Епракся Даниелян
Педагогический проект «Использование нестандартного оборудования на занятиях и вне занятий. Облачко с кармашками»
Актуальность
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает в двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Одной из причин этого является их длительное пребывание в сидячем положении. Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа жизни. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Удовлетворить естественную потребность детей в движении и увеличить двигательную активность дошкольников, призваны занятия физкультурой. Это возможно, как за счет изменения методики проведения занятия, так и за счет применения на физкультурном занятии нестандартного оборудования, изготовленного руками педагогов или инструктора по физическому воспитанию из бросового материала. На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс упражнений живо, эмоционально, интересно. Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий.
Публикация «Педагогический проект „Использование нестандартного оборудования на занятиях и вне занятий, Облачко с кармашками“» размещена в разделах
Этому способствует и использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Новизна
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно, никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии. При его использовании у детей быстро формируются двигательные умения и навыки, вырабатывается чувство равновесия, формируется правильная осанка, проводится профилактика развития плоскостопия. Выполнение упражнений с предметами оказывает значительное влияние на освоение дошкольниками движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей. Вместе с тем активные действия с предметами в процессе упражнений будут способствовать познанию дошкольниками цвета, веса, формы, качества материалов и других свойств предметов. Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, сложить, делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия. Естественно совершенствуется и мелкая мускулатура, ведь предметы захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую. Создаются условия для творчества, усиливается интерес физическим упражнения. Практика работы с применением нетрадиционного оборудования показала, что создание благоприятной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования побуждает ребенка проявлять двигательную активность, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них. Оптимизация уровня двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Цель: укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта с использованием нестандартного оборудования.
Задачи:
Образовательная
• Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, равновесие)
• Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
• Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Оздоровительная
• Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
• Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.
• Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
• Удовлетворять потребность детей в движении
Воспитательная
• Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
• Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
• Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
• Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Таким образом, посредством использования нестандартного оборудования наряду с двигательной активностью развивается сноровка, внимание, ловкость, закрепляются знания цвета, формы, воспитывается умение быть в коллективе, увеличивается моторная плотность занятий, повышается эмоциональный тонус, стремление к достижению более высоких спортивных результатов, изобретательность в самостоятельной деятельности, закрепляются достижения коррекционно-восстановительной работы. Оказывается, чтобы заняться развитием общей координации, растяжением и расслаблением позвоночного столба, укреплением мышечного тонуса и многими другими важными для дошколят проблемами, вовсе не требуется хороших и сложных тренажеров, специального оборудования. Надеюсь, что в будущем наши детские сады будут оборудованы всем необходимым, а пока для рациональной организации двигательного режима мы используем нестандартное оборудование.
Проект :
игровой, долгосрочный, групповой
Участники проекта : воспитанники, воспитатель, родители.
Ожидаемые результаты:
• Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.
• Улучшение соматических показателей здоровья.
• Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
• Внедрение нестандартного оборудования, новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.
Этапы реализации
Этап Содержание Исполнители
Подготовительный Подбор материала для разработки подвижных игр и игр- упражнений Оформление папки-раскладушки “Использование нестандартного оборудования для занятий физкультурой в семье” КонсультацияНестандартное физкультурное оборудование для детского сада и семьи из бросового материала своими руками.
(консультация для воспитателей. родителей) воспитатель
Основной Изготовление нестандартного оборудование «Облачко с кармашками»
Создание комплекса игровых упражнений, заданий, п/и с нестандартным оборудованием «Облачко с кармашками» Воспитатель
Родители
Воспитанники
Заключительный Проведение спортивного – игрового досуга «Весёлое облачко»
Участие в муниципальном конкурсе нестандартного оборудование для групп раннего возраста. Воспитатель
воспитанники
Характеристика уровней физической подготовки.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ:
• Ребенок результативно, уверенно, точно, с хорошей амплитудой, в заданном темпе выполняет движения.
• Хорошо владеет техникой выполнения.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:
• Дети справляются с большинством элементов техники, допуская некоторые ошибки.
• Движения выполняет уверенно с небольшой помощью педагога.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:
• Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений.
• Не соблюдает заданный темп, действует в сопровождении показа педагога. • Движения скованные, координация движений низкая.