Наталья Пахомова
Педагогический проект «Растём вместе». (Современные подходы к работе с детьми и родителями по организации активного отдыха)
▼ Скачать + Заказать документы
I.Актуальность проекта С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и от того, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.
Публикация «Педагогический проект „Растём вместе“, (Современные подходы к работе с детьми и родителями по организации активного отдыха)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь. От качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в физическом развитии детей совершенно необходимо для их собственного ребенка. Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия инструктора по физкультуре с родителями и определили актуальность темы педагогического проекта: «Растём вместе» (Современные подходы к работе с детьми и родителями по организации активного отдыха дошкольников). Дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. И только при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы ДОУ и семьи, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов будет обеспечена положительная динамика показателей здоровья детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
II. Цель, задачи, основная гипотеза проекта.
Цель моего исследования:
1. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
2. Формирование активной позиции родителей в сохранении и укреплении здоровья детей средствами физической культуры.
В ходе достижения поставленной цели я наметила следующие задачи проекта:
1. Формировать двигательную культуру старших дошкольников в досугах и походах.
2. Повысить уровень компетентности родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического просвещения.
3. Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путём организации здоровьесберегающего педагогического процесса при участии родительской общественности.
В качестве принципов, способствующих достижению данной цели, с моей точки зрения, выступают следующие:
• гуманизация – главный принцип “Не навреди!”;
• преемственность – обмен удачным опытом воспитания и образования дошкольников;
• дифференциация – учет интересов, социального статуса, уровня образования родителей;
• единство методов воздействия, целей и задач воспитания и образования в работе ДОУ и семей по физическому развитию дошкольников.
Нормативно-правовое обеспечение
•Федеральные государственные требования (Приказ МО и науки РФ №65 от 23 ноября 2009 г)
•Закон РФ «Об образовании» - 4 изд. – М. : ИНФРЛ – М. 2002. – 53с.
•Конвенция ООН «О правах ребенка»
•«Семейный кодекс РФ»
•Конституция РФ, ст. 38,41,42,43
•ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24 июля 1998г. (с изменениями от 28 июля 2000г)
•Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Объект исследования:
двигательная деятельность детей и родителей в процессе проведения досугов и туристских походов.
Участники проекта:
педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Гипотеза исследования: если в вопросах оздоровления и физического развития детей будет осуществляться преемственность ДОУ и семьи, то будет прослеживаться положительная динамика в физическом развитии и их ориентации на здоровый образ жизни.
III. Предполагаемый результат.
В результате реализации проекта ожидается:
У детей будут сформированы двигательные умения и навыки.
Дети будут осознанно относиться к своему здоровью.
У детей разовьется интерес к физической культуре и потребность в здоровом образе жизни.
Дети будут применять элементов походов и спортивных развлечений в самостоятельной двигательной деятельности. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Повысится авторитет педагогов, в частности инструктора по физкультуре.
Воспитательно - образовательный процесс будет осуществляться на более высоком уровне
Пополнится развивающая среда в физкультурном зале в группах, на спортивной
площадке и на игровых участках
Повысится рейтинг ДОУ. Повысится культура родителей в сохранении здорового образа жизни, возможность участвовать в совместных физкультурных мероприятиях.
Увеличится число родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в физическом развитии ребенка.
Повысится уровень доверия родителей к детскому саду
Обогатится уровень знаний родителей по физическому развитию.
Родители будут применять полученные навыки в организации семейного туризма и отдыха.
IV. Содержание и этапы реализации проекта.
1 этап -организационный -Изучение научно-методической литературы по вопросам физического воспитания детей.
- Сбор информации о семьях будущих воспитанников в ДОУ.
- Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания (анкетирование, диагностика).
2 этап -основной - Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей и педагогов.
- Проведение практических занятий для детей, родителей и педагогов.
- Разучивание игровых упражнений, подвижных игр в подготовке к походам и досугам.
- Наглядные формы работы с родителями, уголки для родителей, выставки, разработки памяток и рекламных буклетов учреждения, оформление информационных стендов
- Приглашение родителей с детьми на мероприятия, проводимые в ДОУ.
3 этап -заключительный
- Анализ результатов проекта.
- Обработка полученных результатов.
- Диагностика физической подготовленности детей.
- Анкетирование родителей.
Коротко остановлюсь на каждом этапе.
