Гусева Светлана
Педагогический проект «Расскажем детям о войне»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Расскажем детям о войне».
Сроки реализации: краткосрочный (26.04.2021 г. - 10.05.2021 г.)
Вид проекта : творчески – познавательный, коллективный.
Автор проекта : Гусева С. Н., старший воспитатель МБДОУ д/с №3. Возраст детей: дети старшей и подготовительных групп (5 – 7 лет, педагоги, родители.
Итоговое мероприятие: праздник «Пришла весна - пришла Победа!», выставки детского творчества ко Дню Великой Победы
Актуальность проекта :
Публикация «Педагогический проект „Расскажем детям о войне“» размещена в разделах
Воспитание патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста, т. к. именно на данном этапе формируется личность ребенка. ФГОС ДО предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и предлагает формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Поэтому перед педагогическими работниками дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обуславливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками. Одной из инновационных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых по ФГОС является проектная деятельность, интегрирующая все образовательные области (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие).
К сожалению, с каждым днём утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Детям нужно рассказать о ВОВ, о защитниках Родины – ветеранах, о том, как протекала жизнь в военное время, о военном оружии, о форме военных, о победе. Отсюда, в преддверии празднования Дня Победы возникает проблема: как помочь подрастающему поколению сформировать чувства долга, чувства уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа, но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется.
Необходимо попытаться восстановить связь, чтобы и наши дети ощутили: они тоже имеют, пусть и опосредованное отношение к далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Необходимо с детства рассказывать детям о войне, о тяготах войны не только для солдат, но и для всей страны, для простых людей. Верно,
Обратив внимание на то, что дошкольники страдают дефицитом знаний о войне, об участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был составлен проект «Расскажем детям о войне», где главным примером служит педагог, семья, семейные традиции, условия, в которых живёт и развивается ребёнок, взаимодействие с социальными партнерами.
Проект «Расскажем детям о войне» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова : на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны во время Великой Отечественной войны.
Новизна проекта :
• Создание единого образовательного пространства по теме проекта в семье и ДОУ;
• Систематизация имеющегося опыта по теме проекта;
• Использование инновационных технологий при реализации проекта;
• Использование компьютерных технологий при обучении и контроле знаний.
Цель проекта :
Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с событиями Великой Отечественной войны и праздником Победы.
Задачи проекта :
Образовательные
1. Знакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;
2. Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
3. Расширять знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.
4. Познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»;
5. Формировать представления детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики».
6. Активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т. д. ;
Развивающие
1. Развивать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
2. Развивать у детей умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, изобразительная деятельность и т. д.).
Воспитательные
1. Формировать эмоциональную заинтересованность;
2. Побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
3. Воспитывать патриотические чувства;
4. Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
5. Воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.
6. Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством совместного поиска информации.
7. Привлекать родителей к участию в создании наглядно – дидактического материала по теме Великой Отечественной войны.
Используемые методы:
• Игровые;
• Словесные;
• Наглядные;
• Практические.
Основные формы реализации проекта :
• экскурсии;
• ООД,
• чтение и обсуждение литературных произведений;
• просмотр презентаций о войне, мультфильмов;
• мини-выставки;
• консультации для родителей.
Ожидаемые результаты:
• у детей сформированы начальные представления о ВОВ.
• проявляют интереса к подвигу русского народа в годы ВОВ.
• высказывают свое отношение к героическому прошлому русского народа.
• сформирован эмоциональный отклик на произведения художественной литературы, изобразительного творчества, музыкального искусства о подвиге русского народа, празднике - День Победы.
• развитие у детей коммуникативных умений в игровой деятельности.
• участие детей в процессе обсуждения произведений художественной литературы, произведений изобразительного творчества.
• уважительное отношение к ветеранам, труженикам тыла, детям войны.
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
1. Постановка проблемы, определение основных задач и актуальности проекта.
2. Оформление уголка «Боевой славы» в группе (альбомы, книги, фотографии, поделки).
3. Создание альбомов для рассматривания, сбор произведений художественной литературы: альбом «Дети - герои войны», альбом «Боевая слава героев».
4. Выставка фотографий «Наши прадеды».
5. Сбор и создание игрового и наглядного материала для реализации проекта.
6. Разработка плана по реализации проекта.
Основной этап:
Представляет собой внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по ознакомлению с историей Великой Отечественной войны.
Выполнение проекта проходит в трех направлениях:
1. организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми.
2. самостоятельная деятельность детей.
