
Труд
Чтение художественной литературы
Коммуникация
Художественное творчество
Планируемые результаты.
После завершения проекта дети смогут :
иметь представления о сезонных явлениях осени : что происходит с растениями, как готовятся животные и птицы к зиме, о труде людей в природе
Вопросы, направляющие проект.
Почему льется дождик золотой, но не мочит нас с тобой?
Что бывает осенью?
Почему осенью часто льет дождь?
Как животные готовятся к зиме?
Что происходит с растениями осенью?
Продукт деятельности:
Совместные творческие работы детей и родителей «Осенние фантазии»
Фотовыставка «Осенние деньки»
Представление детской презентации проекта «Разноцветная осень»
Показ сказки «Путешествие непослушного Огурчика»
Мероприятия проекта
Методическая работа Взаимодействие с детьми Взаимодействие с родителями
1 этап – подготовительный
Подбор методической литературы по данной теме; подбор детской художественной литературы; подбор дидактических игр, разработка конспектов НОД, формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
Организация прогулок, экскурсий и наблюдений, в ходе которых дети изучали, анализировали состояние объектов ближайшего окружения Чтение художественной литературы по теме.
2 этап – реализация проекта
проведение дидактических игр, бесед, практическая помощь в решении задач. Социализация (игровая деятельность)
Настольно-печатные игры: «Что растёт в лесу? Осень», «Во саду ли, в огороде», «Времена года»
Словесные игры:«Найди цветок по описанию», «Найди дерево по описанию», «Созрело-не созрело»
Сенсорные игры:«Чудесный мешочек» (овощи, «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Подбери по цвету», «Волшебные краски», «Овощи»
Художественно-развивающие игры: «Составь букет», «Положи красиво яблоки на тарелку», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»
Игра- хоровод «Праздник урожая»
Коммуникация
(коммуникативная деятельность)
Беседы по теме: «Ранняя осень», «Съедобные и ядовитые грибы», «Как лесные звери готовятся к зиме», «Как насекомые готовятся к зиме», «Правила друзей леса»
Рассматривание репродукций: И. И. Левитан «Золотая осень»,И. Т. Хруцкий «Натюрморт», М. С. Сарьян «Осенние цветы»,Е. В. Зуев «Дары лесов», И. Е. Репин «Яблоки и листья», И. И. Шишкин «Рожь»
Общение: «Какие они - осенние растения?», «Что нам осень подарила», «За что я люблю осень», «Хлеб - всему голова», «Растения-путешественники»
Составление описательного рассказа на тему: «Осень»
Составление рассказа «Птицы нашего края»
Проговаривание скороговорки «Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку»
Составление и отгадывание загадок об овощах и фруктах
Познание (познавательно-исследовательская деятельность)
Ежедневные наблюдения во время прогулок
Моделирование «Осенний лес», «Животные осенью»
Составление гербария «Краски осени»
Решение проблемной ситуации «Почему льется дождик золотой, но не мочит нас с тобой?»
Игра «Следопыты»
Чтение художественной литературы
Чтение и обсуждение
В. Бианки «Запасы овощей», «Как звери готовятся к зиме»;
А. Толстой «Осень»;
А. Блинов «Последний листок»;
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»;
И. Бунин «Лес точно терем расписной…»;
Т. Ломбин «Почему листья желтеют»;
П. Вяземский «Осень»;
Н. Павлова «Растения осенью»;
А. Прокофьев «Рябины»;
Ю. Тувим «Овощи»;
А. Барто «Перед отлётом»;
Н. Некрасов «Славная осень»
Заучивание стихов об осени
Художественное творчество
(продуктивная деятельность)
Рисование: «Осенний парк», «Лесные дары осени», «Золотая осень», «Осенняя лужайка», «Ликующие краски осени», «Танцующие осенние листочки», «Грустная картина – дождик без конца»
Аппликация: «На лесной полянке выросли грибы», «Дары осени»; аппликация из листьев «Узор в круге», «Листопад» - коллективная работа
Лепка: «Лукошко с ягодами и грибами», «Репка», «Какие вкусные овощи и фрукты подарила нам осень»
Музыка
(музыкально-художественная деятельность)
Осень в произведениях композиторов:
- «Времена года» (П. И. Чайковский, слушание)
- «Подарки осени» (М. Сидорова, хоровод)
- «Закружилась листва золотая»
(Л. Олифирова, танец с листочками)
- «Сказка о непослушном Огурчике», инсценировка
- «Звуки леса», «Времена года» (Вивальди,слушание)
Труд
(трудовая деятельность)
Уход за растениями в уголке природы
Уборка участка детского сада от опавших листьев
Сбор семян
Сбор урожая на огороде
Сбор природного материала на участке
Развивающая среда
Художественно-эстетическое развитие
- Трафареты листьев, грибов и овощей
- Иллюстрации овощей, грибов, фруктов
- Книжки-раскраски на тему: «Осень»
- Открытки на тему: «Растения луга осенью»
- Альбом для рассматривания «Осень»
- Репродукции картин
Познавательно-речевое развитие
- Выставка детской художественной литературы
- Стихи, загадки, пословицы, поговорки об осени
- Репродукции картин, картинки
- Игры (настольно-печатные, словесные, сенсорные)
Работа с родителями
Составление гербария из осенних листьев
Папка-раскладушка «Осень»
Консультация на тему: «Ядовитые грибы»
сбор листьев, цветов, семян растений; составление осеннего гербария;
заучивание стихов и пословиц об осени
составление рассказов об осени.
изготовление костюмов к сказке о непослушном Огурчике
консультация «Ядовитые грибы»
подготовка к презентации детского проекта «Разноцветная осень»
3 этап – подведение итогов
Подготовка к презентации Выставка детских работ «Осенние фантазии»;
Фотовыставка «Осенние деньки»;
Показ сказки «Путешествие непослушного Огурчика»;
Представление детской презентации проекта «Разноцветная осень»; Участие родителей в выставке.
Литература:
1. Управление ДОУ. 2007 №1.
2. Иванова А. И. Живая экология 2006г.
3. Николаев С. Н. Юный эколог 2004г.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
5. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием 1987г.
6. Ибрагимова К. К. Деревья и кустарники вокруг нас 2008г.
7. Аксенов З. Ф. Войди в природу другом 2008г.
8. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет 2004г.