На первом, организационном (поисковом, этапе (сентябрь 2011г.) я изучала состояние исследуемой проблемы в теории и практике физического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе данного этапа применяла разнообразные методы исследования. Я провела анализ и изучила научно- методическую литературу. Собирала информацию об опыте работы с родителями с/п Центра «Детство», других ДОУ города Калуги.
Осуществляла сбор информации о конкретных проблемах, которые хотели бы решить родители совместно с педагогами. Выявляла интересы, потребности, запросы родителей, уровень их педагогической знаний.
На втором основном (формирующем, этапе осуществляла сбор и обрабатывала собранный материал, проводила основную работу по просвещению родителей и педагогов ДОУ организовывала продуктивное общение всех участников образовательного пространства
навыки здоровьесбережения. Проводила семинары-практикумы, родительские собрания. Проводила индивидуальное или подгрупповое консультирование, лекции, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, круглый стол, семинары-практикумы, рекомендовала педагогическую литературу родителям. стихотворений о физической культуре, подобрала открытки с видами
На третьем, заключительном (контрольно-прогностическом, этапе (май 2012г.) я осуществляла статистическую обработку, логический анализ и систематизацию полученных данных. Формулировала выводы и давала практические рекомендаций.
Вывод:
1. У детей повысился уровень физической подготовленности, сформировались такие физические качества как быстрота, сила, ловкость, координация движений, выносливость. Благодаря проведению туристских походов и досугов у дошкольников хорошо развито чувство коллективизма, взаимопомощи и товарищества. Они доброжелательны и отзывчивы. У них хорошо сформированы практические навыки общения со сверстниками и взрослыми.
2. Целенаправленная работа активизировала родительскую общественность, обеспечила рост их педагогической компетентности в вопросах физического развития детей, установились доверительные отношения с родителями. Проводимая мною работа способствовала развитию их творческой инициативы, позволила привлечь родителей не только к оздоровлению детского организма, но и приобщению детей к здоровому образу жизни.
Таким образом гипотеза проекта подтвердилась полностью: повысился уровень физической подготовленности детей, обогатилась двигательная культура, наблюдалась положительная динамика в формировании представлений о здоровом образе жизни, потому что осуществлялась преемственность ДОУ и семьи в вопросах оздоровления и физического развития детей.
V. Продукт
- перспективно – тематический план
(физическое развитие) для детей от 1 года до 2-х лет
- спортивный праздник «Быстрее, выше, сильнее» на базе ДЮСШ «Вымпел»
- спортивный праздник «Малые олимпийские игры»на базе ДЮСШ «Труд»
- туристский слёт «Лес зовёт в страну чудес» на берегу реки Вырка - проведена исследовательская работа, направленная на решение выявленной проблемы
- видеофильмы
- фотоматериалы
- памятки для родителей
- анкеты
- семейные стенгазеты
VI.Список литературы
1. Авторская программа М. М. Прокопьевой «Семейная педагогика»;
2. Аралова М. А. Десять золотых правил проведения родительских собраний // Воспитатель ДОУ. 2007. №5
3. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М., 2001г.
5. Береснева З. И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ, М., 2004
6. Богославец Л. Г., Давыдова О. И., Майер А. А., «Работа с родителями в ДОУ» Управление ДОУ 2008г., №5
7. Ввозная В. И., Коновалова И. Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006
Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов/Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
8. Гордеева В. А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ //Управление ДОУ №8, 2006.
9. Данилина Т. А. Взаимодействие ДОУ с социумом – М. :АРКТИ, 2004.
10. Доронов Т. Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001.
11. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.
М: Мозаика – Синтез, 2007год.
12. Зверева О. Л. Методическая помощь воспитателю в подготовке к общению с родителями. // Управление ДОУ 2002г., № 4.
13. Зверева О. Л., Кротова Т. В. // Общение педагога с родителями в ДОУ//.
- Солодянкина О. В. «Сотрудничество ДОУ с семьей» М. 2004..
14. Кротова Т. В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи //Управление ДОУ №5,2003.
15. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья //Управление ДОУ №3, 2004.
16. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. //Управление ДОУ №7,2006.
17. Лукина Л. И. Работа с родителями в ДОУ. //Управление ДОУ №5,2004.
18. Оверчук Т. И. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. М., 2002.
19. Свирская Л. Шпаргалки для родителей //Детский сад со всех сторон. 2002 г.