3. работа с родителями.
Работа с детьми:
План реализации проекта
Познавательное развитие.
1. ООД «Наша армия». Цель: расширять представления детей о Российской армии, о том, как в годы ВОВ защищали Родину наши прадеды и деды.
2. ООД «Детям о войне и Победе». Цель: в доступной форме рассказать о войне, сформировать понимание, что война - это плохо и страшно. Познакомить с профессией «солдат», «артиллерист», «танкист», летчик», «моряк» и военной техникой: танк, корабль, пушка, самолет, пулемет.
3. Беседа «Боевая слава героев», «Дети и война», с демонстрацией иллюстративного материала (рассматривание альбома, просмотром роликов, презентаций. Цель: формирование у детей познавательного интереса к истории нашей страны.
4. Рассматривание альбома «Дети - герои войны», рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений, рассматривание альбома ордена и медали ВОВ
5. Просмотр видеофильмов: «Минута памяти», «Как прадеды мир отстояли», «День Победы».
6. Д/И «Кто шагает на параде?», «Что нужно артиллеристу, танкисту, летчику, разведчику и т. д», «Чья форма», «Что изменилось», «Военный транспорт», «Найди флаг» Цель: формировать представления детей о событиях ВОВ; познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа”.
7. Квест – игра «Дорогами бессмертного полка» .
8. Экскурсия в краеведческий музей (онлайн - экскурсия).
9. Просмотр презентаций: «Детям о Великой Отечественной войне»; «Города – герои»; «Памятники воинам – освободителям» .
10. Экскурсия к памятнику павшим героям в ВОВ и возложение цветов.
Социально – коммуникативное развитие.
1. Дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?», «Что для чего» (закрепление знаний детей о предназначении предметов военного времени).
2. Настольно-печатная игра «Вещи военного времени».
Цель: развивать связную речь; активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: боец, солдат, фронт, тыл, снаряды, поле боя, керосиновая лампа, примус, этажерка, радиоприемник, граммофон, гимнастерка, шинель, фляжка, котелок и т. д. ;
3. Коммуникативные игры: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого».
Цель: продолжать учить детей связывать игры единым сюжетом; самостоятельно распределять роли; использовать знания, полученные из жизни и на занятиях; воспитывать уважение к защитникам Отечества.
4. Сюжетно – ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь»
Цель: формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”.
Художественно – эстетическое развитие.
1. Рисование на тему «Военная техника». Цель: развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности; закреплять приёмы рисования акварельными красками.
2. Рисование «Вечный огонь» (подготовительная группа). Цель: развивать мелкую моторику рук, формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.
3. Рисование «Салют в честь праздника Победы». Цель: учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху - салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.
4. Рисование «Солдат- защитник Родины» (усложнение – «Солдаты шли на фронт». Цель: учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Закреплять рисовать крупно, располагать изображения на листе бумаги.
5. Лепка «Военная техника» (подготовительная группа). Цель: закреплять приёмы лепки.
6. Лепка «Танк» (старшая группа). Цель: побуждать детей самостоятельно изображать в рисунке, лепке, конструировании свои впечатления, используя полученные ранее знания и умения.
7. Конструирование «Голубь мира» (старшая группа). Цель: научить складывать фигуру «Голубь мира», на основе оригами базовой формы «треугольник» или «косынка». Учить складывать сосредоточено, тщательно выравнивать углы.
8. Аппликация «Открытка ветерану» (подготовительная группа). Цель: познакомить с созданием сюжетной композиции в аппликации.
9. Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей «Дети России – за мир», рисование стенгазеты «Пусть будет мир на всей планете»
10. Прослушивание песен военных лет, о войне.
11. Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д. Кабалевский "Марш" (детский, Г. Свиридов "Военный марш", В. Агапкин "Прощание славянки", «Священная война», «День победы».
12. Конкурс «Славим Победу!».
Речевое развитие
1. Участие в акции «Этот праздник со слезами на глазах» (онлайн).
Цель: подвести детей к восприятию художественных произведений о войне; учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
2. Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.
3. Знакомство с художественной литературой:
• Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил»
• К. Паустовский «Стальное колечко»,
• И. Туричин «Крайний случай»,
• Н. Ходза «Дорога жизни»,
• С. Я. Маршак «Мальчик из села Поповки».
• С. Алексеев "Они защищали Москву",
• Л. Кассиль "Твои защитники", «Памятник солдату», «Таран», «Воздух»,
• С. Михалков "День Победы",
• Е. Благина «Шинель»,
• чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»,
• А. Митяев «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему армия родная?»
Цель: закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Подвести детей к восприятию художественных произведений о войне;
Физическое развитие.
1. Военно-спортивная игра "Зарница"
Эстафеты: «Найди дорогу» (полоса препятствий, «Спаси бойца», «Переправа», «Построй крепость», «Партизаны», «Панфиловцы», «Разведчики», «Метание гранат», «Перетягивание каната», «Взятие крепости».
Цель: развивать физические качества, через подвижные игры, эстафеты.
2. Подвижные игры «Шагаем на параде», : «Пограничники и нарушители», «Разведка», «Военные самолеты», «Найди пакет», «Сигнальные флажки», «Слушай команду», «На границе».
Цель: побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла.
Работа с родителями.
1. Консультация для родителей: «Как рассказать ребенку о войне?».
2. Оформление уголков для родителей по теме «День Победы».
3. Выставка детско-родительских творческих работ ко Дню Победы.
4. Оформление подборки рассказов “ Детям о войне”.
5. Разучивание стихотворений с детьми о Великой Отечественной войне.
6. Помощь в организации предметно-развивающей среды: сбор фотодокументов для мини – музея «Согреем памятью сердца», помощь в создание Книги памяти
7. Домашний просмотр фильмов о ВОВ.
8. Оформление тематических фотоальбомов: «Наши деды-славные Победы», «Герой в моей семье», «Они нас защищали», «Дети - Герои войны
9. «Есть такая профессия - Родину защищать!» - выставка армейских альбомов, фотографий пап, дедушек
10. Помощь в организации и подготовке к Квест – игре «Дорогами бессмертного полка»
11. Участие в акциях: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»
12. Участие в городских, областных, федеральных конкурсах, фестивалях детского творчества (рисунков, поделок, чтения стихов, вокальных, танцевальных, театральных конкурсах)
Работа с педагогами
1. Консультация по организации мероприятий, посвящённых празднованию 76-летия Победы в ВОВ.
2. Сбор методического материала о Великой Отечественно войне, оформление тематических папок, подбор музыки, стихотворений, конспектов досугов, посвящённых Дню защитников Отечества, Дню Победы
3. Организация выставки методических, дидактических материалов по теме.
4. Работа с интернет ресурсами, создание электронного банка материалов по теме.
5. Участие в Акциях: «Поздравления для всех», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».
6. Участие в городских, областных, федеральных конкурсах, фестивалях детского творчества (рисунков, поделок, чтения стихов, вокальных, танцевальных, театральных конкурсах)
7. Оформление альбомов: «Города – герои», «Награды Великой Отечественно войны», «Оружие и техника Великой Отечественно войны», «Военные профессии»
8. Информирование общественности о проведении мероприятий по подготовке и празднованию Дня Победы в ДОО на сайте детского сада
Оформление в ДОУ
1. Оформление стенда в ДОО «Мы память бережно храним»
2. Оформление в группах «Уголков памяти», посвящённых Дню Победы
3. Создание в группах макетов, посвящённых Дню Победы.
4. Оформление выставки поделок, рисунков, посвящённой Дню Победы
Заключительный этап
1. Оценка и анализ выполнения задач проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).
2. Блиц – опрос «Что нового вы узнали о дне Победы».
3. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.
4. Продукт проекта : выставка детского рисунка ко Дню Великой Победы
5. Итоговое мероприятие: Утренник «Пришла весна - пришла Победа!»
Ресурсы проекта :
Научно – методические:
1. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашева «Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно – исследовательской деятельности»// Волгоград: Учитель -116с.
2. Короткова Н. Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников// Ребенок в детском саду. -2003. - № 5.
3. Журавлёва В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с. ;
4. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» / М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
5. Дидактическая игра https://steshka.ru/kartinki-i-kartochki-voennoj-tehniki-rossii-dlya-detey
6. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л. А. Кондрыкинской. -М. ,2011.
7. Комратова Н. Г. ,Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Метод. пособие. М. ,2007.
8. Шорыгина Т. А. Наша Родина- Россия. Метод. пособие. М. ,2011.
9. Иванова, Н. Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. [Текст] : Пособие для воспитателе ДОУ / Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96с.
Информационно – образовательные:
3. Стихи для детей о ВОВ https://tanyakiseleva.ru/stixi-dlya-detej-o-vojne/
4. Детские песни о войне https://allforchildren.ru/songs/vov.php